Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Звуковая культура речи
13 минут 5982 732

Звуковая культура речи

Sadikova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Садыкову Алсу Дамировну, учителя – логопеда ГБОУ «Гимназия 1048 «Новокосино» г. Москва. Сегодня Алсу Дамировна делится с нами полезным материалом о формировании звуковой культуры речи. Данный материал будет полезен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Алсу Дамировны:

«Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи».

Полезного чтения…


Звуковая культура речи

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия уловия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи педагого решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умение регулировать громкость произнесения слов и фраз), выроботка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высоты и силы голоса, темпа речи). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

  • развитие восприятия речи (слуховое внимание и речевой слух, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
  • развитие речедвигательного аппарата (артикуляционное, голосовое, речевое дыхание) и формирование произносительной стороны речи (произнесение звуков, четкая дикция).

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произнесения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях. У детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего недоразвития речи.

Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитее умения дифференцировать звуки по их основным признакам.

Чаще всего у детей с ТНР нарушена не одна, а несколько групп звуков.

Основными задачами по формированию произношения являются:

  • формирование системы различаемых и противопоставленных друг другу фонем;
  • произношение слов различной слоговой сложности;
  • свободное использование навыков в самостоятельной речи.

Имея в виду данные задачи, логопед завершает постановку и автоматизацию отсутствующих звуков (свистящих, шипящих, сонорных), развивает фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза слов. На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков осуществляется параллельно с развитием дикции и усвоением произношения слов сложного звуко – слогового состава. На этапах закрепления правильного звукопроизношения звуков материал упражнений подбирается с учетом формирования лексико – грамматической стороны речи. Работа по формированию звукопроизношения и фонематического восприятия ведется по таким направлениям:

  • развитие движений органов артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • усвоение фонематической системы родного языка;
  • развитие мелодико – интонационной стороны речи.

При формировании звукопроизношения перед логопедом стоят задачи:

  • исправить неправильное произношение звуков, научить ребенка вслушиваться в речь;
  • научить различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;
  • научить удерживать в памяти воспринятый речевой материал.

На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к последующей постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, формированию фонематических процессов. Выработке направленной воздушной струи, отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.

На этапе постановки звука логопед использует все возможные приемы для вызывания правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда. Описание правильной артикуляции в доступной для ребенке форме, постановка от имеющегося в речи ребенка звуков и постановка с механической помощью.

Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение. В связанную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения.

Четвертый этап, являющийся заключительным, связан с обучением ребенка умению различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. В программе обучения и воспитания детей с ОНР Филичевой Т.Б. И Чиркиной Г.В. определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного их проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушения звукопроизношения при дислалии, при ринолалии, при дизартрии). Проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения.

Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, куда входят подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия.

Конспект индивидуального занятия

Постановка звука «С»

Тема:     Звук «С».

Образовательные цели: автоматизация звука в слогах и словах;

Развивающие цели: развивать фонематическое восприятие; развивать и совершенствовать артикуляционную моторику.

Воспитательные цели:воспитывать самоконтроль над речью.

Оборудование:

предметные картинки: санки, сумка, сапоги, сом, шапка, шуба, машина, сушка, усы, бусы, коса, сумка, осы, носок, ананас;

игрушки: корова, собака, слон, лиса, бегемот, матрос, снеговик, оса,

мешочек, волшебный сундук.            

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед:    - Я загадаю загадки, а ты слушай внимательно и попробуй их отгадать.

Гладишь - ласкается.

Дразнишь - кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.   (Собака)

Летит птица - небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.     (Самолет)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.           (Осы).

-Молодец! Ты отгадал все загадки. Давай вспомним теперь отгадки.

(Ребёнок называет, логопед выставляет картинки).

-Давай ещё раз назовём слова. Какой звук ты чаще всего слышал в этих словах?

- Правильно, звук «С».

II.   Отработка упражнений.

     (перед зеркалом)

     «Футбол», « Горочка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится», « Катушка».

Описание правильной артикуляции звука «С»:

Логопед:- Что делают губы, Когда мы произносим звук «С»?

Ребёнок: - Улыбаются.

Логопед: - Что делает язык?

Ребёнок: - Широкий язык упирается в нижние зубки.

Логопед: - Какой воздух выходит изо рта, холодный или тёплый?

Ребёнок: – Холодный.

Сюрпризный момент.

   (Появляется игрушка собаки).

Логопед: - Ой, посмотри, кто к нам пришел сегодня в гости?»  

Давай мы ей дадим имя. Оно должно быть со звуком «С».

(Если ребенок не может придумать ей имя, предложить выбрать:

       Сонька, Мурка, Саманта)

     Ребёнок выбирает имя Саманта.

     -Сейчас мы будем учиться произносить звук «С», а Саманта нас будет   слушать.

Выделение на слух звука С.

Логопед: - Хлопни, если услышишь звук «С». За правильно выполненное задание я подарю тете фишку.

а) из слогов са, мы, ка, зо, до, со, мо, су, сы;

б) из слов сам, дом, сом, кот, суп, сын, кит.

Логопед: - Сколько фишек ты заработал, давай посчитаем?

Молодец

Физкультминутка.

Са -Са -Са - (ритмично ударяет ребром ладони   по столу)

Вот летит оса -   (имитирует взмахи крыльев)

Со - Со – Со -   (ритмично ударяет ребром ладони по столу)

У Сони колесо - (соединяет большой и средний палец, образуя колечко)

Су - Су -Су - (ритмично ударяет ребром ладони по столу)

Мы видели лису - (прикладывает ладонь ко лбу)

Сы -Сы –Сы - (ритмично ударяет ребром ладони стола)

У сома усы - (указательными пальцами обеих рук показывает длинные усы).

Автоматизация звука «С» в слогах, словах.

Саманта: - Повторяй за мной и чётко произноси звук «С»

са -са -са - самбо

са -са -са - сапоги

со -со -со- сом

со -со -со - сок

сы -сы -сы - сын

су -су -су - суп

(Саманта говорит, что у Егора все получается, он старательный мальчик и большой молодец).

VIII. Автоматизация «С» в играх.

а) Собачка достает мешочек и говорит:

- Я пришла сегодня не с пустыми руками, а с подарками, но их надо заслужить.

Давай мы с тобой поиграем: ты будешь доставать предметы из мешочка, называть их и чётко произносить звук «С»

(ребёнок достаёт игрушки и называет)

- Молодец! Ты справился с заданием и за это получаешь приз:

(Собачка дарит ребенку приз).

б) - А я еще приготовила для тебя задание: Ой, посмотри, что это под столом? Что за сундук? Давай посмотрим? Он, наверное, волшебный!

(Логопед пытается, открыт сундук не получается)

-Не получается, что - то тут не так. Наверное, тут нужна волшебная палочка? А вот и палочка. Давай попробуем с помощью палочки, открыт сундук.

(Сундук открывается и собачка говорит):

- Ой, как много картинок! Ты Егорка, должен из сундука достать только те, в названиях которых слышится звук «С».

-Молодец ты справился и с этим заданием. Ты сегодня такой старательный и   все у тебя получается.

в). - Мы с тобой поиграем еще в одну игру, игра называется «Повторялки».

Я буду говорить, а ты будешь повторять.

(развитие внимания и памяти)

IX. Развитие внимания и памяти - игра «Повторялки»

Логопед: (за Саманту)   са - са - са        

Ребёнок:        сы - са - са

                       са - сы - сы                                    сы - сы - са

                       са - сы - са                                     сы - са - сы

X. Итог занятия.

Логопед:- Какой же звук мы сегодня, с тобой учились произносить?

Саманта, тебе понравилось, как Егорка произносил звук «С»?

И мне. Давай его похвалим (гладят по головке). Пойдём, мы проводим тебя к детям в группу и расскажем, как хорошо ты сегодня занимался.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677