Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста
13 минут 5894 1074

Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста

Suhorukova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам с Сухорукову Ольгу Ахметовну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Ахметовна делится с нами педагогическим опытом по формированию ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Ахметовны:

«Формирование ориентировки во времени тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.)».

Познавательного чтения…


Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста

Формирование ориентировки во времени тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка происходит посредством чередования  биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.).

Общие задачи развития сводятся к тому, чтобы ребенок 6-7 лет научился чувствовать длительность времени – какой объем дел или что  можно выполнить за 1минуту, за час, за день, за неделю, что было раньше, что позже, планировать свои дела и занятия, определять время по разным часам до получаса, понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.

Трудности формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста связаны со свойствами и характеристиками времени: его текучестью, необратимостью, невозможностью вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. А это усложняет восприятие времени детьми. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движения или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем.

Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих вре­менные отношения. Что озна­чают, например, слова теперь - сейчас или сегодня - вчера - завт­ра? При тождественности значений этих обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непре­рывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.

Если у дошкольника не будут сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднение в школе, не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Особое значение имеет дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно. Обучающая задача в ней не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В таких играх, связанных с формирований ориентировки во времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры. Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача.

Определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия.

 2. Игровые правила.

Основная цель – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил требует от детей определённых усилий воли, умение обращаться со сверстниками, формирует корректность, доброжелательность, выдержку.

3. Игровые действия.

Чем они интереснее, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу. Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создающие дидактические игры, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Игры и занимательные упражнения широко используются для развития у детей различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада.

Дидактическая игра будет эффективным средством формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста, если будут соблюдены условия:

  1. дидактические игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
  2. в них включается разнообразный наглядный материал;
  3. они постепенно усложняются;
  4. в них осуществляется опора на практические действия детей.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразный наглядный материал: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать временные категории, производить с ними те или иные манипуляции, «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

Настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.

К дидактическим играм относятся и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй»).

В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем…?».

В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных знаний. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью, т.е. содержание дидактического материала расширяется (вечер - дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.).

В старшей группе у ребят закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое представление о длительности времени и его систематизации. Наиболее понятна модель отрывного календаря, которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность времени: наглядно видно, как один день сменяет другой.

У детей старшей и подготовительной групп чувство времени развивается по интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. Работа начинается с восприятия детьми минутного интервала, а затем переходят к усвоению других интервалов.

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям характеристики времени: текучесть, непрерывность, необратимость.

В дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений о времени, в частности. Широко используются игры с предметами, словесные игры, игры-путешествия, игры-инсценировки.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию ориентировки во времени определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования ориентировки во времени. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Из вышеизложенного следует, что образовательные программы для дошкольных учреждений ориентируют педагогов настойчиво и последовательно учить детей замечать время. В частности: соотносить со временем игры, занятия, повседневной жизни, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это необходимо потому, что развитое чувство времени помогает детям стать более организованными и дисциплинированными. Основной формой организации обучения детей в детском саду является организованная образовательная деятельность. Дидактическая игра, включенная в нее, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 260 с.
  2. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  3. Зинченко, В.П. Время – действующее лицо [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии.- 2001.- № 6.- С. 37–54.
  4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 192 с.
  5. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, - СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80с.
  6. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста[Текст] / А.М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. – 225 с.
  7. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000. – 310 с.
  8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. [Текст] / З.А. Михайлова – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
  9. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, - СПб. : Детство-Пресс, 2005г. – 94с.
  10. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / В. Позднякова // Дошкольное воспитание . – 1996. - №1. – С. 33-38.
  11. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста // Книга для воспитателя дет. сада [Текст] / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 188 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677