Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения
16 минут 2632 856

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения

Maslennikova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Масленникову Валентину Михайловну, старшего воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Валентина Михайловна в своей статье познакомит о взаимодействии педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Валентины Михайловны:

«Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка».

Полезного чтения…


Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения

Посмотреть статью в полной версии

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

АКЦИЯ - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Основными задачами проводимых акций являются:

  1. формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка,
  2. вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами и особенно актуальна эта работа по профилактике ДТП с детьми

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Ничто так не влечет малыша, как автомобиль – игрушечный  или настоящий. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском  велосипеде или затеять здесь веселую игру. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой.

Обучая безопасному поведению на дороге, необходимо внушать, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Еще до того, как они пойдут в школу, дети должны уметь ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара .

Дети обучаются различным типам поведения в дорожном движении двумя способами:

  1. путем подражания поведению других лиц (совместное обучение) и одновременно  приобретения собственного опыта участия в дорожном движении,
  2. путем организованных мероприятий по обучению.

Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада.Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей в разнообразных акциях , в том числе «Вежливый водитель», является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Цель акции:

  1. напомнить водителям о правилах дорожного движения, а также о необходимости уважительного отношения ко всем участникам движения.
  2. предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  3. обеспечение безопасности детей.
  4. проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения среди населения с использованием технических средств пропаганды

Задачи:

  • продолжать учить соблюдать правила безопасного поведения на улице и при переходе через проезжую часть;развивать внимательность, наблюдательность, память;
  • формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге;
  • упражнять детей в умении ориентироваться относительно элементов дороги, транспортных средств;
  • развивать коммуникативные навыки, умение свободно вести диалог на заданную тему;
  • воспитывать культуру поведения на улице;
  • пропаганда безопасного поведения участников дорожного движения, предотвращение ДТП с участием детей.

Участники акции:

  1. Заведующая
  2. Воспитатель
  3. Инспектор ГИБДД
  4. Дети
  5. Родители детей

Предварительная работа:

  1. разукрашивание детьми листовок «Осторожно -пешеход!»
  2. повторение правил дорожного движения с детьми в группе;
  3. разучивание стихотворений о ПДД;
  4. чтение художественной литературы (Серия рассказов из книги А. Дорохова «Зеленый! Желтый! Красный!», С. Волков «Про правила дорожного движения», стихотворения С. Маршака «Милиционер», «Светофор»; С. Михалков «Шагая осторожно», «светофор»; Я. Пишумов «У любого перекрестка», «Регулировщик»; В. Кожевников «Светофор», В. Семерин «Запрещается-разрешается» и др.).

Место проведения: начало акции – МБ ДОУ «Детский сад № 125», продолжение акции – пешеходный переход у «Собора».

Руководитель акции: Масленникова В.М., старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 125».

Участники акции:   дети подготовительных к школе групп – юные инспекторы дороги (ЮИД) (10 человек), педагоги, инспектор ОГИБДД УМВД России по городу Новокузнецк, родители, жители города Новокузнецк.

Оборудование: воздушные шары белого цвета, разноцветные бумажные цветы, буклеты, листовки, плакат.

Ход акции

Дошкольники подготовительных к школе групп – юные инспекторы движения (ЮИД) в единой форме, с красными, желтыми, зелеными галстуками собираются на территории детского сада с родителями и педагогами.

 2. Слово руководителю акции Масленниковой Валентине Михайловне:

Уважаемые родители, дети и   наши гости ! Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых! Сегодня мы проводим акцию "ВЕЖЛИВЫЙ ВОДИТЕЛЬ!» Цель акции обратить внимание жителей города Новокузнецка на ответственное соблюдение Правил дорожного движения, а также о необходимости уважительного отношения ко всем участникам движения. Каждый из вас в ходе акции проведет беседу с жителями города о соблюдении Правил дорожного движения, предложит пешеходам буклеты и листовки, призывающие к постоянному соблюдению ПДД.

А еще мы всем пешеходам подарим цветы, которые все участники акции прикрепят к вашим белым воздушным шарикам – символу детской жизни, которая должна быть яркой и счастливой.

Ребята, сегодня вместе с нами в акции принимает участие старший инспектор по пропаганде ГИБДД УМВД по городу Новокузнецку _______________________________. Он (а) вместе с вами будет обращаться к жителям нашего города, отвечать на интересующие их вопросы.

 3. Вступительная беседа

Инспектор ГИБДД

Добрый день, дорогие ребята, родители, гости!

Мы рады, что здесь собрались заинтересованные люди, которые хотят больше узнать о правилах дорожного движения.
 В нашей стране ситуация с детским дорожным – транспортным травматизмом была и остается ( особенно в течение трех последних лет) очень тревожной.

В   России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Цифры впечатляют. Можно ли изменить ситуацию? Возможно.  Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.

Поэтому цель нашей сегодняшней встречи - как можно больше привлечь жителей города к участию в нашей акции! А вам, наши   малыши мы желаем :соблюдайте правила дорожного   движения ! Будьте внимательны на дорогах!

4. Движение по разработанному маршруту.

Дошкольники несут белые воздушные шары – символ детской жизни и красные, желтые, зеленые цветы, буклеты и листовки.

Минутка безопасности   № 1 – по дороге

Ребята, мы с вами идем по парку. На улицах города много машин. Они спешат по разным делам. Как вы думаете, чтобы быть вежливый пешеходом, что нужно знать?

Вопросы :
1) Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
2) С какой стороны при выходе обходят автобус?
3) С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля?
4) Куда нужно смотреть при переходе дороги
5) Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге

Ответы детей:

Продолжаем движение по маршруту

Минутка безопасности   № 2 - у дорожного перехода

Ребята, сейчас нам необходимо перейти дорогу. Как правильно перейти дорогу?

Вопросы:

1) Где можно переходить улицу?
2) Какие цвета у светофора и что они обозначают?
3) Какие виды переходов вы знаете?
4) На какой дороге машины лучше тормозят?
5) Какие машины имеют право ехать на красный свет?

Ответы детей:

 Продолжаем движение по маршруту

Минутка безопасности № 3 - на площади у «Собора»

Переходить дорогу можно по пешеходному переходу. А какие пешеходные переходы вы знаете?

Ответы детей: Пешеходный переход может быть наземный, подземный. Пешеходный переход может быть регулируемый со светофором и нерегулируемый - без светофора .

Минутка безопасности № 4   - на площади у "Собора"

Молодцы ребята, хорошо   знаете   правила пешеходов , а загадки   нашего друга Светофора сумеете разгадать?

Загадки:
1. Всем знакомые полоски
Знают дети, 
Знает взрослый
На ту сторону ведёт… (пешеходный переход)
2. Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно
Знают люди все на свете
В этом месте ходят…. (дети)
3. На машинах, здесь друзья
ехать никому нельзя,
ехать можно знайте дети 
Только на… (велосипеде)

Игра на внимание «Красный, жёлтый, зелёный»

На каждый цвет выполняются определённые движения
Красный – шаг назад
Жёлтый – хлопки в ладоши
Зелёный – шаг вперёд
Минутка безопасности  № 5– на пешеходном переходе диалог участников акции:

Добрый день. Сегодня воспитанники детского сада № 125 проводят акцию «Вежливый водитель».

И мы предлагаем Вам стать участником акции, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:

вопрос из истории возникновения светофоров и ПДД.

  • Когда в России были введены первые ПДД
    (Петром первым в 1683 году, 3 января, правила на лошадях)
  • Где был изобретен первый светофор?
    (В Лондоне, в 1868 г. Газовый двухцветный фонарь, управлялся полицейским)
  • Где появился первый сигнальный светофор? (В США, в 1919 году)
  • Вы знаете, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу? – (Да, на зеленый)
  • А Вы всегда выполняете Правила дорожного движения?
  • Мы предлагаем Вам ознакомиться с буклетом, который для вас разработали, и если Вы за безопасность дорожного движения, то прикрепите этот яркий цветок на белый воздушный шарик – символ детской жизни, которая такая легкая и хрупкая, а задача взрослых сделать ее яркой и счастливой. Спасибо за участие в акции!

 6. Итог акции:

Руководитель акции:

Наша акция "Вежливый водитель" прошла удачно! Жители города активно участвовали в ней , наши белые шары все украшены цветами.

Молодцы, ребята! вы раздали жителям города Новокузнецка рекламные листовки, буклеты, призвали взрослых быть заботливыми по отношению к детям, соблюдать Правила дорожного движения. Я благодарю всех участников акции "Вежливый водитель"

Пусть " Зеленый огонек" всем светит

Чтобы не случилась вдруг беда,

Нужно, чтобы взрослые и дети

Соблюдали правила всегда.

Давайте отпустим наши яркие цветные шары в небо, как символ счастливой детской жизни, которую оберегают взрослые.

И пусть все люди будут живы, здоровы и счастливы! Ура!

С детскими пожеланием счастливого пути, с воодушевлением и замечательным настроением водители возвращались за руль своего автомобиля. Мероприятие оставило массу приятных и радостных впечатлений не только у водителей, но и у самих малышей, которые, изрядно подуставшие, но довольные выполненной работой, возвратились в свой детский сад.

По словам автолюбителей, замечание от ребенка, а не от инспектора ДПС заставило задуматься: если о такой серьезной проблеме говорят дошкольники , значит для этого есть основания. Сознательность ребят в вопросах безопасности дорожного движения дисциплинирует и взрослых: это тот редкий случай, когда пример своим поведением подают не мамы и папы, а их дети.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  3. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  4. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  5. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  6. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2313 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2138 608