Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа»
9 минут 3263 1059

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа»

Shilan fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шилан Татьяну Александровну, учителя - логопеда МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орск Оренбургской области. Сегодня Татьяна Александровна предлагает вашему вниманию конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа». Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Александровны:

«Как известно, речь – инструмент развития высших психических функций ребенка. Обучая ребенка, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта, готовим почву для его успешного обучения в школе. Используя на занятиях различные игровые моменты, можно весело и интересно добиться от ребенка ожидаемых результатов - расширить словарный запас, развить познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление)».

Интересного чтения…


Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа»

Посмотреть конспект в полной версии с рисунками

Актуальность занятия

Как известно, речь – инструмент развития высших психических функций ребенка. Обучая ребенка, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта, готовим почву для его успешного обучения в школе.

Практическая значимость

Используя на занятиях различные игровые моменты, можно весело и интересно добиться от ребенка ожидаемых результатов - расширить словарный запас ребенка, развить познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).

Степень распространения:

Данный конспект может быть интересен для учителей-логопедов и для воспитателей ДОУ.

Цель:

Развитие речи детей и подготовка их к школьному обучению

Задачи:

  • активизировать словарный запас ребенка – словами – антонимами, эпитетами;
  • развивать умение точно формулировать свои мысли;
  • совершенствовать умение дифференцировать гласные – согласные звуки;
  • развивать речедвигательный аппарат;
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать слуховое, фонематическое восприятие;
  • формировать умение рассуждать, делать выводы;
  • совершенствование звуко – слогового анализа и синтеза;
  • развивать высшие психические функции

Оборудование: кассы букв и слогов, цифры, ребус «Школа», портфель, мяч, картина «Ежики»- деление слов на слоги, фишки, схемы предложений, игра «Кто лишний?», абаки

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, покажем, как вы научились правильно и красиво разговаривать, читать, как подготовились к школе.

А поможет нам в этом наш старый знакомый…

Послушайте загадку и догадайтесь, кто же это?

- Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут (мяч)

2. Основная часть занятия:

Посмотрите внимательно и вспомните, он такой же, как и наш старый мяч?

(Нет, он другой).

Задание: «Назови отличия»

Давайте вспомним, какой был прежний мяч по цвету:

Он был однотонный, а этот - … разноцветный. Еще чем отличаются мячи?

Один гладкий, а другой… ворсистый,

упругий … мягкий,

резиновый – тканевый...

Задание: «Какой мячик?»

Давайте вместе с вами придумаем, какой наш мячик по характеру?

Веселится - веселый,

озорной, радостный, задорный, неунывающий…и т.д.)

А если наш мячик любит задавать вопросы, то как мы его назовем?

(Любознайка, Вопрошайка, Знайка и т.д.)

Однажды наш мячик Любознайка катился по дороге и подкатился к большому многоэтажному зданию, с большими светлыми окнами, с вывеской над дверью.

Интересно, что же это за здание?

Задание: «Отгадай ребус»

Наш мячик - Любознайка принес нам ребус, отгадав его, мы узнаем, что же это за здание?

Чтобы отгадать ребус нужно расставить рыбок по порядку (дети отгадывают ребус, у них получается слово «ШКОЛА»).

-Как вы думаете, кого увидел Любознайка в школе? (учеников, учителей)

- А какие вопросы он мог задать им? (дети придумывают вопросы, которые мог задать мячик).

Вопросы детей:

-Что вы несете в портфеле?

-Какие предметы вы изучаете?

-Для чего нужно учиться в школе? и т.п.

Ребята, давайте и мы с вами поиграем в школу.

Звонок на урок

I. Урок русского языка

Игра: «Гласный - согласный» (с мячом, дети определяют гласный или согласный названный звук)

А - гласный, П - согласный, Ы- гласный, Ш - согласный и т.п.

Игра «Какое слово я задумала»

Логопед: «бросает» детям звуки: Д,О,М = ДОМ; У,Т,К,А = УТКА, Л,У,Н,А= ЛУНА, С,Т,У,Л= СТУЛ, Ш,У,Б,А= ШУБА и т.п.

Далее дети проводят звуко - слоговой анализ слова «ШУБА»:

-определяют количество слогов,

-количество звуков в каждом слоге,

-определяют какие есть гласные звуки в слове,

-вспоминают правило: «сколько в слове гласных, столько и слогов»

Физминутка «Перемена»

Звонок на урок

II. Урок математики

Наш Любознайка интересуется, а чем занимаются на этом уроке?

(ответы детей: учат цифры, учатся считать, решают задачи и т.д.)

Игра «Домики» (каждое окошечко соответствует звуку).

Логопед: Дети, перед вами лежат картинки.

-Определите количество звуков в слове, отсчитайте их на абаках.

-Затем подставьте картинку к нужному домику.

РЫБА- 4 звука, КОТ- 3 звука и т.п.

Работа с цифрами:

Определите, какой по счету звук «Ш» в словах - Шум (в слове «шум» звук «ш» первый по счету) и т.д., коШка, пШено, маШина, кувШин, плутиШка и т.п.

Игра «Будь внимателен»

Прослушай ряд слогов. Покажи цифрой, сколько слогов ты слышишь.

СА-СО-СЫ (3)

ОС-УС (2)

МУ-ТУ-ПУ-ШУ (4)

КА-КО-КА (3)

Логопед: сейчас я предлагаю разделиться на две команды и устроить соревнования: какая команда придумает больше слов.

По картине «Ежики» дети придумывают слова из 2,3-х слогов.

Логопед: теперь послушайте загадку:

7 ночей и дней в неделе,

7 вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

Логопед: Дети, назовите школьные принадлежности, о которых шла речь в этом стихотворении (промокашка, тетрадь, перо, резинка, пенал, карандаш, букварь).

- Скажите, сколько их всего.

- Составьте предложение, используя какую-либо школьную принадлежность из загадки.

-Запишите схему предложения.

-Выбираем наиболее понравившееся предложение, делаем его анализ.

(Мама купила красивый пенал)

-Как мы записываем первое слово в предложении.

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое, второе и т.д. слово.

- Как пишутся слова в предложении?

- Что нужно поставить в конце предложения?

Физпауза. Игра: «Где мы были, что мы делали».

Звонок на урок

III. Урок развития творческих способностей

Игра «Догадайся, какая это буква»

Дети на ощупь догадываются какая у них в руках буква (используются «шероховатые» буквы Монтессори).

Затем буквы вывешиваются на доску, из них дети составляют слова: М, А,С,Т,О,К,И,Ш,Н,П,У (Мак, кот, мост, нос…)

Игра «Что лишнее?»

Логопед: В школе наш Любознайка увидел интересную картину.

- Как вы думаете, какой вопрос у него возник? (Он подумал, что здесь что-то лишнее)

Ранец, тетрадь, пенал, карандаш, пирамида (картинки)

Ученик, школьник, учитель, малыш (на слух)

Осень, зима, лето, февраль (читают)

Логопед: Почему слово февраль лишнее? (Это не время года, а зимний месяц)

-Какого времени года не хватает? (Не хватает весны). Дети устанавливают последовательность времен года, используя картинки.

3. Подведение итогов занятия.

Вот и закончился наш школьный день.

- Расскажите, что вам понравилось в школе больше всего.

- Чем мы сегодня занимались?

- О чем вы расскажите сегодня нашему Любознайке?

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2313 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2138 608