Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Башуриной Надеждой Васильевной, воспитателем МДОУ ЦРР № 15 «Медвежонок» г. Подольск Московской области. Сегодня Надежда Васильевна предлагает вашему вниманию план работы кружка по математике «Разумейка» для детей старшей группы. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Надежды Васильевны:
«Обучение математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления».
Интересного чтения…
Кружок по математике «Разумейка»
Посмотреть статью в полной версии
Занятия проводятся 2 раза в неделю (понедельник, четверг) по 30 минут. Начало в 15:45 часов
Занятия включают:
- Развитие: образного мышления, увеличение объема внимания, памяти
- Дидактические игры
- Игровые упражнения
- Логические задания
- Работу в тетрадях
- Воспитание интереса к предмету и процессу в целом
Руководитель кружка:
воспитатель Башурина Надежда Васильевна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических, умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками и символами.
Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Необходимо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Обучение математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представлении, интеллектуально развивать дошкольника, а проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, позволяют ребенку открыть свойства, связи и зависимости самостоятельно.
На занятиях кружка активно используются задачи-шутки, загадки-задачи, задания на развитие логического мышления, в результате чего ум ребенка становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее.
Основная особенность настоящей программы состоит в том, что в ней переработан и адаптирован наиболее подходящий материал из программ Е.В. Колесникова «Математические ступеньки», «Развивающие игры», «Изучаем математику».
Цель программы – развитие умственных способностей детей, формирование мотивации учения в процессе игровых математических занятий.
Задачи программы:
Для детей (5-6 лет – старшая группа)
Количество и счет
Дать представления о числах и цифрах от 6 до10 на основе сравнения двух множеств.
Учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
Учить писать цифры от 1 до10. Учить отгадывать математические загадки.
Познакомить с математическими знаками +,-,=,<,>.
Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах10.
Учить составлять числа от 3 до10 из двух меньших на наглядном материале.
Учить, как из неравенства сделать равенство.
Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия ( части суток,
дни недели, времена года).
Геометрические фигуры и геометрические тела.
Познакомить с геометрической фигурой– трапецией.
Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек).
Познакомить с тетрадью в клетку. Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур.
Учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры:
квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, трапецию.
Величина
Учить выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек (домик, лодка и др.).
Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «самый маленький», «широкий», «уже», «самый узкий», «высокий», «ниже», «самый низкий» и т.д.).
Развивать глазомер. Учить делить предмет на 2, 4 и больше частей.
Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Ориентировка во времени и пространстве
Углублять временные представления о частях суток, временах год.
Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Знакомить с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Учить определять, словом положение предмета по отношению к себе,
другом улицу.
Учить ориентироваться в тетради в клетку.
Логические задачи
Учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ, синтез.
Учить обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.
Формы занятий - групповые.
Продолжительность занятий составляет:
для первого года обучения– 25 минут;
Курс обучения рассчитан на 34 недели.
Занятия с детьми проходят 2 раза в неделю
Ожидаемые результаты:
По итогам первого года обучения дети должны:
Дети учатся писать цифры от1 до10 ( в клетке).
Знакомятся с математическими знаками +, -, =, >,< и учатся их писать.
Одной из самых сложных является задача составления числа из двух меньших. Овладение этой операцией – основа дальнейших действий с многозначными числами.
В связи с тем, что механически запомнить все способы образования числа просто невозможно, формированию этого умения отводится довольно много времени.
Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет, цифру (от 6 до10).
При закреплении знаний о числах от 1 до5 и при ознакомлении с числами от 6 до10 дети познакомятся с пословицами, стихами загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа.
Дети учатся решать арифметические задачи.
Продолжается работа по ознакомлению детей с порядковыми числительными от 6 до10.
Дети знакомятся с новой геометрической фигурой– трапецией, учатся преобразовывать одни фигуры в другие( путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку.
Дети учатся делить предметы на четыре части; определять, что часть меньше целого, а целое больше части.
Знакомятся с названиями дней недели и месяцев, времен года.
В этом разделе новой и сложной задачей будет определение места положения предмета по отношению к другому лицу. (Например: стоя лицом к окну, говорить, что окно впереди, стоя спиной, что окно сзади).
А затем определяют положение этих же предметов по отношению к другим детям.
Детям предложены более сложные логические задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы.
Логические задачи включены в каждое занятие, согласно теме.