Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Волшебные бумажные полоски
8 минут 2020 662

Волшебные бумажные полоски

Buryak fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Буряк Наталью Михайловну, воспитателя МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад № 113» г. Орска Оренбургской области. Сегодня Наталья Михайловна делится своим опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Натальи Михайловны:

«В статье даны рекомендации как и почему использовать крепированную бумагу для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Творческого чтения…


Волшебные бумажные полоски

За свою недолгую работу воспитателем я убедилась, что современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Я связываю это с тем, что стремясь экономить своё время, мы – взрослые, забыли о том, что нужно приучать ребенка к застёгиванию пуговиц и завязыванию шнурков, а не к липучкам и кнопкам. Учить ребенка снимать и надевать одежду, а не надеяться на современные подгузники, приучать правильному поведению за столом и т.д. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге, дети не владеют элементарными навыками самообслуживания, не умеют пользоваться ножницами, держать карандаш, ложку.

Во многом уровень развития личности ребенка напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики руки. Этот показатель отвечает и за интеллектуальную готовность к школьному обучению.

Итак, мелкая моторика рук — это все, даже самые незначительные, движения, которые человек совершает с помощью пальцев и ладоней.

Ведь не секрет, что простыми движениями рук можно не только снять умственную усталость, но и добиться улучшения произношения многих звуков, помочь ребенку в освоении речи. Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Но в наших силах помочь своему ребенку, развивая мелкую моторику его рук.

В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук и продуктивная деятельность, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.

Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Я в своей работе по продуктивной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста часто использую крепированную бумагу.

Работа с крепированной бумагой положительно сказывается и на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствует гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства справляться с ними. Творя своими руками, ребёнок не только реализует потребности в познании мира и самоутверждения, но ещё и растёт как личность. Работа с крепированной бумагой одновременно является и работой по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Можно говорить о том, что работа с крепированной бумагой стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Следовательно, в процессе работы развиваются:
- мелкая моторика пальцев рук;
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества;
- художественные способности и эстетический вкус;
- формируется самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность освободить ребенка от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.

С детьми младшего дошкольного возраста я использую самые простые и доступные материалы. Когда поделка планируется коллективной, то детей следует разделить на подгруппы, если ставятся разные задачи в соответствии с замыслом. Если поделка индивидуальная, то задачи для всех одинаковы.

Роль воспитателя – ведущая. Педагог подготавливает детей к предстоящему воспроизведению какого – либо замысла, сюжета, либо обобщению темы недели. Заранее подбирает материал, цвет, основу, способ работы с крепированной бумагой. Для младшей группы детского сада я подбираю самые простые методы работы с крепированной бумагой: сжимание, растягивание, скатывание.

При коллективной работе заранее карандашом намечается контур предпологаемого сюжета. Далее разрезанную на полосы, квадраты или др. элементы крепированную бумагу дети скручивают прямыми движениями рук, сминают или скатывают в плотные шарики. Воспитатель контролирует процесс, помогает менее подготовленным детям справиться с задачей. В окончании подготовки деталей, с помощью воспитателя дети наклеивают их на контур, при помощи клея. Клеящую основу наносит педагог. Я советую использовать клей – карандаш, или бумажный (силикатный) клей + кисть. При использовании клея ПВА крепированная бумага сильно размокает и окраска бумаги быстро переходит на пальцы, поверхности и т. д.

Тематика произведений детей может быть абсолютно разной, все зависит от фантазии педагога. Выставка картин в уголке родителей приносит ребенку большое количество положительных эмоций, которые не могут не сказаться на его эмоциональном состоянии.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете — ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Первые шаги в работе с крепированной бумагой настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, скатывает, образует пластичные формы. А задача педагога состоит в том, чтобы направить действия ребёнка для получения красивой работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за свой труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество детей.

Таким образом, работа с крепированной бумагой в младшем дошкольном возрасте является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608