Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Психологическая коррекция и развитие навыков самовыражения дошкольников посредством арт – терапии
22 минуты 2149 678

Психологическая коррекция и развитие навыков самовыражения дошкольников посредством арт – терапии

Nikolaeva foto copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Николаеву Асю Юрьевну, педагога - психолога МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска» Оренбургской области. Сегодня Ася Юрьевна делится своим опытом работы по психологической коррекции и развитии навыков самовыражения дошкольников посредством арт – терапии . Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Аси Юрьевны:

«В статье рассмотрены этапы становления у детей изобразительной деятельности, возможности и методы арт-терапии, механизмы коррекции»

Творческого чтения…


Психологическая коррекция и развитие навыков самовыражения дошкольников посредством арт – терапии

Что такое арт – терапия?

Рисование — творческий акт, позволяющий клиенту ощу­тить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных пережива­ний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выра­жать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающих и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную коорди­нацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно участвует в согла­совании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полу­шария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответ­ственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функция­ми (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, ребёнок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуа­циях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугаю­щими, неприятными, травмирующими образами. Таким об­разом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негатив­ных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при кор­рекции страхов.

Существует много значений этого термина. Но вот несколько, которые, на мой взгляд, обозначают его наиболее точно и понятно.

- «использование средств искусства для передачи чувств»;

- «исцеление посредством творческой деятельности»;

- «метод, направленный на реализацию скрытой энергии и воздействие на эмоциональную и мотивационную сферы»;

- «метод выражения своего психического состояния, достижения положительных изменений в эмоциональном и личностном развитии человека».

«Я хочу, чтобы мой ребенок стал спокойнее, терпимее, покладистее. Я хочу, чтобы он слушался меня!» — примерно так звучат запросы родителей, когда они обращаются к психологу. Но чтобы поменял­ся ребенок, должен поменяться окружающий его маленький мир: от­ношение родителей и близких, занятия, привычки, правила. С по­мощью арт-терапии мир можно раскрасить по-новому и тем самым преобразить его жизнь.

Арт - терапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми. Участники арт-терапевтических сессий играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Здесь ре­бята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле.Удовлетворяется интерес к разру­шительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Говоря о самоисцеляющих процессах, происходящих с человеком в ходе арт-терапии, необходимо проанализировать условия, в которых эти процессы становятся естественными, спонтанными идущими от природы человека, обусловленными его истинными побуждениями. Для этого нам надо вернуться в самое начало — к моменту, когда ребенок только начинает рисовать.

Развитие детского рисования разделяется на доизобразительный («период мараний и каракулей») и собственно изобразительный период. Доизобразительный период начинается с того момента, когда случайные движения ребенка приводят к получению «следов», на которые малыш обращает внимание и затем пытается повторить. Пролился сок — его можно размазать по столу длинными полосками. А потом малышу вкладывают в кулачок карандаш, и его «творчество» направляетсяна лист бумаги. Пока рисование представляет собой черканье и пачканье, а основной набор графических следов — случайные точки, штрихи, пятна. Несмотря на то, что набор способов рисования еще весьма скромен, через них можно увидеть особенности конкрет­ного ребенка, его предпочтения, темперамент.

Дети растут, познают мир. Закономерно усложняются их рисун­ки — по форме, содержанию, композиции. В связи с ранним обуче­нием ребенка навыкам изображения (в детском саду, дома) действия детей 1,5—2,5 лет часто являются повторением образца и воплоще­нием замысла, который дает взрослый. Однако желание и инициа­тива нарисовать нечто, отличающееся (содержательно) от образца, сохраняются. Ориентировочно в З-3,5 года возникает собственно период развития рисования. Его условным нача­лом является появление замысла рисунка. Сначала у ребенка рож­дается идея, за которой следует процесс рисования. Постепенно из­меняется отношение ребенка к своему рисунку, появляется критичность, спонтанное естественное изобразительное творчество сменяется самоограничением, т.к. со временем возросшая критичность, появившаяся вследствие воспитания и обучения, ограничила активность, создала барьеры. По мере того как дети взрослеют, родители ожидают от них всё больших успехов. Соответственно возрастает напряжение ребенка, связанное с реакцией взрослого на продукт его деятельности, возрастает напряжение родителей, связанное с ожиданием ycпexoв чада. Если сравнивать данную ситуацию с описанной выше пeрвоначальной, то становятся очевидными различия между ними «стремление сохранить рисунок — обесценивание», «принятие - критичность», «одобрение результатов — отказ от рисования», «успешность — напряжение». Эти изменения, кирпичик за кирпичиком, выстраивают стену самоограничения, создают основу для формирования механизмов психологической защиты.

Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие и признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться ее взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Поскольку контроль отсутствует, детям не приходится осваивать но­вые способы поведения, и на место утративших актуальность меха­низмов защиты приходит активность, обусловленная новыми уста­новками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, так как их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий». В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении соб­ственной успешности и значимости. Высвобождается психологиче­ская энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение.Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслаб­ляется, а демонстративность, негативизм, агрессия (формы психоло­гической защиты) уступают место инициативности, творчеству.

В ходе сеансов арт-терапии атмосферу раннего рисования по­могает воссоздать работа с такими материалами, как гуашь, песок, вода, бумага: появление у ребенка желания создавать свое собственное, рождающееся здесь и сейчас, изображение, а не работать по образцу, появление новых способов создания изображений, отличных от тех, к которым ребенок привык в ходе обучения.

Каким образом в этих условиях действует механизм коррекции.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и силь­ным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повы­шению самооценки ребёнка, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способнос­ти. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения артгерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций.

Рефлексивный анализ арт - деятельности детей осложнен их воз­растными особенностями: как прави­ло, это слабое различение эмоций и чувств, ограниченный словарный запас, социальные страхи, механизмы психологической защиты и т.д. Поэтому задания, подбираемые психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контро­ля и осознания. То есть для того, чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возмож­ностей. Сами условия, задания и взаимодействие с арт - терапевтом помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самоисцеления.

И процесс, и результат отличаются от того, на что ориентируют ребенка взрослые в процессе воспитания и образования. Ребенок не боится испачкать­ся, выйти за рамки листа и измазать стол (а по сути — нарушить тра­диционные барьеры активности). Тем не менее ситуация «здесь и сейчас» не причиняет вреда ни ему самому, ни кому-то в окружении, она вполне укладывается в приемлемые социальные рамки. Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, и прививаемых ему с раннего детства, он становится менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к резуль­татам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрос­лого. Только принятие и поддержка.

Приемы работы: изобразительные техники.

Марания.

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, гряз­нить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтан­ных рисунках дошкольников, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. Определение «марание» выбрано в связи с не­структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочета­нием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмич­ности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении мно­жества слоев и смешивании цветов.

Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яр­кими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять раз­нообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от непринимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно—неправильно», «хорошо—плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки ожиданий исключает и саму оценку.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами иладонями. Новизна мараний, необычность и в то же время естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребёнок «забывает» о социальных запретах и табу. Результат мараний может иметь весьма привлекательный вид либо, наоборот, представлять собой бурое бесформенное пятно. Иногда ребенок замазывает краской всю поверхность листа, тщательно уничтожая пробелы и щели возле кромки. При этом бумага под силой нажима может вытираться до образования катышков или даже протираться до дыр. Нельзя сказать, что ребенок действует спонтанно, так как он нацеленно достигает peзультата — абсолютно закрашенной или деформированной поверх­ности. Результат создания зримого образа для автора имеет субъективную оцен­ку, и она может не совпадать с оценкой других. Порой, начиная ри­совать яркими красками, ребенок переходит на темные цвета или смешивает собранные на листе краски в одно бурое пятно. Стрем­ление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выра­зительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.

Штриховка, каракули.

Штриховка — это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тон­ких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

• заполнение пространства (создание фона, зак­рашивание штрихами выделенной поверхности); рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «ха­рактера» и взаимоотношений линий, например, грустной, ис­пугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия);

• изображение объектов и символов в ритмической манере. Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность.

Монотипия.

На гладкой поверхности — стекле, пластмас­совой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге — делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не дол­жен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более рас­плывчатым, могут стереться границы между разными красками. Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить но вый «оригинал», то есть нарисовать все заново. Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками и младшими школьниками может быть модифицирована.

  • При желании возможно «прописать» готовый отпечаток — до­рисовать или приклеить сверху нужные элементы для завер­шения образа.
  • Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и сно­ва раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба нано­сятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изобра­жения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба либо в другой части половины листа — от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно це­лое или между ними будет расстояние, как между двумя раз­ными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывает­ся на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается ЧТО-ТО!
  • Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Для ребёнка всё это собственный, придуманный им способ рисования. Для психолога — организованное самим ребенком условие избавления от гиперсоциализации, подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе.

Рисование на стекле.

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кисточкой, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, напри­мер, 25 х 40 см или 40 х 70 см, — на них есть где развернуться. Пря­мо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, на­нести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать про­зрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монумен­тальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок слов­но не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свер­шившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пальцами, ладонями.

Сильные сторон метода:

• свобода от двигательных ограничений; от культурного влияния;

• свобода от социального давления.

Всe эти особенности значимы для успешного арт-терапевтического процесса. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни и школе.

Рисование пальцами — это разрешенная игра с грязьюв ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее   когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносит­ся рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, на­пример, Чебурашку или машину, изображение получается «лохма­тым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и при­влекательным.

Или же можно создавать изображения с помощью сыпучих материалов и продуктов: круп, сахарного песка, вермишели, бывают случаи использования песка. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает всё окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами — в социально разрешенной норме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Описанная Техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Имеет значение окончательный внешний вид коллективной работы - зримый образ. Коллективное изображение (плоскостное, трёхмерное) всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в нем что-то давать ему свое название. Однако чувство причастности создаёт ощущение единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчac. Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной фор­мы работы, постепенно переходя к более сложным.

Все эти приёмы работы используются на занятиях, хотя по целям и задачам, внутреннему содержанию и результату деятельности, по роли взрослого, методам и приёмам воздействия они отличаются от тех же форм и приёмов работы, применяемых на уроках или занятиях по рисованию.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2890 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2822 609