Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как сделать так, чтобы пятиклассники выполняли домашнее задание?
6 минут 3328 761

Как сделать так, чтобы пятиклассники выполняли домашнее задание?

Grishanova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гришановой Еленой Борисовной, учителем русского языка и литературы МКОУ «Каргатская средняя школа № 1» г. Каргат Новосибирской области. Сегодня Елена Борисовна поделится своим педагогическим опытом работы по решению проблемы невыполнения детьми домашнего задания. Статья будет интересна педагогам СОШ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Борисовны:

«В 5-ом классе я столкнулась с проблемой, которая заключалась в том, что не все дети выполняли  домашнее задание. Предположила, что это происходит от того, что пятиклассники, просто не понимают его значимости. Для решения данной проблемы обратилась к рефлексивному этапу урока, который обычно проходит  в конце, но я решила его использовать в начале, что позволило обучающимся более глубоко осмыслить выполнение домашнего  задания, и далее на его основе выстроить свой план действий».

Полезного чтения...


Как сделать так, чтобы пятиклассники выполняли домашнее задание?   

В 5-ом классе я столкнулась с проблемой, которая заключалась в том, что не все дети выполняли  домашнее задание. Предположила, что это происходит от того, что пятиклассники, просто не понимают его значимости.

Для решения данной проблемы обратилась к рефлексивному этапу урока, который обычно проходит  в конце, но я решила его использовать в начале, что позволило обучающимся более глубоко осмыслить выполнение домашнего  задания, и далее на его основе выстроить свой план действий.

Урок начинаю с работы над значением, правописанием и произносительной нормой слова «рефлексия». Далее спрашиваю детей, как они понимают выражение «рефлексия домашнего задания».  Договариваемся, что ответы дети формулируют в тетради письменно. Кто испытывает трудность, обсуждает с консультантом.

Фрагменты  одного урока:

Учитель: Какое было задано  домашнее задание?

Учащиеся: Создать грамматический мини – проект: «Карточка – помощник –тренажер для себя и одноклассников».

Учитель: С какой целью выполняли проект?

Записи учащихся в тетради и их озвучивание (возможна групповая, парная, индивидуальная работа): «Повторить (предупредить ошибки; проверить, что знают партнеры по группе, паре, классу и, если необходимо, то оказать им помощь) правописание безударных -Е -И- в падежных окончаниях имен существительных».

Учитель: Зачем Вам это нужно?

Записи в тетрадях и последующее их озвучивание:

- хочу быть грамотным;

- сдать ЕГЭ на 100баллов;

- порадовать оценкой маму;

- хочу бесплатно учиться в университете, как мой брат;

- перейти в шестой класс;

- чтобы не получить двойку и поиграть в компьютерные игры…

Учитель: Что вызвало затруднение? Какими источниками пользовались?

Записи в тетради:

- тетрадь – справочник «Учись учиться»;

- учебником;

- художественными текстами (Сказки Х.- К. Андерсена);

- интернет – ресурсами…

Учитель: Если вопросов нет, то поставьте себе оценку.

Обучающиеся оценивают себя, выбирая разные шкалы (линейка, гора, лестница, этажи).

Учитель: Юные мои  коллеги, предложите дальнейший сценарий урока, связанный с реализацией домашнего задания.

Учащиеся обсуждают предложение учителя в группах.

Рождается дальнейший план урок:

- защита домашнего проекта в группе;

 - парад лучших проектов;

- тренинг для друга с последующей самопроверкой;

- контрольный срез учителя, для оценивания знаний учащихся;

- осмысление рефлексии домашнего задания в форме эссе.

Далее  работаем по записанному на доске плану.

Предлагаю детям провести защиту мини-проектов в группе и получить оценку группы.

После этого проводится парад мини-проектов и дети, голосуя, выбирают тот, который они в качестве среза хотели бы  выполнить. Это часть электронного проекта Юли Ч.«Тренинг  для друга».

Учитель: Как вы думаете, могут ли быть  ошибки в выбранном вами тренинге одноклассницы-учительницы?

Дети: Да.

Учитель: Тогда не забывайте выделить рубрику: «Лови ошибку!».

После проверки дети выставляют себе оценку и называют ошибки, которые допустила в работе юная учительница.

Учитель: Дети, если вам все ясно, готовы ли вы к тому, чтобы я провела внешнюю экспертизу и оценила ваш труд. Для этого предлагаю выполнить тестовое задание из сборника И.Цыбулько «ЕГЭ-2015»по теме домашнего мини-проекта: «Безударные -Е-И- в падежных окончаниях имен существительных».

Пятиклассники гордо выполняют это задание. Те дети, кому требуется помощь, пользуются карточками – помощниками.

Далее опять обращаюсь к рефлексии и  прошу учащихся написать мини – эссе о значимости домашнего задания при обучении и дать осмысленную оценку тому, что было на данном этапе урока. Все дети без исключения пишут о том, что домашнее задание позволяет двигаться дальше. Такие уроки  всем  обучающимся  нравятся, так как они были вместе с учителем его соавторами.

Чего достигла я, используя развернутую рефлексию домашнего задания?

Большинство пятиклассников с желанием выполняют  домашние задания, а их  интерес к урокам русского языка повышается.

Ключ этого – в технологии встречных усилий, которую использую в своей педагогической практике.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5457 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5803 610