Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ
14 минут 3093 759

Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ

Shukina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Щукину Ирину Анатольевну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 124» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Анатольевна поделится своим профессиональным опытом по формированию позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ирины Анатольевны:

«Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов».

Полезного чтения…


Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ

Посмотреть статью в полной версии

Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм;

  • осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность;
  • сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм;
  • умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.

Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:

  1. развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;
  2. обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и в целях рационального использования;
  3. предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей работе;
  4. организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие нравственных качеств каждого ребёнка;
  5. формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами общественно-полезного труда;
  6. понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы.

Реализация указанных требований позволит поднять уровень подготовки детей к жизни в современном обществе и вырастить достойное поколение людей труда.   Следует отметить своеобразие трудовой деятельности дошкольников :

Труд ребенка тесно связан с игрой

Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

Трудовая деятельность постоянно развивается

Формирование трудовых навыков:

  • в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог
  • старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать.

Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование

Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей:

  • они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.);
  • намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения;
  • они не планируют контроля и оценки своей работы;
  • словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату

Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат.

Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику , поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

Систематичность детского труда

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность рабочей нагрузки

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут.

Ответная реакция со стороны сердечно - сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

Подбор оборудования для труда

Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Создание в группе трудовой атмосферы

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Во всех возрастных группах детского сада и на игровых площадках созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.

Оборудование в группах размещено по видам труда:

  • в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных;
  • в месте, отведённом для ручного труда, - пилы, молотки;
  • принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки мусора размещены на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие .

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно - творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:

  • художественный
  • конструктивно-строительный
  • природы
  • ручного труда
  • информативности (для саморазвития используются схемы, таблицы, алгоритмы действий, образцы, перфокарты, календари, часы )

Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

  • природный, бросовый;
  • развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • материал для развития мелкой моторики рук;
  • различные конструкторы;

В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

  • уголок природы;
  • мини-огород;
  • центр самостоятельной деятельности;
  • уголок ручного труда

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Через разнообразные формы   работы в разные режимные моменты   я планирую разнообразную трудовую деятельность своих   воспитанников.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.

В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности:

  • отзывчивости
  • заботливости
  • бережливости
  • ответственности

Семья, воспитывает у ребенка общественно ценные мотивы трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии. К поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

Литература

1 .Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16

2. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. – с.67

3. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 - 134 c.

4. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. - [Электронный источник]. - Режим доступа: yspu.yar/vestnik/index.html

5. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших

6. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.

7. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

9. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

10. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.С. Малунова; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2001. - 41 с.

11. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1984.- 204с../Л.И. Фалюшина. – 2-е изд., испр. и доп. – М,: АРКТИ

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607