Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Конспект занятия «Лоскутное шитье. Возможности лоскутного шитья»
11 минут 2664 645

Конспект занятия «Лоскутное шитье. Возможности лоскутного шитья»

Smirnova foto copy copy copy copy copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Смирнову Татьяну Николаевну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Мантурово Костромской области. Сегодня Татьяна Николаевна предлагает вашему вниманию конспект занятия «Лоскутное шитье. Возможности лоскутного шитья». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Николаевны:

«Занятие предназначено для детей любого возраста. Шитье из лоскутков-один из древнейших видов народного творчества, но и настоящее время традиции лоскутной техники не потеряли своего значения»

Творческого чтения…


Конспект занятия «Лоскутное шитье. Возможности лоскутного шитья»

Посмотреть конспект в полной версии с рисунками

Цель

Ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения лоскутного шитья, развить понимание необходимости декоративной переработки изображаемых предметов и образов реального мира, воспитывать вкус, пробуждать фантазию, показать приемы соединения лоскутов.

Наглядные пособия: образцы, выполненные в технике лоскутного шитья, коллекция тканей для работы, отделочные материалы.

Оборудование: ножницы, иголки, лоскуты ткани, картон для изготовления шаблонов, гладильная доска, утюг, швейная машина.

Ход занятия

Ι. Сообщение познавательных сведений

Шитье из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитье из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи: коврики, сумки, покрывала и др. Кусочки тканей так искусно подбирались ими по цвету, соединялись в гармоничные, ритмически организованные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютными и красивыми.

Рассмотрим возможные варианты современных изделий, выполненных в одной из многочисленных традиционных лоскутных техник.    

Материалы для лоскутного шитья

Для пошива из лоскутов используются различные ткани и особенно полотняного переплетения. Это большая часть хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь), льняные, полульняные, шерстяные и др. Достаточно широко используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую блестящую поверхность, долговечны, легко стираются.

Лоскутное изделие может быть изготовлено из шерстяных или шелковых тканей и даже из обрезков трикотажа. Эти ткани требуют обязательной стежки, так как шерстяное полотно часто рыхлое и легко деформируется по косой нити, а трикотажное сильно растягивается и плохо держит форму. Или эти ткани нужно нашивать на основу (хлопчатобумажную, из синтепона). Очень тонкие ткани рекомендуется перед кроем продублировать клеевым флизелином для уплотнения.

Наилучшим материалом для изделий из лоскутов считается хлопок. Хлопчатобумажные ткани меньше деформируются, хорошо утюжатся, при ручной стежке сквозь них легко проходит иголка.

Однако для большего эффекта допустимо включение в изделия лоскутов атласа, шелковых, подкладочных, а также синтетических тканей. Они обычно имеют яркую расцветку и оригинальную фактуру – гофрированные, зернистые, с блеском или пушком. Используя в одном изделии различные по свойствам ткани, следует подбирать их таким образом, чтобы они были одной плотности (толщины). Собирать такое изделие нужно на основу или обязательно простегивать.

В настенных ковриках, аппликациях и игрушках используются разнообразные материалы: ткани, тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, шерстяная пряжа, пуговицы. Нередко приходится ориентироваться на подручные материалы: лоскуты, оставшиеся после изготовления одежды, старые вещи. Но ветхие ткани использовать не следует, так как в изделии они быстро протрутся.

Все заготовки предварительно следует проверить на прочность окраски. Для этого уголок ткани, краешек тесьмы или ленты проутюживают через мокрую ткань.

Если на ней остается след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки в теплой воде. При необходимости можно попытаться закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением столового уксуса.

Перед раскроем как более крупные куски тканей, так и мелкие лоскутки необходимо декатировать и, по желанию, подкрахмалить. Для многих изделий, выполняемых на швейной машине, удобнее использовать накрахмаленные заготовки.

Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки.

Под действие горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. А ведь лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

Чтобы избежать этого, и нужна декатировка. При декатировке хлопчатобумажные, льняные и сатиновые ткани полощут в горячей воде, отжимают, в случае необходимости опускают в подготовленный раствор крахмала, снова слегка отжимают и развешивают для сушки. Чуть влажные ткани утюжат вдоль долевых нитей по изнаночной стороне.

Мелкие лоскуты можно крахмалить холодным способом. В широкую миску наливают 1 литр холодной воды и размешивают в ней 1 столовую ложку крахмала и 1 чайную ложку соли, раствор взбалтывают. Затем каждый лоскут смачивают, отжимают и сразу же проутюживают.

Высушивать утюгом желательно по долевой нитке. Если по лоскутку невозможно определить долевую нить, надо двигать утюг поочередно по двум направлениям нитей.

Мелкие лоскуты просто отпаривают чрез влажную ткань.

Ткани типа подкладочной саржи, некоторые искусственные виды шелка и ворсовые материалы не декатируют, а только проутюживают по изнаночной стороне.

Материал от ношеных вещей используется в работе вперемежку с новыми тканями обычно в сочетании 1:3. Можно использовать ткани из смешанных волокон от плащей, курток, платьев и юбок, а также драп. Старое изделие осматривают, швы срезают, подгибы не выравнивают, а разрезают по линии сгиба, поскольку такие места невозможно хорошо разутюжить. Куски ткани с дефектами, следами от швов, вытачек, канты, застежки вырезают.    

При работе с кусочками ткани используют вспомогательные и прокладочные материалы. Вспомогательной является ткань (основа), на которую нашиваются мелкие детали. Из них затем формируются блоки ил крупные детали изделия.

Для основы требуется хорошо накрахмаленная тонкая хлопчатобумажная ткань.

Прокладка между лицевым полотном и изнаночным обычно делается из синтепона, ватина – шерстяного и хлопчатобумажного – или ровного слоя ваты.

Синтепон применяется для изделий, в которых стежка делается вручную.

Для машинной стежки хорошо использовать хлопчатобумажный (или с примесью синтетики) ватин.

Для небольших стеганых изделий (сумочки, грелки и т.п.) можно воспользоваться тонким поролоном толщиной 1,5-5 мм или ватином.

Подбор тканей по цвету

Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От их смешения образуются все остальные.

При смешении двух основных цветов получаются вторичные цвета.

Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим – зеленый, синего с красным – фиолетовый.

Следует рассортировать ткани по цвету. Из общей массы выделить ткани с белым фоном и мелким рисунком (так называемые бельевые). Они используются реже других и, как правило, в небольшом количестве.

Отдельно отложите белые, черные и серые ткани; они используются в сочетании с другими как разделяющие, нейтральные.

Серый цвет облагораживает любую гамму, только необходимо подобрать наиболее подходящий его оттенок.

Использование ткани белого цвета в качестве фона делает композицию мягче, нежнее, черного – придает ей монументальность, а всему изделию – массивность.

Изделие из лоскутов должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

Во-первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного цвета, либо соединяя цвета одной цветовой области, например, основной цвет красный и его оттенки комбинировать с прилегающими к нему промежуточными – красно-фиолетовым и оранжево-красным цветами.

Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения.

Дополнительными (или контрастными, противоположными) называют цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга.

Они дополняют, т.е. усиливают цвет друг друга, если находятся рядом. Сшивая цветные лоскуты, учитывайте это сходство, если хотите сделать изделие более ярким и контрастным.

Колорит – это совокупность всех цветов изделия, их соотношение по тону, насыщенности цвета.

Холодные и теплые цвета расположены в цветовом круге вправо и влево от желтого. Каждый цвет может иметь более теплый (в сторону желтого) или более холодный (в сторону синего) оттенок.

Ахроматические цвета (белый, черный и серый) используются и с теплыми, и с холодными. При сочетании с ними они сами будут становиться либо теплыми, либо холодными.

Встречаются очень пестрые ткани, которые трудно отнести к какой-то одной группе. В изделии их можно чередовать с более бледными по цвету лоскутками.

На фоне пестрых тканей заметно выделяются однотонные ткани, без рисунка. Они как бы выступают вперед на пестром фоне, организуют каркас композиции. Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии в общей композиции.

Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности. Его роль может выполнить и самый темный, и самый светлый цвет.

Не надо стремиться к большому количеству разнообразных тканей в одном изделии. Достаточно взять 3-5. Например, однотонную ткань темно-синего цвета и 2-3 ткани с синими (голубыми) цветами.

Рабочее место

Для работы лучше всего использовать большую ровную поверхность – чертежную доску, лист фанеры или свободное пространство рабочего стола. Лоскутки надо расположить так, как должно быть в готовом изделии, и приколоть булавками к основе.

Надо, чтобы макет изделия полежал день на видном месте. За это время можно увидеть, гармонируют ли цвета, и заменить детали, которые вам не нравятся.

Вот поэтому лучше работать на отдельном месте.

ΙΙ. Заключительная часть.

Вопросы для закрепления:

  1. Как можно определить прочность окраски ткани?
  2. Для чего крахмалят ткани?
  3. По каким признакам производится подбор тканей?

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608