Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Боженко Натальей Алексеевной, воспитателем МДОАУ «Детский сад № 1» г. Орск Оренбургской области. Сегодня Наталья Алексеевна предлагает вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей с ЗПР по теме: «К нам гости прилетели». Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Алексеевны:
«В данном конспекте интегрированного занятия реализуются все образовательные области и решаются все виды педагогических задач: образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные. Дети в доступной и увлекательной форме знакомятся с птицами. Занятие может пригодиться воспитателям и учителям-дефектологам детских садов для детей с ЗПР, а также воспитателям обычных детских садов, только возраст воспитанников будет младше».
Интересного чтения…
Конспект образовательной деятельности для детей с ЗПР по теме: «К нам гости прилетели» (третий год обучения)
Посмотреть конспект с фотографиями
Образовательные задачи:
- Формировать у дошкольников целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, развивать их познавательную активность.
- Расширять, систематизировать знания воспитанников о зимующих птицах (части тела, размер, способ передвижения, питания).
- Обогащать чувственный опыт детей (учить быть внимательными к тому, что их окружает).
- Развивать зрительное, слуховое, тактильно – двигательное восприятие. Соединять сенсорный опыт проблемного ребенка со словом.
- Воспитывать у детей потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
- Продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников. Формировать грамматический строй речи; стимулируя использования детьми знакомых и новых речевых конструкций (согласование существительных и глаголов, существительных и прилагательных; употребление существительных в дательном падеже).
- Закреплять образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Закрепить умение рассказывать стихотворный текст по мнемотаблице.
- Продолжать учить воспитанников устанавливать причинно – следственные отношения, отвечать на поставленные вопросы педагога.
Коррекционные задачи:
- Формировать способы усвоения дошкольниками социального опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками, предметами окружающей действительности.
- Развивать наглядно – образное мышление, психические процессы (внимание, память, воображение).
- Развивать умение доказывать, рассуждать.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- Создать условия для развития эмоционального, интеллектуального потенциала ребенка; формировать его позитивные личностные качества.
- Воспитывать самостоятельность, развивать нравственную ориентировку в деятельности и поведении дошкольников;
- Воспитать положительные качества.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
- Рассматривание иллюстрации, картин о птицах.
- Заучивание стихотворения о птицах.
- Чтение художественной литературы по теме.
- Выполнение лепных поделок птиц с последующим обыгрыванием.
- Изготовление кормушек.
Словарь: птицы, снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, корм, кормушка, семена, следы, ходит, скачет.
Оборудование:
карточки с изображением птиц, с их следами; разные виды корма для птиц, фигурки птиц; шапочки с изображением птиц для игры; перо; комплекты геометрических фигур , и магнитных досок по количеству детей ; фонограмма с голосами птиц, пластилин, доски для лепки , салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Дети с воспитателем садятся на ковер. Ребята, к нам спешат гости, хотите узнать кто они? У меня есть подсказка. Что это? / перо /. Чье оно? / птицы /. А каких птиц мы можем встретить зимой? (дети перечисляют, а воспитатель выкладывает картинки с изображением птиц). Вот сколько птиц прилетело к нам в гости. Все эти птицы остались зимовать в городе. Как их можно назвать одним словом? (зимующие). Ребята, что общего у всех птиц? (летают, имеют крылья, туловище покрыто перьями, у них по 2 лапки, есть клюв). Молодцы. А теперь сядем за стол.
Посмотрите, что у меня на доске? (геометрические фигуры). Давайте попробуем из них выложить птичку. Кто пойдет? (ребенок выкладывает на доске птичку).
Расскажи, какие части тела есть у твоей птички. А кто покажет и назовет геометрические формы, из которых сделана птичка?
А теперь, ребята, сделайте птичку каждый у себя на доске. (Несколько детей перечисляют геометрические фигуры и части тела).
Правильно, у всех птиц есть голова, туловище, клюв, глаза, крылья, хвост, 2 лапки. Подумайте, чем же они отличаются друг от друга? (ответы детей). Птицы разные по цвету оперенья, по характеру, по размеру. Посмотрите на картинку. Какие птицы изображены на ней? Какая из птиц большая, а какая маленькая по размеру? (ответы детей). Если ворона большая птица, то все части тела у нее какие…(большие. Воробей маленький по размеру и все части тела у него… (маленькие). Давайте поиграем. Я буду называть части тела вороны, а вы воробья. У вороны голова, а у воробья…(головка) и т.д.
Ребята, гуляя на улице, мы наблюдали за тем, как птицы оставляют следы на снегу. Кто хочет прочесть стихотворение «Птицы»?
(чтение стихотворения по мнемотаблице )
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!»- написали
Непоседы- воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Скачет, скачет воробей,
Просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью -
Я вам песенку спою».
(Одновременно с чтением стихотворения показать пальчиковое упражнение : 2 пальца- средний и указательный "скачут" по столу, изображая движения воробья.)
Давайте, ребята, покажем с помощью пальцев как прыгает воробей. Приготовили средний и указательный пальцы. (Дети повторяют упражнение вместе с воспитателем.)
Ребята, мы уже говорили, что воробей, какая птичка по размеру? (маленькая), поэтому следы на снегу остаются тоже маленькие, вот такие (показывает картинку «следы воробья»)
А вот ходит ворона по дорожке -
У неё замерзли ножки.
Одновременно с чтением рифмовки показать пальчиковое упражнение : 2 пальца - средний и указательный - "идут" по столу мелкими шажками, изображая как ходит ворона. Ворона больше воробья, поэтому и следы у нее побольше. (Показать следы вороны и воробья). А чем еще следы вороны отличаются от следов воробья? (ворона идет, а не скачет, поэтому ее следы расположены иначе: не по два рядом, а поочередно- один за другим).
Ребята, отгадайте загадки:
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорей!
Кто к нам скачет? (воробей)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона,
Зовут ее…( ворона) .
Мы поиграем в игру «Вороны и воробьи». Одевайте шапочки.
Ребята, кто одел шапочку воробья, встаньте по правую сторону, а вороны - по левую.
Раз, два, три хлоп.
На одной ножке повернись
И быстро в птичку превратись.
Услышав легкую, быструю музыку, воробьи вылетают в центр зала. Ребята, вы не забыли, как передвигаются воробьи по земле? (прыгают). Как зазвучит спокойная, размеренная музыка, воробьи улетают на свое место, а в центр вылетают вороны. Как передвигаются вороны по земле? (ходят, переваливаясь с ноги на ногу).
Игра
Ребята, каждая птичка поет свою песенку.
Как поет воробей? Ворона? Синица? Голубь? Сорока? (звукоподражание птицам)
А сейчас закройте глаза и представьте, что мы гуляем на участке детского сада. Вот прилетели птицы, а какие отгадайте (фонограмма голосов птиц).
Давайте сядем за стол. Послушайте стихотворение «Покормите птиц».
Подкормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна.
Горсть одна- и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Как вы думаете, легко ли птицам зимой? Кто помогает им пережить холодные зимы? Посмотрите, я приготовила угощение для птиц. (открывает 2 мешочка)
Ребята, что это? ( семена подсолнуха, тыквенные семечки)
У подсолнуха семена черные и мелкие, а у тыквы белые и крупные. (вновь завязать мешочки и дать детям потрогать их). Затем завязать мешочки, попросить детей на ощупь угадать, где какой корм лежит. Ребята, какую птицу угостим пшеном…(воробья).
- Семечками угостим…(голубя).
- Рябиной угостим…(снегиря).
- Хлебными крошками…(синицу, воробья, голубя, ворону). /Дети кормят птиц/
-Молодцы, ребята, знаете любимые лакомства птичек.
( Воспитатель вносит кормушку.) - Что это? (кормушка) А для кого она? (для птиц). Кормушка есть, а птичек нет.
Давайте слепим птичек из пластилина и посадим их на кормушку.
(Дети лепят птиц).
Ребята, поставим кормушку в уголок природы, где будут жить теперь ваши птички, а мы с вами поиграем в игру «Да, нет».
Вороны, воробьи, синицы, снегири, голуби, сороки - зимующие птицы?
- Ласточка - зимующая птица?
- Воробей больше вороны?
- Ворона прыгает, передвигаясь по земле?
- Воробей прыгает, передвигаясь по земле?
- Все птицы любят сало?
- Снегирь любит рябину?
- Вы дома делали с родителями кормушки?
- Вы кормите птиц?
Вот какие хорошие кормушки вы сделали. (вносит кормушки).
А теперь возьмем кормушки, оденемся и пойдем, развесим их на нашем участке.