Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование средств наглядного моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста
10 минут 2745 634

Использование средств наглядного моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста

Kosheleva foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кошелевой Полиной Андреевной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Полина Андреевна поделится методами создания педагогических условий для использования наглядного моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста. Статья будет интересна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Полины Андреевны:

«В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения».

Интересного чтения…


Использование средств наглядного моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста

Посмотреть статью с рисунками

Речевое развитие  в   соответствии с ФГОС   ДО включает:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Следует отметить, что речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среди умений и навыков, которые необходимо сформи­ровать у дошкольников, особого внимания заслуживают уме­ния и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и при­обретение им учебных знаний в системе школьного обуче­ния. Это объясняется тем, что речь является способом фор­мирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слу­шателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряжен­ного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отноше­нии. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предло­жения, более точный словарь.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение про­слушанного художественного произведения. Ребенок излага­ет готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция интонационная выразительность). Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творче­ства. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его сво­бодно, но с сохранением основной лексики автора.

Обычно, педагог использует различные методы и приёмы. Задаёт вопросы детям, напоминает, подсказывает. Часто приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавать ему массу вопросов: «Какое время года наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем закончился рассказ?» и т. д.

Но можно изменить ситуацию к лучшему, внедрив в образовательный процесс метод моделирования. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой. Для занятий следует выбрать легкие и интересные для ребенка  тексты.

Кроме художественной ценности следует учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь. На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7 предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка. На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного. Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки. Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа. Предметные картинки выкладываются по ходу чтения текста. После прочтения, показывая на каждую картинку, Вы просите припомнить, о чем говорилось в предложении. Далее идет работа с текстом, и ребенок пробует его самостоятельно пересказать.

Также вместо картинок, для пересказа, используются схемы пиктограммы. После прочтения текста Вы с ребенком выкладываете из схем дорожку в нужной последовательности, работаете с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Например пиктограммы к сказке «Колобок»

Подобные схемы удобны тем, что их несложно нарисовать самому к любому рассказу, который Вы подберете для занятия.  Картинно – графический план или пиктограммы   выступают  как средство мнемотехники.

Мнемотехника ( от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ещё для сохранения и воспроизведения информации.

Основные требования для составления картинно – графического плана  или пиктограмм:

  • картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения;
  • графические  изображения должны быть легкоузнаваемыми;
  • пиктограмма должна  усиливать характерные  черты  изображаемого предмета;
  • общее количество картинок к одной сказке или рассказу не должно превышать 6 или 8  для детей дошкольного возраста

Опора на  картинку или пиктограмму способствует активизации у  ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания  малыша более выразительными, эмоциональными,  информативными  и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы . на темы из личного опыта на предложенный сюжет.

Не нужно иметь способностей к рисованию, чтобы нарисовать картинно – графический план рассказа. Все образы рисуйте схематично или даже можно использовать разные геометрические фигуры

Лучше всего, если сами дети предлагают, что конкретно необходимо нарисовать для данной картинки и как это изобразить. Мыслительная деятельность детей  в данной ситуации проходит через эмоциональное отношение к действиям героя или к самому герою литературного произведения. В этом случае, нет необходимости специально запоминать, какая геометрическая фигура или схематическое изображение соответствует данному герою произведения. Всё запоминается как бы само собой.

Воспитатель на глазах у детей рисует на демонстрационной доске картинно – графический план произведения, а дети говорят, что необходимо нарисовать.

 Далее воспитатель читает произведение ещё раз, показывая на готовом картинно –графическом плане соответствующие картинки.

Первыми пересказывают произведение, глядя на картинно – графический план, самые активные дети. Остальные  слушают пересказ, следя за планом, нарисованном на демонстрационной доске.

Далее пересказывают литературное произведение средней активности, а затем и малоактивные дети. 

Сейчас во многих семьях есть компьютер с доступом к интернету, поэтому  многие  или даже все родители имеют электронную почту. Воспитатель может послать родителям  на электронную почту отсканированный текст литературного произведения и картинно - графическую схему к нему, чтобы родители уже дома попросили ребёнка рассказать данный рассказ или сказку. 

Пусть малыш перескажет произведение не только родителям, но и бабушкам, дедушкам, другим родственникам. С каждым разом пересказ литературного произведения будет всё чётче и увереннее.

Успехов всем и терпения в обучении детей пересказу!

Литература:

1.Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
3.Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.
4.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
6.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3975 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4129 609