Дорогие друзья, мы рады представить вам Бычкову Ларису Васильевну, воспитателя МБДОУ № 34 «Ромашка» х. Ленина Ростовской области. Сегодня Лариса Васильевна в своей статье расскажет о влиянии сказки на формирование образной речи детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ларисы Васильевны:
«Речь становится образной, живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Формирование умения выражать свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности являются необходимой предпосылкой не только взаимопонимание между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования».
Интересного чтения…
Влияние сказки на формирование образной речи детей среднего дошкольного возраста
Образная речь является частью культуры речи в широком смысле этого понимания. Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. Под культурой речи понимается соблюдение литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Формирование умения выражать свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности являются необходимой предпосылкой не только взаимопонимание между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения он мог связанно и в целом грамматически правильно и понятно общаться с детьми и взрослыми.
В период дошкольного детства у ребенка надо расширять его словарный запас, закреплять правильное произношение и ясную дикцию. Совершенствовать грамматический строй речи и развивать представления о грамматическом строе языка. В формировании образной речи важное место принадлежит народному творчеству – фольклору, особенно сказке. Огромное значение сказки – влияние на культуру языка детей. Присущая сказкам необычная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки как фактор культуры первенствующего значения. Сказка помогает ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка.
Чтобы повысить уровень образной речи детей был составлен перспективный план, который предусматривает специально - организационную и совместную деятельность по трем направления.
1 Работа по введению эпитетов, как средство образной лексики.
Цель: расширить представления о характерных особенностях сказочных персонажей и активизация в речи слов эпитетов их характеризующих.
2 Работа по введению слов - антонимов, как средство образной лексики.
Цель: развивать у детей умение разбираться в действиях поступках сказочных персонажей и обозначить их словами антонимами.
3Работа по введению в речь словосложения, как средства грамматической образности.
Цель: развивать у детей чутье к осознанию языковых явлений, сказочных названий персонажей, которые дополняют их характеристику.
Так проводя работу по первому направлению, мы помогаем детям лучше разобраться в поступках, мыслях и чувствах сказочных персонажей. Это приводит к точным характеристикам этих персонажей и их проговариванию, т.е. введению в речи слов – эпитетов.
Работа по второму направлению проходит в тесной связи- с первым. В процессе анализа литературных факторов, мы акцентировали внимание детей на контрастных качествах персонажей, что входит в речь как слова - антонимы. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» лиса оказалась «умной», а медвежата – глупенькими малышами, которых «легко обмануть». Эта сказка еще раз уточняет понятие о словах-антонимах.
Работа по третьему направлению осуществляется по ходу ознакомления с персонажами. Самый распространенный образ, который встречается в сказках, является лиса. Помимо анализа сказочных персонажей, мы обращаем внимание детей на то, что клички, которыми называют персонажей им подходят, к их действиям, внешнему виду. Например «Как можно назвать лису?» - «хитрая плутовка, коварная обманщица. Так в процессе работы по ознакомлению детей средней группы со сказкам, мы стараемся обогатить речь детей словами-эпитетами, словами-антонимами, словами словосложениями, как показателями лексической, грамматической, образной речи.
Список литературы.
1. Большова Г.В. Учимся по сказке. 2000 с 145
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой 2008 с 287
3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества 2008 с 176
4. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников 2005