Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Образовательная авторская программа «Тайны природы»
10 минут 2905 856

Образовательная авторская программа «Тайны природы»

Skulchuk fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Скульчук Любовь Артуровну, педагога дополнительного образования МАОУ ДОД «ДЭЦ» г. Магадан. Сегодня Любовь Артуровна предлагает вашему вниманию образовательную авторскую программу «Тайны природы». Статья будет полезна педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Любови Артуровны:

«Данная программа имеет эколого-биологическую направленность, сочетающая в себе особенности родного края (региональный компонент). В конце программы прилагаются приложения с примерными календарно-тематическими планами».

Познавательного чтения…


Образовательная авторская программа «Тайны природы»

Посмотреть программу в полной версии

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы:

Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Экологическое образование и воспитание детей в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. В ходе экологического воспитания и образования детей дошкольников формируется экологическое мировоззрение, закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии – главные задачи экологической работы дополнительного образования и детских дошкольных учреждений.

Многие исследователи, такие как З.Ф. Аксёнова [1], В. И С. Ашиковы [2], П.Г. Саморукова [31], Т.А. Серебрякова [32], С.Н. Николаева [26], М.М. Марковская[21], Н.А. Рыжова [29], М.В. Лучич [19] и др. педагоги отмечают важность экологического образования и воспитания дошкольников и указывали на огромную роль природы в гармоничном развитии личности ребенка.

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль в современном мире играют – школа, ДОУ и учреждения дополнительного образования, которое включает в себя сочетание воспитательных и образовательных компонентов в работе общеобразовательных учреждениях.

Программа «Тайны природы» имеет эколого-биологическую направленность, с учетом особенностей Северо-Восточного региона страны, и рассчитана на 2 года обучения для формирования целостного, системного подхода у детей дошкольного возраста в восприятии и отношению к природному окружению. Экологическое воспитание и просвещение детей о правилах поведения в природе, в процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствует развитию навыка изучения и рационального природопользования, направленного на сохранение окружающей среды.

Возраст обучения данной программы: 5 – 7 лет (дети среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста). Также программа включает в себя дополнительную индивидуальную работу с детьми (начальные классы) для подготовки и участия на конкурсах и выступлениях с первыми научно-исследовательскими работами экологической направленности.

Учебно-тематический план работы настоящей образовательной программы состоит из 10 учебных блоков для первого года обучения и 15 учебных блоков для второго года обучения. Всего 1 - 2 занятия в неделю (36-72 часа в год), длительность одного занятия от 15 до 40 минут).

Экологические занятия подразделены на теоретические и практические, которые включают в себя опытно-экспериментальную деятельность, использование современных интерактивных (мультимедийных) средств обучения, электронных микроскопов, а также художественную (творческую) работу детей.

Актуальность образовательной программы:

В условиях северных регионов нашей страны из-за длительности зимнего периода и пребывания детей долгое время в групповых дошкольных помещениях, большинство детей имеет недостаточное «общение» и взаимодействие с природным окружением. Также, в связи со многими экологическими и природоохранными проблемами в общественной жизни, в настоящее время как никогда остро стоит вопрос об экологическом воспитании дошкольников, начиная с ранних лет. Ведь чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем времени её уровень. В ходе экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста формируется целостное экологическое восприятие и мировоззрение на природное окружение.

Цель программы:

  • Формирование целостной системы эколого-биологических знаний о природном окружении у детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Задачи образовательной программы:

  • Формировать систему экологических знаний о живой и неживой природе, основных закономерностях природных явлений;
  • Обучать правилам поведения в природе, умению вести наблюдения и первую опытническую деятельность с природными объектами; ознакомить с природными особенностями Северо-Восточного региона страны: его обитателями и растительным миром;
  • Развивать навыки бережного и ответственного отношения к природе и ее ресурсам; творческие, исследовательские способности детей;
  • Воспитать чувство патриотизма, интереса к природе, коллективизма, порядочности, ответственности.

Отличительные особенности данной образовательной программы:

  • Получение целостной системы знаний детьми среднего дошкольного возраста и их дальнейшей реализации в непосредственно-практической деятельности;
  • Возможность применения экологических знаний в развитии творческих способностей детей с использований интерактивных технологий;
  • Региональный характер программы: включение изучения особенностей родного края – природы Северо-Востока, ее обитателей и растительного мира.

Методы и формы организационной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природным окружением

  • Групповая
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Методы обучения, применяемые на экологических занятиях:

Словесные методы:

  • Беседа, рассказ, чтение художественной литературы, устное изложение информации по теме занятия;

Наглядные методы:

  • Демонстрация наглядных пособий, конкретизирующая учебный материал;
  • Применение интерактивных средств обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, презентаций по теме занятия;

Практические методы:

  • Трудовая деятельность детей;
  • Игровая деятельность дошкольников;
  • Работа с раздаточным материалом;
  • Совместная творческая деятельность с детьми;
  • Организация экскурсий, выставок детских работ;
  • Участие детей в мероприятиях, открытых занятиях, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, акциях посвященных экологической направленности;
  • Опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения, работа с микроскопом.

Наглядно-практические методы:

  • Моделирование

Типы проводимых экологических занятий:

  • Теоретические;
  • Практические;
  • Комбинированные;
  • Интегрированные занятия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Положительная динамика интеллектуального и личностного развития каждого ребёнка в процессе экологического образования. Формирование и закрепление системы мировоззренческих взглядов и экологической культуры детей.

В качестве приложения к образовательной программе «Тайны природы» предлагается примерный календарно-тематический план работы с экологическими группами детей дошкольного возраста и детьми, на индивидуальном обучении (Приложение №1, 2, 3, 4, 5).

Методы отслеживания результативности образовательной программы: Мониторинг полученных знаний

  • Педагогическое наблюдение, анализ результатов посредством разработанных опросов и тестирования на основе отобранных диагностических методик В.Н. Арсентьевой [39], О.А. Соломенниковой [59], В.Г. Фокиной [35] и др.;
  • Участие в мероприятиях (викторинах, олимпиадах, конкурсах, открытых занятиях);
  • Решение задач поискового характера, активность на экологических занятиях.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам:

  • сезонные изменения и явления в природе с учётом особенностей Магаданской области; дары осени: грибы и ягоды (включая северные ягоды родного края);
  • разнообразие живой природы: дикие и домашние животные, особенности их жизнедеятельности; млекопитающие животные, звери, обитающие в Северо-Восточном регионе страны; «птичьи базары», крылатые домашние питомцы, зимующие птицы родного края; земноводные и пресмыкающиеся; обитатели Охотского моря; мир насекомых.
  • космос: солнечная система;
  • растения, произрастающие на территории Магаданской области; значение растений в жизни человека и животных, комнатные растения;
  • неживая природа: ее объекты в природном окружении.

Способы контроля и корректировка программных занятий, на основе полученных результатов аттестации учащихся:

  • Вводный контроль осуществляется в начале учебного года для выявления первоначального уровня экологических знаний дошкольников;
  • Текущий (промежуточный) контроль проводится в середине года, чтобы отследить динамику познавательных интересов обучающихся на раннем этапе.
  • Итоговый контроль проводится в конце учебного года для выявления уровня полученных знаний детей среднего дошкольного возраста, и иметь возможность корректирования распределения учебных часов, определения тем программы, требующих более детального рассмотрения и изучения в следующем году.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Тайны природы»:

1. Методические материалы:

  • Учебные пособия эколого-биологического, педагогического направления, энциклопедии о животном и растительном мире окружающей среды;
  • Разработанные конспекты занятий, игр, бесед, экскурсий, мероприятий с детьми;
  • Демонстративные наглядные пособия, иллюстрации, плакаты, макеты, фотографии, наглядные и предметные модели;
  • Раздаточный, дидактический, художественный материал для совместной творческой деятельности с детьми;
  • Детская художественная литература экологического характера;
  • Иллюстрированные энциклопедии (животный, растительный мир, родной край, заповедники, Магаданская область)
  • Оборудование для наблюдений и элементарной опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • «Волшебная коробочка»: сенсорное развитие детей (камни, листья, песок, морские ракушки и др.)

2. Рекомендации по научно-исследовательской работе с детьми на конференциях (научная неделя);

3. Просветительская, консультационная работа с родителями;

4. Интерактивные средства обучения:                                                                

  • Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер)
  • Образовательные сайты (интернет-источник)
  • Использование видеоматериалов (документальные фильмы, мультфильмы о природе и животных);
  • Тематические презентации к занятиям;
  • Электронный микроскоп для опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5615 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5971 610