Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Организация педагогических условий работы с одаренными детьми
14 минут 2817 926

Организация педагогических условий работы с одаренными детьми

Kolotvina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Колотвину Наталью Ивановну, педагога дополнительного образования, концертмейстера МБОУ ДОД ЦДТ г. Поронайска Сахалинской области. Сегодня Наталья Ивановна любезно поделится методами создания педагогических условий для организации работы с одаренными детьми. Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования детей.

Краткий комментарий к статье от Натальи Ивановны:

«Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальною одарённостью. Одна из точек зрения - подлинная одарённость проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одарённости, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами».

Познавательного чтения…


Организация педагогических условий работы с одаренными детьми

Посмотреть статью в плной версии с таблицами и фотографиями

Пояснительная записка

Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальною одарённостью. Одна из точек зрения - подлинная одарённость проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одарённости, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.

Существуют три критерия оценки музыкальных способностей и одарённости.

Первый из них - культурно-исторический. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуютопределённые музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребёнка, подростка и даже взрослого. Одарённость выявляется на фоне этих условных предписаний.

Второй критерий - возрастной или поколенческий . Изменяются условия жизни, развивается система образования, совершенствуются методики, программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше чем у предыдущего.

Третий критерий - абсолютный. Для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального проявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать».

Классификация способностей ребёнка

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.  

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».      

По уровню (степени совершенства): слабые, средние, вы­сокие, одаренность, талант, гениальность.

По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться); трудовые (в области практических умений и навыков); творческие (нестандартное мышление и видение мира); умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты); исполнительские, физические.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художе­ственные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. п.).

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.   

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как  индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Основные функции одаренности максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Взаимосвязь факторов одаренности с внешней средой

Более детально рассмотрев модель взаимосвязь факторов одаренности с внешней средой, можно сделать вывод,: внешние проявления одаренности определяются рядом факторов, -как личностные особенности ребенка, так и условиями внешней среды. Сумма этих факторов определяет как степень выраженности одаренности во внешнюю среду, так и характер предпочитаемой деятельности, и способ реализации собственных способностей ребенка, что в свою очередь определяет тип одаренности.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт   и знания.

Опыт работы с одарёнными детьми в вокальном объединении «Радуга».

Итак, мы выяснили, что одаренные дети — это особые дети, изадача педагога- понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт   и знания.  Творческая активностьучащегосяпроявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса. Для этого необходимо создать определенные педагогические условия, в частности:

  • использование современных вокальных образовательных технологий;
  • индивидуальные образовательные маршруты ;
  • участие в конкурсах, фестивалях;
  • участие в отчётных концертах;
  • использование интернет – ресурсов.

Но целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на уроках вокала. У многих детей от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет). И одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является -наблюдение.

Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю индивидуально на занятиях по предмету «Музыка» детей дошкольного возраста объединения раннего эстетического развития при выполнении разных видов деятельности, к ним относятся :

  • пение;
  • слушание;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • песенное творчество;
  • музыкальные игры и т. д.

В процессе занятий в различных видах деятельности   у детей формируется комплекс способностей. Далее вокальное развитие дети получают в объединении «Радуга» по дополнительной общеразвивающей программе «Вокальный ансамбль»

Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. Пение не самоцель- песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей. В каждом ребенке вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, с разными музыкальными задатками.

Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло.

Работа с одарёнными детьми ведётся с перспективой на несколько лет и имеет личностно- ориентированную направленность.

В работе с одаренными детьми я использую различные методики : по постановке певческого и разговорного дыхания, использую дыхательную гимнастику Стрельниковой; по развитию и тренингу голоса методику вокально- хорового воспитания Г. А. Струве, Г.П. Стуловой, В.Емельянова.

За короткое время работы в Центре детского творчества (два года), в качестве педагога дополнительного образования (вокал), концертмейстера, в вокальном объединении «Радуга», сформированы творческие вокальные коллективы: группа «Нотки 1» и «Нотки 2» (возраст обучающихся 7-10 лет), группа «Улыбка» возраст обучающихся (10-13 лет), вокальный ансамбль «Кантилена» (возраст обучающихся 13-17 лет). Эти творческие коллективы являются участником многочисленных концертных программ (ЦДТ, муниципальных и областных), также в каждом ансамбле есть солисты. Работа с каждым коллективом ведется планомерно.

В качестве примера:

задачи вокальной группы «Кантилена» на 2015-2016 учебный год:

  • формирование устойчивого интереса к пению;
  • обучение выразительному пению;
  • развитие слуха и голоса детей;
  • развитие музыкальных способностей;
  • сохранение и укрепление психического здоровья детей;
  • духовно- нравственное воспитание;

Вокально - хоровую форму работы считаю ведущей. В процессе работы стараюсь добиваться:

  • пения естественным звуком без напряжения;
  • чистого интонирования;
  • умения слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  • петь без сопровождения, под фонограмму (-1)
  • чувствовать и соблюдать в песне метроритм;
  • эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни в вокальной группе и индивидуально;
  • участие ребёнка в творческом создании образа песни.

Форма работы в объединении –групповая и индивидуальная..

На каждом занятии уделяю много времени в работе над звукоообразованием и звуковедением, постановке голоса и певческого дыхания.

В работе над развитием музыкальных способностей большое внимание уделяю, развитию звуковысотного, ладотонального слуха, ритмического, интонационного и. тембровогослуха.

Регулярно провожу работу над дикцией, артикуляцией. Подхожу к работе творчески, использую различные методики.Стараюсь проводить занятия и репетиции живо и увлекательно, создавая творческую атмосферу, ситуацию успеха, что позволяет ребёнку раскрепостить творческие силы,постигая тайны певческого искусства, с помощью вокальных средств передавать свои чувства и переживания, исполняя произведения из репертуара.

Вот примерный план занятия (45 мин):

  1. Дыхательная гимнастика 3 мин.
  2. Распевание 12 мин.
  3. Артикуляционная гимнастика 3 мин.
  4. Работа над исполняемым произведением 25 мин.
  5. Анализ занятия 1 мин.
  6. Занятие на дом 1мин.

Важную роль в вокальной работе играет подбор репертуара. Вокальный репертуар должен быть доступным пониманию, должен расширять «интонационный багаж» учащихся, приучать их к восприятию современных, классических образов, гармонии и других средств музыкальной выразительности. Учитываю воспитательные задачи, вокальные возможности и интересы своих учеников.

Большое внимание уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене, поэтому уделяю большое внимание работе над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений.

Только регулярные, систематические занятия,многолетние совместные усилия педагога, учащихся и родителей,а также, помощь администрации ОУдают высокий творческий результат- у детей развиваются творческие способности и проявляются признаки одарённости.

Заключение

Современное искусство вокала во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому  актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей, которое обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Таким образом, анализ собственного опыта работы показывает, что специально организованная деятельность педагога по созданию условий и применения современных методик, ориентирует учащихся на реализацию своих творческих возможностей в вокальном искусстве.

Список литературы

1..Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

2.Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

Электронные ресурсы:

http://www.odardeti.ru

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607