Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гришановой Еленой Борисовной, учителем русского языка и литературы МКОУ «Каргатская средняя школа № 1» г. Каргат Новосибирской области. Сегодня Елена Борисовна поделится своим педагогическим опытом работы по решению проблемы невыполнения детьми домашнего задания. Статья будет интересна педагогам СОШ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Борисовны:
«В 5-ом классе я столкнулась с проблемой, которая заключалась в том, что не все дети выполняли домашнее задание. Предположила, что это происходит от того, что пятиклассники, просто не понимают его значимости. Для решения данной проблемы обратилась к рефлексивному этапу урока, который обычно проходит в конце, но я решила его использовать в начале, что позволило обучающимся более глубоко осмыслить выполнение домашнего задания, и далее на его основе выстроить свой план действий».
Полезного чтения...
Как сделать так, чтобы пятиклассники выполняли домашнее задание?
В 5-ом классе я столкнулась с проблемой, которая заключалась в том, что не все дети выполняли домашнее задание. Предположила, что это происходит от того, что пятиклассники, просто не понимают его значимости.
Для решения данной проблемы обратилась к рефлексивному этапу урока, который обычно проходит в конце, но я решила его использовать в начале, что позволило обучающимся более глубоко осмыслить выполнение домашнего задания, и далее на его основе выстроить свой план действий.
Урок начинаю с работы над значением, правописанием и произносительной нормой слова «рефлексия». Далее спрашиваю детей, как они понимают выражение «рефлексия домашнего задания». Договариваемся, что ответы дети формулируют в тетради письменно. Кто испытывает трудность, обсуждает с консультантом.
Фрагменты одного урока:
Учитель: Какое было задано домашнее задание?
Учащиеся: Создать грамматический мини – проект: «Карточка – помощник –тренажер для себя и одноклассников».
Учитель: С какой целью выполняли проект?
Записи учащихся в тетради и их озвучивание (возможна групповая, парная, индивидуальная работа): «Повторить (предупредить ошибки; проверить, что знают партнеры по группе, паре, классу и, если необходимо, то оказать им помощь) правописание безударных -Е -И- в падежных окончаниях имен существительных».
Учитель: Зачем Вам это нужно?
Записи в тетрадях и последующее их озвучивание:
- хочу быть грамотным;
- сдать ЕГЭ на 100баллов;
- порадовать оценкой маму;
- хочу бесплатно учиться в университете, как мой брат;
- перейти в шестой класс;
- чтобы не получить двойку и поиграть в компьютерные игры…
Учитель: Что вызвало затруднение? Какими источниками пользовались?
Записи в тетради:
- тетрадь – справочник «Учись учиться»;
- учебником;
- художественными текстами (Сказки Х.- К. Андерсена);
- интернет – ресурсами…
Учитель: Если вопросов нет, то поставьте себе оценку.
Обучающиеся оценивают себя, выбирая разные шкалы (линейка, гора, лестница, этажи).
Учитель: Юные мои коллеги, предложите дальнейший сценарий урока, связанный с реализацией домашнего задания.
Учащиеся обсуждают предложение учителя в группах.
Рождается дальнейший план урок:
- защита домашнего проекта в группе;
- парад лучших проектов;
- тренинг для друга с последующей самопроверкой;
- контрольный срез учителя, для оценивания знаний учащихся;
- осмысление рефлексии домашнего задания в форме эссе.
Далее работаем по записанному на доске плану.
Предлагаю детям провести защиту мини-проектов в группе и получить оценку группы.
После этого проводится парад мини-проектов и дети, голосуя, выбирают тот, который они в качестве среза хотели бы выполнить. Это часть электронного проекта Юли Ч.«Тренинг для друга».
Учитель: Как вы думаете, могут ли быть ошибки в выбранном вами тренинге одноклассницы-учительницы?
Дети: Да.
Учитель: Тогда не забывайте выделить рубрику: «Лови ошибку!».
После проверки дети выставляют себе оценку и называют ошибки, которые допустила в работе юная учительница.
Учитель: Дети, если вам все ясно, готовы ли вы к тому, чтобы я провела внешнюю экспертизу и оценила ваш труд. Для этого предлагаю выполнить тестовое задание из сборника И.Цыбулько «ЕГЭ-2015»по теме домашнего мини-проекта: «Безударные -Е-И- в падежных окончаниях имен существительных».
Пятиклассники гордо выполняют это задание. Те дети, кому требуется помощь, пользуются карточками – помощниками.
Далее опять обращаюсь к рефлексии и прошу учащихся написать мини – эссе о значимости домашнего задания при обучении и дать осмысленную оценку тому, что было на данном этапе урока. Все дети без исключения пишут о том, что домашнее задание позволяет двигаться дальше. Такие уроки всем обучающимся нравятся, так как они были вместе с учителем его соавторами.
Чего достигла я, используя развернутую рефлексию домашнего задания?
Большинство пятиклассников с желанием выполняют домашние задания, а их интерес к урокам русского языка повышается.
Ключ этого – в технологии встречных усилий, которую использую в своей педагогической практике.