Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления детей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
19 минут 5353 939

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления детей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Musina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Мусину Ольгу Николаевну, инструктора по физической культуре МАДОУ Д/с № 122 г. Орск Оренбургской области. Сегодня Ольга Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления детей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУи заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:

«Метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма   возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные способности».

Познавательного чтения…


Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления детей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Для детей 2 – 7 лет средой жизнедеятельности является детский сад, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставят перед ним педагоги, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Развивающие кинезиологическая методы как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается многолетним опытом. На протяжении нескольких лет я провожу со своими воспитанниками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей.

Кинезиология сегодня предоставляет одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений. Кинезиология охватывает полный спектр помощи здоровью, начиная от лечения физического тела, как в хиропрактике, остеопатии и спортивной медицине, так и использование в более тонких областях, как в психотерапии и целительстве. Учитывая широкую сферу воздействия от физического тела до эмоциональных и духовных областей, кинезиология в 90-ые годы во многих странах стала неотъемлемой частью здравоохранения и на правах отдельного направления и в качестве вспомогательного метода традиционной медицины.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, «логос» - наука. В медицине так называется изучение мышц и движений тела.

Федерация Кинезиологии использует следующее определение: «кинезиология, буквально изучение движений тела, - это целостный подход балансирования движения и взаимодействий человеческих энергетических систем». Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие ребёнка. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на проявление подобного дисбаланса.

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов есть большой выбор программ, технологий, методик. Все они направлены на всестороннее развитие ребенка: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое. Но традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма   возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные способности.

Сегодняшние дошкольники – это будущее третьего тысячелетия, и им необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полноценном здоровье.

Миссией нашего ДОУ является интеллектуально-творческое развитие дошкольников в условиях здоровьесберегающего пространства. Поэтому приоритетными направлениями работы являются: психическое и физическое развитие и здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Обозначив   проблему интеграции   приоритетных направлений работы в рамках реализации программы развития, мы попробовали по- новому взглянуть на синтез развития умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные (кинезиологические) упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.

Истоки кинезиологии:

  • Древнекитайская философская система Конфуция
  • Древнеиндийская йога
  • Кинезиотерапия в Древней Греции (врач Греции Гиппократ)

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих соматические заболевания, что заметно сказывается на формировании их психологических особен­ностей. Нарушения речи сопровожда­ются пониженной тревожностью, лабильностью нервной системы, низкой способностью к умозаключениям. При нарушениях зрения число случаев зрительной лево­сторонней асимметрии составляет 83%. В то же время нару­шения зрения компенсируются хорошей сохранностью межполушарных связей. Развитие зрительного восприятия и дви­гательной сферы тесно взаимосвязаны. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения запаздывает в развитии. Для них характерна нескоординированность зри­тельно-двигательных функций, нарушение микроориентиро­вания и ослабленность различных групп мышц. Им необхо­дима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сен­сорной информации, обеспечивающей формирование дви­гательной сферы, контроль за ее функционированием. Пер­вым необходимым средством координации являются упраж­нения для укрепления и восстановления мышц глаза. В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а также укрепление межфунк­циональных связей зависит от работы по развитию синхрон­ных движений глаз и рук.

Заболевания дыхательной системы усиливают акцентуа­ции характера и тревожность на 5—11%. У детей отмечается функциональный дефицит правого полушария и повышение функций левого. Для таких детей характерен сниженный темп в работе, повы­шенная утомляемость, двигательная расторможенность, ко­лебания внимания, импульсивность и патологические син­кинезий.

Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической пато­логии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностями адаптации в целом. Данное обстоятельство требует поиска профилактических и реабилитационных средств, комплексного подхода к сохранению здоровья детей.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно на занятиях как в ДОУ, так и в школе.
Необходимо учитывать, выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В том случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, специальный кинезиологический комплекс, рекомендуется применять перед подобной работой. Причем следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

Занятия по физической культуре с использованием комплекса кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста мы начали проводиться с 2010 года.

Диагностический этап проводится совместно с психологом и воспитателями групп. Диагностика включает в себя определение функциональной асимметрии мозга, ведущей модальности, индивидуального латерального профиля, исследование двигательных функций руки: проба на исследование праксиса позы, проба Хэда, проба на реципрокную координацию, проба на динамическую координацию движений (по М.Б.Эйдиновой). Дальнейшая работа строилась с учетом данных диагностики. При обучении детей данному комплексу упражнений большое внимание на начальном этапе уделяется объяснению механизма выполнения упражнений и формированию двигательных навыков, поэтому все упражнения на базовом этапе проводились в игровой форме. Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия: занятия проводятся в доброжелательной обстановке, от педагога требуется четкое и точное объяснение и показ упражнений, от детей требуется точное выполнение движений. Большое значение использование данного комплекса имеет и для детей логопедической группы, так как упражнения непосредственно направлены на преодоление специфических нарушений: развитие речи, развитие координации движений, развитие тонкой моторики рук и др.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Кант).

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Для развития тонкой моторики рук на физкультурных занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, мешочки и др. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу, фактуре. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научится сравнивать мячи, осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.

В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.) темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организация занятий.

Продолжительность кинезиологических упражнений на физкультурных занятиях зависит от того, в какую часть занятия входит комплекс.

Кинезиологический цикл:

Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель); перерыв (2 недели).

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие межполушарных связей (комиссур).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.

Комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия:

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба вы­полняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) поряд­ке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоско­сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Вы­полняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в вы­полнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ла­донь»), произнося их вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Возьмите в обе руки по воображаемому карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль­но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5.Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно от­пустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положе­ние рук «с точностью до наоборот».

6.Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сце­пите пальцы в замок, вывер­ните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ве­дущий. Палец должен дви­гаться точно и четко, не до­пуская синкинезий. Прика­саться к пальцу нельзя. Последовательно в упражне­нии должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс для кинезиологической профилактики соматических заболеваний - упражнения из данного комплекса включаются в ОРУ, игры малой подвижности.

Упражнения для активизации работы мышц глаза

Цели: Упражнения способствуют снятию статического напря­жения, улучшают кровоснабжение, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вести­булярных реакций, способствуют улучшению координации движения глаз и головы, улучшают упругость век.

1. Поверните голову назад и постарайтесь увидеть пред­меты, находящиеся сзади. Выполните упражнение 2—3 раза для правой и для левой стороны.

2. Возьмите мяч в руки. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Сле­дите глазами за мячом. Повторите 4—5 раз.

3.Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мячом. Повторите 5—8раз.

Дыхательные упражнения

Цели: Улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

1.Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым силь­ным звуком а-а-а (чередуйте со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

2.Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание, (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните, (руки опустите вдоль тела).

3.Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через сто­роны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с от­крытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с силь­ным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив го­лову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки подни­мите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно вы­дохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь.

Комплекс кинезиологических упражнений на физкультурных занятиях включается в ОРУ, в основные виды движений, в   игры малой подвижности

Упражнения в перекладывании предмета

1.Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1—2 —руки в стороны — вдох; 3—4 — руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку — выдох. То же, мешочек в левой руке.

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах

1.Броски и ловля мешочка двумя руками, дети стоят на расстоянии 2—4 м друг от друга.

2.Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей. То же одной правой ру­кой, одной левой.

3.Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле

4.Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой.

5.Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей. То же одной правой ру­кой, одной левой.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета

1. Дети стоят по кругу, у каждого в руках по мешочку. Передача мешочков вправо (влево) по сигналу. То же с раз­личными заданиями на слуховое внимание.

2. Дети сидят по-турецки или стоят   по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замол­кает — передача прекращается, с возобновлением музы­кального сопровождения игра продолжается.

Апробация   комплекса кинезиологических   упражнений в ходе ВОП с детьми старшего дошкольного возраста доказала его эффективность:

  • улучшились показатели координации движений;
  • наблюдается положительная динамика развития крупной и мелкой моторики у детей;
  • улучшились показатели саморегуляции и произвольного праксиса.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
1. Занятия проводятся утром.
2. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
4. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
5. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Использованная литература
1. Арефьева Т. Гармония движения и мысли [Текс] : психомоторика / Т. Арефьева  // Обруч. - 2012. - № 2. - С. 16-17.
2.Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр [Текст] / С.Ю. Афонькин, М.С. Рузина. - СПб., 1997.
3. Голубева В. А. Коррекция нарушений поведения у детей со сложной структурой дефекта [Текст] / В. А. Голубева // Логопедия сегодня. - 2009. - № 4. - С. 65-68.
4.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.
5.Коронаева Е. Служба ранней помощи [Текст] : коррекция нарушений в развитии / Е. Коронаева // Обруч. - 2010. - № 5. - С. 9-10.
6.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст] : сб. метод. рек. / Л. В. Лопатина [и др.]. - СПб. : САГА. - 271 с. - ISBN 5-9754-0006-6 (Сага).
7. А.Л Сиротюк “Обучение детей с учетом психофизиологии”.
8. М.М.Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.
9. Б.Н.Чумаков «Валеология»М.: Педагогическое общество России, 2000.
10. Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс 2000.
11. Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков»М.; изд. центр «Вентана-Граф» 2004.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5615 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5971 610