Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование артикуляционной гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста
8 минут 2868 770

Использование артикуляционной гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста

Vankaeva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ванькаеву Ольгу Николаевну, учителя-логопеда МКДОУ детский сад № 10 «Жаворонок» г. Элиста Республики Калмыкия. Сегодня Ольга Николаевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по использованию артикуляционной гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:

«Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей   все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься по исправлению речевых нарушений».

Познавательного чтения…


Использование артикуляционной гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста

Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей   все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Поэтому с такими детьми необходимо заниматься по исправлению речевых нарушений.

Самым распространенным недостатком в речевом развитии детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения.

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками русского языка к 5 годам. Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостатки звукопроизношения оказывают негативное влияние на эмоционально-психическое состояние малыша, мешают не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Благотворное влияние на развитие речи наших детей оказывает артикуляционная гимнастика.

Что   такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое.

Понятно   ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со свестниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

  • формирование правильного произношения звуков (чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата).
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматически правильной, хорошо развитой, связной речи;
  • подготовка ребенка к школьному обучению.

 Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям на развитие речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью «Весёлых историй о Язычке». На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания, слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

  • Упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? Где он находится (верху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить затем, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в заданном темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужного положения даже короткое время, нужно выбрать более лёгкое упражнение на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно достичь положительных результатов за короткий срок.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и всё получится. Педагоги и учителя –логопеды работают над укреплением, совершенствованием, и развитием речи в области коммуникативного общения.

Итак, вы сегодня познакомились с одним из приемов работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата.

Уважаемые коллеги! Конечно, серьёзные речевые дефекты - предмет сферы деятельности учителей-логопедов. И вместе с тем чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего планомерная и систематическая работа педагогов, родителей.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1157 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6237 676