Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие физических возможностей обучающихся при подготовке юных туристов к занятиям туризмом
9 минут 2621 646

Развитие физических возможностей обучающихся при подготовке юных туристов к занятиям туризмом

Eremina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ереминой Татьяной Ивановной, методистом МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Новый Оскол Белгородской области. Сегодня Татьяна Ивановна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития физических возможностей обучающихся при подготовке юных туристов к занятиям туризмом. Данный материал будет полезен методистам и педагогам дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:

«Занятия туризмом очень важны для здоровья. Современное общество стремится к здоровому образу жизни. Сами, дети, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, но и на занятиях в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования детей. Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг обучающихся совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть, заинтересовано в школьном туризме. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса».

Познавательного чтения…


Развитие физических возможностей обучающихся при подготовке юных туристов к занятиям туризмом.

Занятия туризмом очень важны для здоровья. Современное общество стремится к здоровому образу жизни. Сами, дети, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, но и на занятиях в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования детей. Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг обучающихся совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть, заинтересовано в школьном туризме. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности ребенка. Туризм во всех его проявлениях пригоден в качестве средства массового оздоровления подростков разного возраста в силу его общей доступности, так как походы выходного дня, и даже походы первой второй категории сложности доступны практически любому человеку.

Туристический поход - это движение, физическая нагрузка, которые самым благотворным образом воздействуют на организм ребенка. Тренированный ребенок не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная.

Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

Находясь вдали от дома и родительской опеки, ребенок ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Для того, чтобы правильно оценить детский туризм, выявить его особенности и дать практические рекомендации по его реализации, необходимо осознать этот вид, как часть общего туризма. В такой ситуации станут очевидными и обоснованными основные положения детского туризма и тенденции его развития.

Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенствования. Соблюдение дисциплины в группе позволяет целенаправленно и планомерно готовиться к достижению высоких спортивных результатов в туризме, создавать атмосферу радости и уверенности в своих силах на маршруте, чувствовать поддержку товарищей. Воспитание сознательной дисциплины у туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Походы совершаются, как правило, только во время отпуска или каникул, в основном на свои средства. Руководят подготовкой к походу, тренировками во многих случаях спортсмены, туристский и жизненный опыт которых незначительно превосходит опыт обучающихся. Особенно важно понимание того, что дисциплина - это прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.

Развивать волевые усилия занимающихся туризмом следует постоянно. Для этого надо: постепенно повышать степень трудности тренировочных занятий; в ситуациях, моделирующих поход или соревнования по технике туризма, вызывать быстрые и энергичные волевые напряжения путем повышения интенсивности упражнений; создавать уверенность в выполнении любых заданий; максимально концентрировать внимание на заданиях, вырабатывающих способность к продолжительным волевым усилиям.

На туристском маршруте часто приходится встречаться с неожиданными трудностями или ситуациями (сложные участки подъема или спуска, сложные метеорологические условия). В каждой из подобных ситуаций туристы должны находить выход и обеспечить свою безопасность, для чего необходимо умение регулировать психические состояния.

Психологическая подготовка. В условиях подготовки команды (группы) к туристским походам особое значение придается психологической готовности участников. Туристская группа, длительное время, находясь на маршруте, решает все задачи жизнеобеспечения самостоятельно. Туристов важно заранее приучать к трудностям, которые могут встретиться в походе (сложные метеорологические условия, естественные препятствия, тяжесть рюкзака), воспитывать способность быстро принимать решения в сложной обстановке, создавать психологическую устойчивость коллектива при неблагоприятных условиях. В создании хорошего психологического микроклимата в команде многое зависит от ее руководителя (тренера). На маршруте его решения становятся законом для участников, а их правильность и своевременность - залогом успешного и безаварийного прохождения маршрута.

Личность тренера оказывает огромное влияние на воспитательный процесс. Наиболее важные положительные качества тренера: эмоциональная стабильность, целеустремленность, оптимистическая реакция на трудности, способность постоянно поддерживать высокое моральное состояние группы на маршруте и на тренировке, способность оказать помощь любой туристской группе.

Формированием социально-психологического климата можно и нужно управлять. Длительная подготовка участников туристских походов к работе в автономных условиях, подбор детей, совместная тренировка, слаженность группы, материально-техническое обеспечение, общие задачи членов коллектива являются основой успеха и результативности. Только дружная и сплоченная команда может пройти сложный маршрут и победить в борьбе с природой.

Туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для занятий спортивным туризмом и совершенствования в этом виде спорта. По своей сути - это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.

Знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися в процессе занятий туризмом, - хорошая база для начала регулярных занятий спортивным ориентированием, ибо туризм, как никакое другое средство, способствует становлению и последующему совершенствованию спортсмена-ориентировщика. Обучающиеся, занимающиеся спортивным ориентированием нередко переходят в туризм, где продолжают совершенствовать свои умения и навыки. Таким образом, туризм и спортивное ориентирование - наиболее взаимосвязанные средства физического воспитания.

Занятия туризмом вырабатывают у обучающихся ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам.

Туризм привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью, романтикой. Туризм благодаря разнообразию мест и районов походов, соревнований, слетов, эстетическому восприятию местности при эмоциональных ощущениях на маршруте служит одной из наиболее увлекательных форм физической культуры. Еще раз отмечу: туризм - мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечнососудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. Таким образом, в походах высок не только оздоровительный и спортивный, но и воспитательный и образовательный эффект.

Литература:

1. А. Алексеев. Питание в туристском походе /А. Алексеев.- Москва, 1997.234с.
2. Махов С.И. Совершенствование туристско-краеведческой подготовки в школе и вузе //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «География населения и расселения: история и современность». – Нижний Новгород, 1999. 157-160 с.
3. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности //Материалы научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение. Туризм». – СПб, 2000. 83-86 с.
4. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. 98-125 с.
5. Слово к родителям. О путях улучшения экологического воспитания детей в семье. - Нижний Новгород, 1993.45-64 с.
6.  http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/05/show.php?art=7&auth=butrim
7. http://www.kmvline.ru/lib/turizm/index.php

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2271 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2095 607