Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
7 минут 2354 538

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Lapteva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Лаптеву Юлию Анатольевну, воспитателя МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска Оренбургской области. Сегодня Юлия Анатольевна делится с нами своим педагогическим опытом по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Юлии Анатольевны:

«Восприятие лежит в основе всех психических процессов и имеет важное значение для овладения ребенком любого вида деятельности. В данной статье даны практические рекомендации по развитию зрительного восприятия дошкольников, которые могут быть полезны педагогам любой категории в дошкольных организациях и учителям начальной школы».

Полезного чтения…


Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Посмотреть статью с рисунками

Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспри­нимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из воз­можных способов познания мира — с помощью осязания и зре­ния, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, кото­рый приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно воспринимать простые и хорошо знакомые из предыду­щего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознако­мых предметов или целостных ситуаций процесс предваритель­ной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному опо­знанию, который характерен для осязания.

Вот почему для дошкольника, сталкивающегося с огромным количеством новых, незнако­мых прежде предметов и явлений, является развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к ана­лизу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процес­сы служат непременным условием деятельности наблюдения, со­поставления и сравнения объектов окружающего мира, формиро­вания о них полных и правильных представлений и понятий.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем дошкольникам. Нередко воспитатель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной зада­че, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления на­глядно воспринимаемого материала, несформированностью на­выков выделения деталей и признаков объекта и т. д., что в значительной мере затрудняет обучение и требует оказания соответствующей помощи.

Кроме того, у детей дошкольного возраста функции мыслительной деятельности еще недостаточно развиты. У них наблюдается разбалансированность процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития познавательных процессов, и, прежде всего восприятия; отмечается также узость объема восприятия и низкая активность этого процесса; бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами; нарушения памяти; трудности в воспроизведении образов восприятия, представлений, что мешает развитию познавательной деятельности; особенно страдает произвольное внимание: если работа неинтересна, дети ее просто бросают; они не могут долго ни на чем сосредоточиться; нарушение деятельности: несформированность навыков учебной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритичность к своей работе.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти каждый педагог может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий: игр, игровых заданий и упражнений, направленных на формирование умений планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существен­ные признаки и свойства предметов и явлений.

  • Узнавание стилизованных изображений предметов
  • Название контурных или силуэтных изображений предметов  
  • Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр
  • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, бук­венного или цифрового материала
  • Запоминание последовательности визуально представленно­го ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).
  • Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других   
  • Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображени­ях
  • Расчленение буквенного или цифрового знака на составляю­щие элементы с последующим анализом
  • Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри­сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
  • Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков
  • Преобразование фигур, букв или цифр
  • Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта
  • Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фи­гур, символов, знаков и т. д.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у воспитанников навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сфор­мированными к началу систематического обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс уме­ний внимательно рассматривать объект (предмет, его изображе­ние, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его де­тали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной кор­ректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала воспитатель предлагает задания на копирование образ­цов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения де­тей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на доске. Находящийся на столе (парте), перед глазами ре­бенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зри­тельную информацию и достаточно продолжительное время удер­живать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.

Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), графические диктанты, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны как для детей старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста и позволят сформировать координированность в деятельности зрительного и дви­гательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2272 608