Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие мелкой моторики через ручной труд у детей с задержкой психического развития
17 минут 2418 784

Развитие мелкой моторики через ручной труд у детей с задержкой психического развития

Domarenko fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Домаренко Надеждой Ивановной, воспитателем ГБДОУ ДС № 24 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Надежда Ивановна делится своим опытом работы по развитию мелкой моторики через ручной труд у детей с задержкой психического развития. Данный материал будет интересен как педагогам, так и родителям .

Краткий комментарий к статье от Надежды Ивановны:

«Моя статья предназначена для дошкольных специалистов и родителей. В ней я постаралась представить некоторые игры и приемы из моего опыта работы, которые могут быть использованы для развития у детей мелкой моторики».

Творческого чтения…


Развитие мелкой моторики через ручной труд у детей с задержкой психического развития

Еще М.И.Кольцовой путем исследований было установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тесная связь речевой функции и функции пальцев рук выявлена педагогами и врачами. Если плохо развита мелкая моторика рук, то задерживается и речевое развитие. Тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускорит процесс функционального созревания мозга. Еще И.П.Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие "центров" речи в обоих полушариях.

Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться очень рано, с 3 —4 —х месячного возраста. Вначале это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. А затем, с 7 —8 месяцев, уже вполне возможна и активная тренировка.

В Японии, например, тренировку пальцев рук у детей в детских садах проводят с 2-х лет, это стимулирует умственное развитие и способствует выработке таких основных элементарных умений, как одевание, раздевание, застегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

Работа по развитию мелкой моторики у детей должна носить игровой характер, заинтересовывать ребенка. В своей работе я использую "пальчиковые игры" как физминутки на занятиях. Игры эти очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, яслях, так и дома в семье. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В этих играх дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз", "под", "над" и т.д.

Но, кроме описанных выше различных упражнений и пальчиковых игр, необходимо использовать для развития ручной моторики также и различные движения, занятия. Это, например, перекладывание мелких предметов с одного места на другое. Можно предложить распределить игрушки и предметы по размеру, цвету. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание пуговиц, палочек, зерен по небольшим коробочкам; нанизывание бус, комочков, пуговиц на нитку, передвижение косточек на счетах, вырезание из бумаги картинок по контуру и раскрашивание их. Целесообразно использовать пластилин и бросовый материал, конструкторы и т.д. Систематическая работа по развитию мелкой моторики улучшает у детей внимание, память, слух, зрение, и в дальнейшем способствует хорошей технике письма. Дети при обучении элементам письма ведут более "уверенные" линии, ровнее держат строчку, сохраняют наклон.

Теория   и   практика   указывают   на   широкие   возможности   этой увлекательной и полезной деятельности в целях всестороннего развития.

Опираясь на требования программы, требования программы, мы должны не только формировать и совершенствовать трудовые навыки ребят, но и постепенно расширять содержание их трудовой деятельности.

Содержание художественного труда дошкольников составляют: работа с тканью, нитками, декоративная аппликация, плетение, изготовление панно, одежды кукол, вышивка, ремонт атрибутов, изготовление цветов, сувениров, подарков, составление букетов. Путь к пониманию прекрасного начинается в детские годы. И очень важно, чтобы вся обстановка в детском саду содействовала эстетическому развитию детей.

Взяв детей с младшей группы, я наблюдала за ними три года. Ребята подобрались подвижные. Труднее всего мне удавалось воспитание культурно — гигиенических навыков. Они толкались около умывальника, обливали друг друга водой, а потом, как стайка птиц, разбегались по комнате. И тут я решила сделать игрушку "Петрушку", чтобы организовать детей. Детям эта игрушка понравилась. Я стала вносить ее на занятия как сюрпризный момент. Дети "Петрушку" держали в руках, вместе с ним показывали тот или иной предмет. Я решила, что настала пора для их самостоятельности. Я дала ребятам небольшие вазочки, облепленные пластилином. Дети должны были сделать узор из семян, косточек и т.д. Не всем это пришлось по душе, многие только смотрели. Тогда я дала трафарет лошади, грибов, овощей и т.д. Многим это понравилось. Пальчики у детей стали работать быстрее. Это хорошо для развития мелкой моторики. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения. Большое значение имеет индивидуальный подход. Когда мы делали подарки к 8 Марта, каждый ребенок сделал по —своему, и я это одобрила. Постепенно все дети стали включаться в работу: делали украшения для группы, для сюжетно — ролевых игр, для театра и т.д. И когда поделки, сделанные своими руками, оказались в игре, я заметила, что дети перестали рвать, бросать их, стали беречь.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук. Приходя утром, дети сразу находили себе занятие, знали, где что лежит и как этим пользоваться. В игре дети часто использовали свои поделки, обыгрывали их. Часто спорили, обсуждали каждую поделку. Они привыкали выслушивать друг друга. Конечно, это удавалось не сразу, но появился интерес к работе. Все выбирали себе занятие по интересам. Когда мы начали делать из бумаги "мохнатые игрушки", почти вся группа участвовала в этой работе. Дети несли тетради, листы бумаги, коробки и т.д. И когда получалась игрушка, радости не было предела. Дети приводили родителей, показывали им работу. И родители подключились: многие спрашивали последовательность изготовления, помогали детям дома. Мы стали жить одной "семьей". Дети становились старше, я давала все более сложные задания, так как видела, что это им интересно. Многие ребята не любят доводить дело до конца. Чтобы это исправить, пришлось многое вложить в детей. Зато к концу года получились хорошие результаты.

Чем взрослее становились дети, тем больше рос их интерес к работе, они становились более собранными. Тогда я решила начать с детьми изготовление цветов, так как закончила курсы и мне понравилось. Изготовление цветов требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда у детей сразу не получалось выполнение работы, тогда мы вместе устраняли причину неудачи. При этом формируется целеустремленность, умение доводить дело до конца. Я начала обращать внимание на самоконтроль и оценку собственной деятельности.

Для формирования у детей умения планировать свою деятельность желательно использовать разнообразные формы коллективной работы, где нужно распределять операции с учетом общей цели.

Приемы, используемые в работе:

  • показ, образцы, иллюстрации;
  • словесный рассказ, пословицы, стихи, музыка;
  • непосредственная помощь воспитателя;
  • напоминание и др.;
  • использование примера товарища;
  • обыгрывание поделки;
  • использование в быту, в игре и т.д.

Практический материал: игры на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.

«Пальчиковый бассейн »

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем ( во­да, песок, различные крупы, любые мелкие предметы ) и в течение 5-10 ми нут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с напол -нителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми гла­зами опускает руку в сосуд и старается отгадать его содержимое,не ощупы-ваяя пальцами его отдельные элементы.

«Опознай фигуру (цифру, букву)»

На правой или левой руке ребёнка взрослый «рисует» пальцем фигуру ( цифру или печатную букву ), а тот старается отгадать, что нарисовано.

Второй вариант: подобрать настоящие фигуры, цифры или буквы и пред -ложить ребёнку опознать их на ощупь поочерёдно правой и левой рукой.

Более сложный вариант - дошкольник с закрытыми глазами одной рукой ощупывает предложенный предмет, а затем другой (уже с открытыми гла -зами ) его зарисовывает.

Третий вариант: дошкольник лепит из пластилина геометрические фигу­ры ( буквы, цифры ). Затем взрослый предлагает ему с закрытыми глазами опознать то, что слепил.

«Пальчики здороваются»

Исходное положение - сидя на пятках, руки согнуты в локтях ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диамет -ром примерно 4-5 см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение вы -полняется сначала в одну, а затем в другую сторону; сперва одной, потом другой рукой.

«Перекаты»

Ребёнок перекатывает карандаш между пальцами ( от большого к мизин­цу и обратно) поочерёдно каждой рукой.

«Повтори движение »

(вариант игры Б.П.Никитина «Обезьянки»)

Взрослый садится напротив ребёнка и изображает пальцами одной руки какую-либо фигуру. Ребёнок должен повторить фигуру, сложив пальцы ру­ки так же. Так как взрослый сидит напротив, ребёнок вынужден отразить фигуру зеркально. Если дошкольнику сразу это сделать сложно, то сначала можно потренироваться: взрослому сесть рядом с ребёнком, а не напротив него. Так малышу будет легче копировать положение пальцев.

«Обведи по трафарету»

Взрослый предлагает ребёнку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т.д.Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить и самим.

«Лабиринт»

Ещё одна игра - продвигаться пальцем по заранее нарисованному ла -биринту. Лабиринты малыш и взрослый могут рисовать друг для друга, стараясь сделать их более запутанными.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколь­ко произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Рисунок пуговицами»

Взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок взрослый, затем просит малыша сделать то же самостоятель но. После того как ребёнок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаи­ки можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

«Иголки»

Ребёнок берёт круглую щётку для волос и катает её между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

«Набери горох »

Перед ребёнком блюдце с горохом. Большим и указательным пальцами он берёт горошину и удерживает её остальными пальцами ( как при сборе ягод ), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

«На лыжах »

На столе перед ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок - это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы пальцы, как ноги. Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Дом из спичек»

Ребёнок собирает спички ( счётные палочки ) подушечками пальцев пра -вой и левой рук одновременно: двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строит «сруб». Чем он выше и ровнее, тем лучше. ( Для этой игры у спи -чек необходимо предварительно удалить головки в целях безопасности ре -бёнка ).

«Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: Сильно кусает котёнок-глупыш, Он думает это не палец, а мышь, (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» (Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была тугой).

«Двенадцать месяцев»

Перед ребёнком верёвка толщиной с его мизинец, на ней 12 узлов. Дош­кольник, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Прикрепи прищепку»

На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые при­щепки. На каждый ударный слог дошкольник цепляет прищепку на верёвку: Прикреплю прищепки ловко Я на мамину верёвку.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он целиком уместился в кулачок.

«Орех»

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один во -круг другого.

«Зоопарк»

Для этого упражнения нужна пластиковая решётка для раковины ( обыч­но она состоит из множества клеток ). Ребёнок ходит указательным и сред­ним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каж­дый ударный слог. Упражнение выполняется поочерёдно то одной, то дру­гой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

« Месим тесто »

Взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

«Разложи горох»

На столе две кружки: в одной - сухой горох, другая пустая. Взрослый читает четверостишия, а ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и бе­зымянным, большим и мизинцем.

Список литературы.

  1. Б.П. Никитин«Ступеньки творчества», М. Знание, 1976.
  2. Б. Никитин«Развивающие игры», М, Педагогика, 1981, изд. 5-е доп. М, Знание, 1994
  3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», Тула, Родничок, 1999
  4. А.Е. Белая, В.И. Мирясова, «Играем пальчиками и развиваем речь», Нижний Новгород, Флокс, 1995

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607