Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Инновационные процессы в педагогике
20 минут 3042 998

Инновационные процессы в педагогике

Gladkova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Гладкову Светлану Вячеславовну, преподавателя специальных дисциплин АУ СПО ХМТПК г. Ханты-Мансийска Тюменской области. Сегодня Светлана Вячеславовна поделится с нами полезным материалом об инновационных процессах в педагогике. Данный материал будет полезен педагогам образовательных учреждений.

Краткий комментарий к статье от Светланы Вячеславовны:

«Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций».

Профессионального чтения…


Инновационные процессы в педагогике

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям [8,с.3].

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования[10, с.124].

При рассмотрении инновационной деятельности выделяют несколько направлений. Первымнаправлением инновационной деятельности являетсявнесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения согласно ФГОС СПО 3-его поколения – это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов. Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности преподаватели могут включать творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Вторым направлением инновационной деятельности является внесение инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей и квазипрофессиональной деятельности. Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей. Третьим направлением инноваций является - инновации в методах и формах обучения. Согласно ФГОС СПО 3-его поколения при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Инновационными формами обучения являются: интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, а также обучение на основе использования информационных технологий.

Четвертым направлением инноваций является - инновации в совместной деятельности преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. Уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.

Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата, среди которых могут быть рейтинговая оценка, создание портфолио, оценивание студентами друг друга [1,2,11].

Оценивая компетентность, важно учитывать, чтобы учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий. Объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.

Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций.

В настоящее время, в условиях реформирования образования, преподаватель специальных дисциплин должен работать в инновационном режиме: изучать теорию и практику повышения качества подготовки выпускников профессиональной школы, исследовать возможности современных средств обучения и проектировать новые; учитывать типичные характеристики современного образования, которое позволит сформировать в результате обучения такие ключевые компетентности, как умение решать проблемы; умение принимать решение, умение поиска и использования информации, умение учиться (самоуправляемое обучение), компьютерные умения и др.Задача образования сегодня - дать учащемуся не только теоретические знания, но и сформировать у него опыт осуществ­ления определенной деятельности для решения практических задач.

Следовательно, в современном образовательном процессе перво­степенную роль играет умение учащегося получать, обрабатывать ин­формацию, использовать ее для реализации собственных целей и задач, проявлять активность. А это и является основными характеристиками компетентностного подхода.

Реализация новых целей образования требует внедрения в учебный процесс новейших образовательных технологий, разработки новых учеб­ников и учебных пособий, создания новых условий для организации учебного процесса, адекватных поставленным целям обучения [6].

Современные образовательные технологии, и технология проектирования учебной деятельности в том числе, дают воз­можность управлять педагогическим процессом, анализировать и систе­матизировать практический опыт, выбирать и разрабатывать наиболее эффективные новые приемы и средства для решения педагогических за­дач [10,C. 47].

Метод проектов возник в начале XX века. Идеи проектного обу­чения разрабатывались российскими и американскими учеными прак­тически параллельно. Так, в 1905 году под руководством видного рос­сийского педагога С.Т. Шацкого активно велись разработки проектного метода для педагогической практики. Однако, не вдаваясь в подроб­ности, с сожалением можно констатировать, что в 1931 году постанов­лением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, чему причиной было недостаточно продуманное и логичное внедрение этих идей в советские школы.

В зарубежных школах метод проектов успешно применялся и развивался все это время. К 20-м годам прошлого века в США проектный метод имел основательную теоретическую базу и достаточный эмпири­ческий материал апробации метода на практике.

Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разрабо­танными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообра­зуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проб­лема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проб­лемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, понимание которых предполагает владение некоторыми знаниями. Через проектную деятельность, предусматривающую реше­ние одной или целого ряда проблем, удобно показать практическое при­менение полученных знаний. Другими словами двигаться от теории к практике посредством соединения академических знаний с прагма­тическими [7].

ПРОЕКТ (от лат projectus - выброшенный вперёд). Разработка данного понятия связана со становлением так называемой «проектной культуры». В целом проект можно представить как замысел какого- либо нового объекта, явления, процесса, выраженный в чертежах, схемах или ином описании. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [9].

Подходя к данному вопросу с психологической точки зрения, необходимо пояснить, что  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к учащимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным  подходом в методике обучения.

Какова же сущностная характеристика личностно-деятельностного подхода?

В основе личностно-деятельностного подхода лежат психолого- педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Сформулированный личностно-деятельностный подход был определён концепцией  общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом в 1988 году в качестве одного из системно - образующих факторов перестройки всего школьного образования. Как отмечается авторами концепции, личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.

Рассматривая проектную методику в контексте личностно-деятельного подхода, отметим сначала, что означает личностный, то есть первый компонент. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, «выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов».

Таким образом, в центре обучения находится сам обучаемый, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.

 Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что  цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции  самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно-объекного взаимодействия S→O, где S – учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1↔Sn , где S1 – это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для школьника, интересный собеседник, содержательная личность,  Sn – это школьник как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения». 

Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus – брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта категория не является новой в педагогической теории. В последние десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,  предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или проектирование.

Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская,  представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Дж. К. Джонс, определяя понятие «проектирование», отмечал: «Вот некоторые определения и формулировки процесса проектирования, появляющиеся в последнее время:

1.Моделирование предполагаемых действий  до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате.

Основываясь на понятиях  технологии обучения  и проектирования, Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Единственной образовательной отраслью, где идеи учебного проектирования в какой-то мере сохранились, было профессиональное образование. Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования, при изучении разных дисциплин: как специальных, так и общеобразовательных.

Таким образом, сфера применения данной технологии значительно шире, чем в традиционно сложившейся практике ее использования в профессиональном образовании.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [5].

В соответствии с ФГОС СПО выпускники должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Метод проектов, одна из образовательных технологий, способствующая формированию компетенций. По своей сущности метод проектов нацелен на подготовку специалиста, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретающего в процессе обучения опыт решения различных социальных и производственных проблем. Рассмотрим преимущества образовательной технологии:

  • позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик ученика учёбой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед обучающимися такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы
  • реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
  • выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни.
  • метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.

Список используемой литературы

1. Битер О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности // Методист. – 2010.- № 1. – С. 47 – 48.

2. Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.

3. Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект)//Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21октября.http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».

4. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей [Текст] /под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

5. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.:Буки-Веди,2012.

6. Михалева Л.В. Метод проектов как инновационная технология обучения французскому языку // Язык и культура . 2010. №4. С.115-122.

7. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: «Мастерство», 2002.

8. Никишкина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Методическое пособие, 2012

9. Полат. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пе­дагогических кадров /, М. Ю. Кухаркина, М. В. Моисеева, Л. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002

10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1.

11. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607