Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" учитель МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 3 VIII вида г. Березники Пермского края Мехед Ольга Николаевна предлагает вашему вниманию адаптированную программу по трудовому обучению: профиль «Растениеводство» для специальной коррекционной школы VIII вида. Данный материал будет полезен педагогам СОШ.
Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:
«Настоящая программа составлена для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) VIII вида. Отличительной чертой данного курса является объединение двух государственных программ «Цветоводство и декоративное садоводство» и раздела «Растениеводство» государственной программы «Сельскохозяйственный труд». Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы»
Профессионального чтения…
Адаптированная программа по трудовому обучению: профиль «Растениеводство» для специальной коррекционной школы VIII вида
Посмотреть Программу в полной версии
1. Актуальность программы
Одно из приоритетных направлений социального развития - достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства.
Настоящая программа составлена на основании программ специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), рекомендованных Главным учебно-методическим управлением общего и среднего образования Госкомитета СССР по народному образованию 2-е издание 1989г.Отличительной чертой данного курса является объединение двух государственных программ «Цветоводство и декоративное садоводство» и раздела «Растениеводство» государственной программы «Сельскохозяйственный труд». Исключение раздела «Животноводство» программы «Сельскохозяйственный труд» обусловлено невозможностью создания животноводческой базы при школе и отсутствием вблизи расположенных животноводческих хозяйств. Наличие большого пришкольного участка с огородом, цветником, декоративными, плодовыми деревьями и кустарниками позволяет доступно изучить темы данной рабочей программы.Воспитанники детского дома на весеннее – летние каникулы уезжают в деревню Редикор, в которой имеются земля и теплицы, принадлежащие им. На этой земле учащиеся выращивают все основные овощные культуры, декоративными растениями, в теплице ухаживают за огурцами, томатами, перцами. такая работа позволяет учащимся закреплять и совершенствовать полученные на уроках растениеводства практические навыки. Работая на этой земле, они видят результаты своей деятельности.
Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека, которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство взаимопомощи.При обучении сельскохозяйственному труду и цветоводству развивается мышление и мелкая моторика, способность к пространственному анализу, речь, внимание, память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является учет психолого-педагогических характеристик обучающихся. Учитывая низкую работоспособность и быструю утомляемость нервной системы при выполнении практических работ для них снижается объем выполняемой работы, подбираются задания, требующие меньших Развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушений психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в коррекционной школе VIII вида носит коррекционно-развивающий характер. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка. У большинства детей с умственной отсталостью наблюдаются трудности с восприятием, отмечаются периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли и др. свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что ученики в состоянии понять и усвоить содержание урока. Каждый ученик имеет индивидуальные свойства, он мыслит, переживает. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу.
Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.
В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. Например, первоначальные упражнения проводятся под руководством учителя, он исправляет ошибки, Дополнительно разъясняет то, что ученикам было недостаточно понятно. По мере овладения правилом самостоятельность их увеличивается. Трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.
Характерен замедленный темп обучения. Необходимо осуществлять повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
Весь материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления
У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. Целостная картина изучаемого материала складывается не сразу, часто ученик не видит многих деталей и огромное значение имеет правильное применение наглядности.
Большое значение имеет наглядность в процессе обучения.
Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки, не отвлекая внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле, подавать должны дозировано. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно. Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление, важно соединить наглядность с практической деятельностью
Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит, быстро ученик теряет нить рассказа и запутывается.
Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности, и начинаться должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала учащиеся учатся находить названия учебника, условные обозначения, нужную страницу, иллюстрации, пояснения к ним, текст. Учащихся необходимо научить рациональным приёмам деятельности с аппаратом ориентировки учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их.
Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда, физических усилий, а также предоставляется дополнительное время отдыха.
2. Цели и задачи программы
Введение данного предмета в учебный план школы направлено на приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Знания и элементарные умения, и навыки из области данного курса должны повысить в современных условиях возможности социальной адаптации наших выпускников.
Задачи курса «Растениеводство»:
- разностороннее развитие личности обучающихся, с ограниченными возможностями; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;
- приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;
- освоение технологических знаний, основ сельскохозяйственных технологий на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, о значение здорового питания в жизни каждого человека.
3. Программы и технологии, лежащие в основе программы
Предлагаемый учебный курс «Растениеводство» по своему содержанию является адаптированным. Данный курс тесно связан с такими предметами: как социально - бытовая ориентация, неживая природа, биология растений, география, с факультативом «Элементы химии в быту».
Программа курса «Растениеводство» разработана в соответствии: с
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки;
- Концепции СФГОС для детей с ОВЗ;
- Проектом ФГОС для умственно отсталых детей (2014 год);
- Проектом примерного ООП для умственно отсталых детей (2014 год);
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5- 9 классы сборник 2 Владос 2011 год
2.Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд 5 класс Москва «Просвещение» 2005 год
3.Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд 6 класс Москва «Просвещение» 2009 год
4.Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд 7 класс Москва «Просвещение» 2009 год
5.Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд 8 класс Москва «Просвещение» 2007 год
6.Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд 9 класс Москва «Просвещение» 2008 год
7.Ковалева Е.А. рабочая тетрадь Сельскохозяйственный труд 5 класс Москва «Просвещение» 2007 год
8.Ковалева Е.А. рабочая тетрадь Сельскохозяйственный труд 6 класс Москва «Просвещение» 2008 год
9.Чувикова А.А, Потапов С.П, Коваль А.А, Черных Т.Г. Учебная книга садовода М., «Колос» 1980 год
10.Кассанелли Н. Цветники, клумбы, цветочные бордюры. издательство «Клуб семейного досуга» Белгород 2012 год
11.Новак В. Террасы, патио, детские площадки. издательство «Клуб семейного досуга» Белгород 2012 год
12. Кассанелли Н. декоративные кустарники, живые изгороди и газоны. издательство «Клуб семейного досуга» Белгород 2012 год
13.Небесный С.Юным овощеводам. Москва «детская литература» 1985 год
14.Крюгер У., Янтра И., Халина Х. 1000 прекрасных растений в вашем доме БММ АО Москва 1997 год
16.Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество учителя УЦ «Перспектива» Москва 2013 год
17.Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам УЦ «Перспектива» Москва 2013 год