Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Сюжетно-тематическая организация занятий в условиях логопункта ДОУ
7 минут 3062 746

Сюжетно-тематическая организация занятий в условиях логопункта ДОУ

Sumina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Сумину Ирину Николаевну, учителя-логопеда МДОУ детский сад «Чебурашка» г. Кораблино Рязанской области. Сегодня Ирина Николаевна делится с нами полезным материалом сюжетно-тематической организация занятий в условиях логопункта ДОУ. Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения».

Краткий комментарий к статье от Ирины Николаевны:

«Сюжетно-тематическая организация подгрупповых логопедических занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей».

Полезного чтения…


Сюжетно-тематическая организация занятий в условиях логопункта ДОУ

Ребёнок растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование личности детей с нарушением речи связано с характером их дефектов. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребёнка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм.

Многолетняя практика показывает, что ребёнка с нарушениями речи (ребёнка-логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Необходимый объём помощи ребёнку-логопату зависит от характера нарушения. Коррекционная работа с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих в своей структуре логопункт, направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

На индивидуальных занятиях ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка и обязательно в игровой форме с использованием какого-либо сюжета.      

Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой (например, «Зоопарк» или «Огород»), или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, т.к. одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в сказочных героев, зверят, инопланетян и т.д., таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми дефектами объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки или рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.

В основу такого метода проведения подгрупповых логопедических занятий, положены комплексность и игровые приёмы. Основное отличие такой системы состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае – это игра, в другом – спектакль, где дети – артисты. Придуманы разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, сюжетов сказок.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей-логопатов часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация подгрупповых логопедических занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Система построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

  • в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
  • в ходе занятия предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
  • на каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
  • физкультминутки и динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
  • предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

В основу организационно-сюжетного построения занятий положена методика Е.А.Пожиленко, в основе которой комплексно-игровой метод организации логопедических занятий, в ходе которых коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза.

Основная цель применения подобной методики – развить моделирующий характер деятельности детей с нарушением речи, словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в их совокупности, развить творческое отношение к слову.

Главными задачами работы такой коррекционной направленности являются:

  • повышение качества связной речи детей, формирование её образности;
  • развитие коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями;
  • повышение уровня языкового сознания и его компонентов;
  • сохранение здоровья детей через нормализацию эмоционально-волевой сферы, которая является базой для развития психических процессов, в том числе и речи;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения, фонетической стороны речи.

На занятиях используется лексический материал для работы со всеми звуками, но с акцентом только на изучаемом звуке. Таким образом, исключается информационное ограничение. Ведь мозг ребёнка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы будем их давать ему. А возможность быстрой переключаемости детей позволяет проводить быстрые переходы от задания к заданию, при обязательном внесении в каждое последующее задание элементов новизны. Сюжетно-тематическая организация позволяет строить логопедические занятия насыщенными по информативности и многообразными по сюжетам и темам. Нельзя давать детям скучать.

Организационно-сюжетная основа подгрупповых занятий с детьми-логопатами может быть беспредельно разнообразной. Всё зависит от готовности логопеда к экспромтам, от его желания и стремления помочь ребёнку стать физически, социально и интеллектуально развитым.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607