Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дошкольник и школа: взаимная готовность
8 минут 2515 618

Дошкольник и школа: взаимная готовность

Karpova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Карпову Наталию Геннадьевну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 127» г. Череповец Вологодской области. Сегодня Наталия Геннадьевна предлагает вашему вниманию статью «Дошкольник и школа: взаимная готовность». Статья будет полезна воспитателям ДОУ в работе со старшими дошкольниками при подготовке детей к школе.

Краткий комментарий к статье от Наталии Геннадьевны:

«Проблема преемственности актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос ставят перед собой педагоги и психологи образования. По определению Д.Б. Эльконина дошкольный и младший школьный возраст – это эпоха человеческого развития, именуемая «детством».

Полезного чтения...


Дошкольник и школа: взаимная готовность

Проблема преемственности актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос ставят перед собой педагоги и психологи образования. По определению Д.Б.Эльконина дошкольный и младший школьный возраст – это эпоха человеческого развития, именуемая «детством».

ФГОС ДО предполагает, что обучение и воспитание должно строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учёбы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок, от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда мог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.

В связи с введением ФГОС на первый план выходит личностная готовность ребёнка к школе, сформированность его внутренней позиции школьника. Надо, чтобы у ребёнка было сознательное желание учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания, чтобы у ребёнка развивались коммуникативные способности. Преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое «урок», «рисовать» картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу.

Работу по преемственности мы начали осуществлять по трём направлениям:

  1. Создание развивающей среды
  2. Организация совместной деятельности педагогов и учителей начальной школы
  3. Работа с родителями будущих первоклассников
  4. Организация кружка «Встречи с первоклассниками»                  

Своей целью мы обозначили: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной и учебной деятельности между дошкольным и начальным звеном образования.

        Предполагаемый результат:

  1. Формирование интереса и положительного представления о школе.
  2. Возникновение желания учиться в школе, узнавать новое.
  3. Формирование внутренней позиции школьника, способность принять на себя новую социальную роль ученика.

Ожидаемый результат: обеспечение естественности перехода из детского сада в школу и быстрая адаптация.

По первому направлению нами был создан уголок школьника, в котором были: доска, парта, наборные полотна для цифр и букв, портфели, школьные принадлежности и т.д. С/р игра «Школа» - помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли). Управлять и быть управляемым. Дети второго класса (бывшие воспитанники д/с) с удовольствием играли с детьми подготовительной группы в школу, то отражая роль учителя, то ученика. Дети подготовительной группы активно осваивают мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность), мир людей (нормы человеческих взаимоотношений). Всё это необходимо первокласснику. В большом количестве приобретены настольно-печатные игры для развития логики, мышления, воображения, направленные на развитие интеллекта и на развитие мелкой моторики рук. Знакомство с новым видом деятельности – учебной зарождается внутри дидактической игры.

  • Игра «Ассоциация на слово первоклассник» - дети подбирают определения к понятию «первоклассник». Какой он? Что делает на уроке? Что делает на перемене?
  • Игра «Собери портфель»
  • Игра «Что лишнее в портфеле?» и т. д.
  • Игра «Продолжи предложение: Я хочу учиться в школе потому, что..
  • Игра «Копилка первоклассника»

Второе направление. Были организованы экскурсии в школу:

  • Знакомство со зданием
  • С библиотекой
  • С физкультурным залом (учитель физкультуры провёл урок с детьми подготовительной группы)
  • С актовым залом (дети подготовительной группы показали концерт для детей 1 «А» класса школы №1)

Благодаря таким мероприятиям, наши дети имеют представление о внутреннем распорядке школы. Такие посещения дают социально-психологическую готовность к школе. Организация совместной работы педагогов д/с и школы предусматривала и взаимопосещение: приходила учительница, и проводила урок. Дети подготовительной группы ходили на урок в кабинет биологии, сидели за партой, отвечали на вопросы. Посещение уроков в 1 классе воспитателями, посещение занятий в группе учителями.

По третьему направлению:

  1. Организованы родительские собрания с приглашением учителей, где родители узнают о требованиях школы к выпускникам, а учителя узнают своих будущих учеников, что позволит успешно применить индивидуальный подход в обучении.
  2. Провели родительское собрание на тему: «В семье первоклассника» (с выступлением мамы).
  3. Совместно с учителем 1 «А» класса мы оформили стенд «Для вас, родители будущих первоклассников».
  4. Семейные конкурсы на тему школьной жизни
  • Рассказы воспитателей и родителей из личного опыта об интересных историях, приключениях в школе, об учителях, одноклассниках, причём только положительных, и смешных случаях.
  • Фотовыставка «Один день из школьной жизни мам, пап и воспитателей»

Очень эффективными на наш взгляд оказались встречи со школьниками (бывшими выпускниками д/с). Форма, портфель, учебники, всё это вызывает интерес у дошкольников. В совместном проведении досугов и мероприятий родилась идея создания клуба «Первоклашка». Совместно были проведены:

  1. Конкурс рисунков «Учительница первая моя» (рисовали первоклассники), «Мой любимый воспитатель» (рисовали дошкольники)
  2. Книжкина неделя – совместный ремонт книг, чтение, пересказ, драматизация сказок
  3. Выставка работ «Я рисую школу» (совместно)
  4. Академия художеств и мастер-класс (рисунки и поделки из природного материала, совместно)
  5. Беседа «Если ты останешься дома один» (проводили школьники 2 класса)
  6. Концерт к Дню Победы совместно
  7. «Я люблю цирк» (выступление цирковой семьи бывших воспитанников).

Литература:

  1. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования»
  2. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - №
  3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
  4. Дети, в школу  собирайтесь! Книга для  родителей и воспитателей детского сада.  /О.М. Дьяченко,  Н.Ф. Астаськова,  А.И. Булычева и др. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
  5. Уроки  и   перемены. Подготовка  детей   к  школе:  Методические рекомендации практическим психологам,  учителям начальных классов, педагогам  ДОУ,  родителям.  /Оренбургский  пед.  институт им.В.П. Чкалова:  Подготовили  Ф.А.  Ветлугина,  Н.А.  Иванов.-  Оренбург, 1994./

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607