Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проект «Учись жить в безопасности»
16 минут 3246 793

Проект «Учись жить в безопасности»

Ginyatulina foto2Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Гинятуллину Фанузу Анисовну, воспитателя МБДОУ № 5 «Золотой ключик» п.г.т. Актюбинский Республики Татарстан. Сегодня Фануза Анисовна предлагает вашему вниманию Проект «Учись жить в безопасности» . Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Фануза Анисовна:

«Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. Время реализации проекта 1 год. Материал разработан в соответствии с ФГОС».

Познавательного чтения…


Проект «Учись жить в безопасности»

Посмотреть проет в полной версии

Введение  

Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса

Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечении безопасности участников образовательного процесса,  является закон РФ «Об образовании», который в пп.3 ч.3 ст.32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.    Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Работа в этом направлении по большому счёту сводится к нахождению ответов на вопросы: «Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?»

В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила для нас основанием для выбора данной темы. Проект реализуется в рамках комплексной программы «Истоки». Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72;

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

• Закон РФ «Об образовании»;

• Типовое положение о ДОУ;

• СанПиН 2.4.1.3049-13;

• Устав ДОУ;

• ФГОС ДО.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности.

Существует четыре особенности обучения детей:

  • обучение словом – это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);
  • непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);
  • обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);
  • обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности:

  • Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
  • Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
  • Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это – родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду. Был разработан перспективный план работы с родителями.

Хочу ещё раз отметить, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Цель проекта:

Изучить теоретически научно- методическую литературу по проблеме проектной работы;

Разработать для практической реализации рабочую программу.

Задачи проекта:

  1. Отбор содержания научно-методической литературы по проблеме безопасности жизнедеятельности;
  2. Подбор диагностик, методик для определения эффективности
  3. Определение, уточнение средств обучения, воспитания, методов, технологий.

Целевая группа проекта:

Дети подготовительной группы

Срок реализации проекта 2013- 2014 учебный год.

Место реализации проекта:

МБДОУ №5 «Золотой ключик» п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (с сентября 2013 года)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме проекта

Подбор материалов по теме проекта.

Разработка плана мероприятий.

2. Основной этап (2013-2014 учебный год)

Презентация на тему «Дорожная безопасность».

Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).

Презентация на тему «Специализированный транспорт».

Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей».

«Если я дома один», беседа с последующим анализом.

«Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом.

Конкурс детско-родительского плаката «Не играй с огнём»

«Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом.

Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки».

Развлечение «Незнайка на улицах города» с участием представителя ГИБДД

Работа с родителями – изготовление информационного материала для детей по темам: «Правила дорожного движения», «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!».

Викторина «Огонь-друг, огонь-враг»

Конкурс детских рисунков «От чего бывает пожар». «Огонь-друг, огонь-враг»

Экскурсия в пожарную часть

«Безопасный отдых на природе» экскурсия в парковую зону.

Тестирование родителей «Откуда опасность?»

Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

Чтение детской художественной литературы о чрезвычайных ситуациях: Б.Жидков «Дым», С.Я.Маршак «Пожар», «Дядя Стёпа», сказка «Как человек подружился с огнём» и др.

3. Заключительный этап (июнь)

КВН «От маленькой искры большой пожар бывает»

Музыкальное представление «Правила дорожные – правила надежные»

Участие во Всероссийском детском конкурсе по основам безопасности жизнедеятельности «Простые правила».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Сформированность у детей необходимых представлений, умений и навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • Расширение знаний родителей по обучению детей основам личной безопасности.
  • Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания детей;
  • Формирование у педагогов умения работать с научно-методической литературой.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

В своей работе я опиралась на парциальные программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной и O.JI. Князевой и «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева.

В 1995 году была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина и O.JI. Князева), в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.
Авторы программы обращают внимание на то, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных.

В разделе «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» программы «Основы безопасности дошкольников» Ананьев В.А. определяет задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище.

По мнению автора программы, необходимо ориентировать детей на здоровый образ жизни, формировать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, в чем состоит профилактика таких заболеваний.
При этом В.А. Ананьев определяет следующие пути решения задач: занятия, игры- занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и развитие их физической активности.
Основная литература:   

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – СПб, «Детство-Пресс», 2002 г
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – М, «Просвещение», 2008 г
  3. Белая К.В., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников – М, «Просвещение», 1998 г
  4. Захарова Т.А. Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности // Управление ДОУ №2, 2009 г
  5. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения – СПб, 1997 г

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2271 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2095 607