Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогические условия развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию
17 минут 3451 1087

Педагогические условия развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию

Bikulina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Викулиной   Ириной Александровной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Александровна в своей статье познакомит вас с педагогическими условиями развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ирины Александровны:

«Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем».

Полезного чтения…


Педагогические условия развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

Как указывал Л.С.Выготский, творчество – это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой – нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке .

 Поскольку изобразительная деятельность основывается на таких познавательных процессах, как восприятие, представление, память, мышление, что подчеркивается многими зарубежными коллегами (так же как и нашими отечественными педагогами и психологами: Н.Н.Волковым, Е.И.Игнатьевым, В.И.Кириенко, А.Г.Ковалевым, Т.С.Комаровой, В.С.Кузиным, Н.П.Сакулиной, Б.М.Тепловым, Т.Я.Шпикаловой), и зависит от уровня интеллектуального развития ребенка, рисование часто используется как у нас так и за рубежом, в целях диагностики интеллектуального развития. Достаточно назвать общественные тесты Керна-Ирасека, а также Ф.Гуденафа, К.Коха, В.Вульфа, Торренс и др. Использовалось рисование в качестве диагностического средства и нашими учеными: В.М.Бехтеревым, С.Л.Рубинштейном, А.Р.Лурия и др. [18,46].
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. 

Чтобы понять своеобразие развития творческого процесса в изобразительной деятельности детей, рассмотрим этапы творческой деятельности взрослых художников.
1. Возникновение замысла, представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. По этому поводу психолог О.М.Дьяченко говорил: «в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, так как оно позволяет соединить предметное содержание различных объектов».
2. «Вынашивание замысла», в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания, поиск  художественной формы.
3. «Исполнение, реализация замысла». Суть его – в переводе представления в конкретный образ. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Он может сильно меняться, корректироваться.
4. Окончательная оценка полученного результата и его доработка.
Этапы творческого процесса взрослого и ребенка одинаковы, но у ребенка этап замысливания и вынашивания замысла совмещены и сокращены по времени.

Показатели уровней развития детского художественного творчества: отношение к творчеству (творческое воображение, увлеченность деятельностью, художественные способности), способы творческих действий (применение различных способов изображения, самостоятельность замысла, вынашивание замысла), качество детской художественной деятельности (содержание изображения, оригинальность изображения, соответствие художественным требованиям).

  • Педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса:
  • Широкий подход к решению проблемы;
  • Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и в семье при единой позиции педагогов и родителей в понимании перспектив развития ребенка;
  • Освоение художественно – творческой деятельности будет проходить при непосредственном общении  искусством, изучении искусства и обучении искусству с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
  • Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, отсутствие готовых средств для их решения, что стимулирует поисковую деятельность

Немаловажным являются условия

  • эмоциональный настрой к объекту изображений, и не обязательно положительный;
  • наличие инициативы, интереса, желания;
  • наличие развитых психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, воображение);
  • наличие умения фантазировать;
  • наличие высококвалифицированного специалиста -  взрослого около ребенка;
  • наличие способности перенести умения, навыки, знания, полученные в предыдущих видах деятельности, в последующую, в данном случае – в изобразительную;
  • раннее начало деятельности – основа освоения изобразительной грамотности.

Но еще, говоря об условиях, способствующих развитию творчества детей, нужно сказать о том, что нельзя допускать, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок творил. Педагогические рекомендации для руководства деятельностью взрослого, которые разработали зарубежные исследователи нового поколения Кол М., Рамси Р., Боумен Д., и описали их в своей книге «Первый рисунок»:

  • нельзя безразлично относиться к какому-либо творчеству детей или высмеивать его;
  • нельзя критиковать детские рисунки, поделки, сравнивая результаты творчества с результатами других детей и взрослых;
  • нельзя оценивать ребенка – необходимо давать оценку действию его деятельности;
  • нельзя навязывать ребенку свои чувства в восприятии мира, понимании искусства, ребенок имеет право на собственное мнение;
  • нельзя унижать достоинство ребенка, делая замечание, необходимо обратиться к удачливому прошлому в деятельности с надеждой на успешное завтра;
  • нельзя выбрасывать детские рисунки, особенно в их присутствии, тем более использовать их не по назначению.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они, овладевая необходимыми для создания изображения навыками и умениями, проявляют активность, самостоятельность и инициативу в применении уже усвоенных приемов работы к новому содержанию, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи изобразительных средств.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.

Рисунки могут быть использованы для создания панорамы. Или на декоративно оформленных салфеточках дети расставляют вылепленные и украшенные узором чашки. А в окнах дома, которые дети наклеили, они рисуют его обитателей. Таким образом, планируя каждое занятие, воспитатель должен думать о том, как связать полученный результат (рисунок) со следующей темой, как направить воображение ребенка на самостоятельные поиски этой связи, как помочь детям использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности .

Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей. Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.

Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Интегративный характер занятий   по художественному творчеству обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли стержневых, основополагающих.

Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно - прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. В рисунках дети могут передавать музыкальные и литературно-драматические образы, используя средства выразительности рисунка: линии, цвет, колорит, форму, композицию.

Просмотр и разбор работ нужно организовывать, не допуская шаблона, иначе это будет скучно и не вызовет интереса, положительного эмоционального отклика. Развернутый анализ не обязателен на каждом занятии. Все определяется особенностями и назначением создаваемых поделок - так, если изготовлялись елочные украшения, то в конце занятия нужно их повесить на елку, полюбоваться ими, порадоваться, что новогоднее дерево стало таким нарядным. Если ребята, создавали коллективную композицию, то следует обратить внимание на то, как красива общая картина, и предложить подумать, что можно сделать, чтобы она стала еще интереснее. Просмотр и анализ детских работ должны быть связаны с задачами занятия.

Организация и проведение занятий возможны при соблюдении условий, которые существенно влияют на сам процесс. Занятия с детьми должны проводиться в групповой комнате во второй или первой половине дня, два раза в неделю. Необходимо создание эмоциональной развивающей среды, т.е. эмоционального комфорта и благополучия. Подбор материала и пособий осуществляется с учетом жизненного и художественного опыта ребенка, возраста. В уголках старших дошкольников следует поместить картинки, фотографии, изображающие самостоятельную художественную деятельность, пособия для творческих игр, изо материал: краски (акварель, гуашь), карандаши простые и цветные, ластики, мел цветной, восковые мелки, бумага белая и цветная, баночки для воды, тряпочки для вытирания кистей, кисти, мольберт, палитры для красок и другие.

Эффективно используем пространства коридорных стен: размещаем выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для осуществления полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий воспитателя и семьи.

В работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаю их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляю папки - передвижки, выпускаю информационные листы для родителей.

К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Литература

  1. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. -150 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1986. – 312 с.
  3. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - с. 52-60.
  4. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. –– с. 48-50.
  5. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  6. Лилов, А. Природа художественного творчества [Текст] / А. Лилов. - М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  7. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. – 134 с.
  8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с.9-20.
  9. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 1956. – 208 с.

Приложение

Уровни развития художественного творчества детей

Высокий уровень

передана полнота изображения предмета при этом предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма предмета передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции перемета и изображение соответствуют относительно формату листа. Цветовая гамма многоцветна и соответствует замыслу и характеристики изображаемого, используются различные варианты и комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий. Изображение выполнено аккуратно без помарок, самостоятельно без помощи взрослого, замысел рисунка возник до начала рисования. – 3 балла.

Средний уровень

передача формы, строение, пропорций предмета и изображения незначительно искажены и отступают от реального изображения, движение предмета передано не умело, неопределенно, есть отступление от задуманной и реальной окраски предмета, преобладают несколько цветов и оттенков в большей степени случайные. Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, но не доведенные до задуманного. Требуется помощь со стороны педагога, замысел рисунка возник в процессе рисования и меняется. – 2 балла.

Низкий уровень

передача формы, строение предмета, пропорций предмета и изображения незначительно искажен, форма не удалась, движение предмета передано не умело в большей степени статично, неопределенно, есть отступление от задуманной и реальной окраски предмета в частности проявляется безразличие к цвету или же изображение выполнено в одном цвете. Критическое отношение к полученному рисунку, заниженная оценка своего рисунка, помощь взрослого не принимает. Отсутствует увлеченность и способность «войти» в воображаемые обстоятельства. – 1 балл.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2306 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2130 607