Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие зрительно – двигательной координации при подготовке руки к письму у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
14 минут 3275 1052

Развитие зрительно – двигательной координации при подготовке руки к письму у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Shornikova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шорниковой Евгенией Олеговной, учителем-дефектологом (тифлопедагог) МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска» Оренбургской области. Сегодня Евгения Олеговна делится с нами своим профессиональным опытом развития зрительно – двигательной координации при подготовке руки к письму у детей с нарушением зрения. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.                                                                            

Краткий комментарий к статье от Евгении Олеговны:

«В статье предлагаются практические рекомендации и упражнения, направленные на подготовку ребенка к письму. Данный опыт может быть полезен тифлопедагогам, воспитателям и заинтересованным родителям, особенно имеющим детей с нарушением зрения».

Познавательного чтения…


Развитие зрительно – двигательной координации при подготовке руки к письму у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

как профилактика вторичных отклонений и пропедевтика школьного обучения (из опыта работы)

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика – рост количества детей с недоразвитием ручной умелости. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, которое требует хорошо развитую мелкую моторику, достаточно крепкие мышцы рук, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро при письме. Наряду с мелкой моторикой у ребенка должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. «Однако надо обратить внимание не на отдельные движения глаза или руки, но на их координацию между собой, то есть зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности…» - утверждает Л. А. Венгер. Но он констатирует тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать движения руки и глаза. Итак, мы видим, что у детей, имеющих нормальное зрение, возникают трудности в осуществлении зрительно-двигательной координации.

У детей с нарушением зрения указанные особенности еще более осложняются первичным дефектом – неполноценным зрением. Зрительное восприятие у таких детей характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью зрительного восприятия, монокулярным характером зрения, и, как следствие, возникают вторичные нарушения: нечеткий зрительный анализ и контроль собственных действий, затруднения при зрительно-пространственной ориентации, недостаточность развития координированных движений руки и глаза и т.п.

Доктора биологических наук М. М. Безруких и Л. В. Морозова выявили следующие трудности, которые могут возникнуть у детей в процессе обучения при недостаточном развитии зрительно – моторной координации:

  • трудности копирования букв, цифр, графических элементов: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает их, зеркальное написание;
  • трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
  • неустойчивый подчерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • тремор;
  • очень медленный темп письма.

Чтобы предотвратить возникновение перечисленных проблем, необходимо обратить пристальное внимание на развитие зрительно-двигательной координации у детей в процессе подготовки руки к письму именно в дошкольном возрасте для успешного освоения ими базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

Доктор наук, дефектолог, педагог-психолог Л. И. Плаксина доказала, что формирование у детей зрительно – моторной координации обуславливают следующие составляющие: успешное овладение предметно – практическими действиями, развитие умений и навыков ориентировки в пространстве, развитость различных групп мышц (в первую очередь мелкой моторики, глазодвигательных мышц), формирование элементарных графических навыков, развитие зрительно – двигательной памяти.

Она отмечает, что «большинству дошкольников с нарушением зрения присущи отклонения в координации движений, темпа и ритма действий, при этом отмечается неуверенность при выполнении точно дозированных предметных действий, их недостаточная четкость и замедленность. Наблюдается значительное количество ошибок, обусловленных нечетким зрительным анализом и контролем собственных действий».

Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении предметно-практических заданий, имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений, прослеживающих функций. Снижен контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки.

Здесь наиболее четко проявляется важность проведения пропедевтической работы, которая позволит детям овладеть знаниями, умениями, навыками, способствующими развитию зрительно-двигательной координации при подготовке руки к письму.

Пути, средства, содержание работы невозможно правильно наметить без знания уровня, достигнутого ребенком, без определения тех параметров, при выполнении которых у ребенка возникли трудности. Поэтому для выявления уровня развития зрительно – моторной координации я использую методику М. Безруких, Л. Морозовой «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет», М., 1996г.

Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то ведущей формой воздействия на занятии становится дидактическая игра, а основным методом – практические действия с ребенком, рекомендованные Л. И. Плаксиной.

Работа по развитию зрительно – моторной координации осуществляется как в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, так и в самостоятельной деятельности детей.

Работаю по «Программе специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений 4 типа» под редакцией Л. И. Плаксиной, дополняя методиками Л. П. Григорьевой, О. Г. Солнцевой и др. «Развитие восприятия у ребенка», Л. И. Плаксиной «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения». Для подготовки руки к письму использую технологию, разработанную Р. Д. Тригером, систему дидактических игр и упражнений, предложенную доктором наук, педагогом-психологом М. А. Мишиным и тифлопедагогом З. Н. Тюбекиной.

Работа ведется одновременно в 4-х направлениях:

  • Активизация работы мышц глаза.

Врачами-офтальмологами с целью коррекции работы мышц глаза (для детей с нарушенным зрением) и с целью профилактики глазных нарушений (для детей с нормой зрения) предлагается система зрительных упражнений. Эти комплексы периодически чередуются через 1-2 недели, используются на занятиях и вне их, выполняются ежедневно. Для того чтобы заинтересовать детей, а так же решить задачу по формированию прослеживающей функции глаза в системе глаз-рука, используется наглядный и раздаточный материал, зрительные тренажеры.

  • Развитие мелкой моторики.

Особую роль играют гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций. Гимнастика проводится по 2-3 минуты в начале или середине занятия. Используются любые пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика с предметами. Кроме этого в свободное время детям предлагаются коррекционные упражнения, такие как нанизывание бус, ракушек, выкладывание узоров из мозаики, природного материала, расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, разбор круп, штриховка, раскрашивание и др.

  • Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Незаменимы для решения этой задачи пособия «Шоссе» и «Стрелоплан», разработанные М. А. Мишиным и З. Н. Тюбекиной. Работа опирается на активную деятельность детей с игрушками, картинками и геометрическим материалом на вертикальной и горизонтальной плоскостях. Эти упражнения особенно полезны детям, которые не учитывают направления движений, путаются в определениях, обозначающих пространственное расположение. Игры и упражнения с этими пособиями представлены в журнале «Физическое воспитание детей с нарушением зрения» №2, 2001г.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге (соединение объектов прямыми линиями, проведенных в различных направлениях), занятия изонитью позволило детям безболезненно перейти к работе в тетради комфортного письма (зеленая клетка на желтой бумаге). Задания по клетке расширяют знания и представления о геометрических фигурах, учат ориентироваться в тетради, подготавливают руку к письму, развивают зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание. Работа проводится один раз в неделю. Для детей с низкой остротой зрения работа по клетке начинается в тетрадях, расчерченных 2 х 2 см. Здесь необходимо заострить внимание на том, что «…при формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного.» (Р. Д. Тригер) Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5 – 6 мин.

Необходимо познакомить детей с правильной посадкой при письме,расположением тетради, как правильно держать карандаш или фломастер. Для выработки навыка правильной постановки пальцев при работе с карандашом или фломастером, использую тренажер для письма «Рыбка».

  • Формирование элементарных графических навыков.

Для подготовительных упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Каждое задание связывается с реальным предметом или какой либо жизненной ситуацией: «домик улитки» (спираль), «солнце» и его «лучи» (овал, круг), «волны», «водоросли» (волнистые линии), «следы коньков» (петли) и т.д. Для поддержания интереса, развития прослеживающих функций глаза, используются движущиеся игрушки (например «Следопыт» - игрушечная машинка на фотоэлементах, движущаяся по любой нарисованной траектории).

Первые задания дети выполняют фломастерами: они не требуют сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. После того как дети научились пользоваться фломастерами, осуществляется переход к письму карандашом. Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого на рисунках стрелками указываются направления движения руки. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли располагаются на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к все более мелким. Действия включаются в понятные детям ситуации: большие волны поднимают парусник, от лебедя идут более мелкие волны; прыжки кузнечика и птички; чешуйки, которыми надо покрыть тело рыбки; огурцы и помидоры, которыми надо наполнить банки, и т.д. Для того чтобы детям было интересно, многие задания даются в игровой форме, в сочетании со стихами, считалочками, скороговорками.

Параллельно дети обводят внешние и внутренние трафареты, что развивает формообразующие движения руки, раскрашивают и заштриховывают различные геометрические фигуры, рисунки, что способствует регуляции моторики руки, мышечной силы пальцев рук. В процессе систематических упражнений развивается саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестезического контроля за движением руки во время выполнения практических действий является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков. А повторение одного и того же движения приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка к обучению письму в школе.

Одновременно знакомлю ребенка с образом букв и цифр, создавая в памяти их модель. Для этого использую буквы и цифры из бархатной бумаги. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы букв через тактильные и двигательные ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори в 20-е годы. Незаменима для достижения той же цели игра «Учимся писать. Вышивка без иглы», где предлагается шнуровка печатных букв в определенной последовательности, аналогичной ее написанию.

Процесс развития зрительно-двигательной координации вызывает затруднения у детей с нормой зрения, а у детей со зрительной патологией он еще более сложен в силу характера нарушения зрения. Поэтому так необходима пропедевтическая работа, направленная на предупреждение вторичных нарушений и подготовку руки ребенка к письму. Наиболее эффективным методом воздействия на ребенка являются практические действия, как основа коррекции недостаточности чувственного опыта детей, а основной формой работы – дидактическая игра.

Список литературы:

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А., «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения»: учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит, изд., центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Иванова Н. Н., «Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения», ж. «Дефектология» №4/1998.
  3. Мишин М. А., Тюбекина З. Н. «Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагога», ж. «Физическое воспитание», №2/2001.
  4. Плаксина Л. И. «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения». М., 1998.
  5. Тригер Р. Д. «Подготовка обучению грамоте». Смоленск, 2000.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2306 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2130 607