Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся на уроках технологии
12 минут 2924 722

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся на уроках технологии

Mironov foto copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Миронова Сергея Викторовича, учителя технологии МБОО «Новониколаевская СОШ № 1» Волгоградской области. Сегодня Сергей Викторович в своей статье предлагает различные формы работы по формированию трудовых умений и навыков у учащихся на уроках технологии. Данный материал будет полезен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Сергея Викторовича:

«Статья будет интересна учителям технологии, которые на своих уроках обеспечивают психологическую подготовку учеников, вооружают их системой элементарных трудовых умений и навыков».

Познавательного чтения…


Формирование трудовых умений и навыков у учащихся на уроках технологии

Уроки технологии в школьных мастерских обеспечивают психологическую подготовку учеников, вооружают их системой элементарных трудовых умений и навыков. Эти умения и навыки необходимы для будущей трудовой деятельности, в которую некоторые учащиеся включаются по окончании школы.

Человек, обладающий умениями, может выполнить любое задание при любых условиях. Отдельные компоненты умения и специальные упражнения автоматизируются, становятся навыками.

Как автоматизированные компоненты умения имеют ряд особенностей, делающих их необходимыми во всех видах деятельности. Во-первых, сформированные навыки не требуют сознательного руководства каждым элементом, входящим в его структуру. Это освобождает разум человека для другой деятельности. Во-вторых, на основе сформированных навыков легко и быстро образуются новые, более сложные навыки. В-третьих, наличие навыков, благодаря их автоматизированности, обеспечивает высокий темп работы, повышает качество труда.

Обучение школьников – вооружение их трудовыми знаниями, умениями и навыками – имеет свои особенности. Эти особенности связаны с возрастом обучаемых и весьма ограниченным количеством часов, отведенных на уроки технологии. Они усложняют формирование умений и навыков – процесса сознательного, требующего систематических и довольно длительных упражнений.

Для успешного обучения необходимо владеть умениями оперировать элементарными орудиями труда. В этой связи я попытался поставить те психологические условия, при которых у школьников 5-8 классов на занятиях технологии формировались требуемые умения и навыки. В результате изучения работы учащихся школы я установил несколько условий.

Первое из них – рациональная организация занятий, обеспечивающая полное использование рабочего времени и постоянную направленность внимания учеников на выполнение заданий.

Не меньшее значение имеет второе условие – специальный подбор изделий. При изготовлении каждого следующего изделия, кроме вновь изучаемой операции, должны использоваться все ранее пройденные. Постоянный контроль над правильностью их выполнения является своеобразной формой систематических упражнений, что создает условия для автоматизации отдельных компонентов умения.

Третьим очень важным условием повышения эффективности обучения является обязательное нормирование труда школьников. Заданные нормы времени дисциплинируют учеников, повышают их интерес к деятельности и дают возможность объективно и всесторонне оценивать успеваемость, что также положительно влияет на успешность обучения.

И, наконец, четвертое условие – задаваемый темп и ритм работы учащихся, что обеспечивает поддержание работоспособности учеников на протяжении всего урока.

Рассмотрим каждое из этих условий. Известно, что успех всякой деятельности зависит от правильной ее организации и целесообразной направленности. Это положение в полной мере относится и к учебному труду. Учитель должен, прежде всего, позаботиться об организации урока, о воспитании у школьников внимательного отношения к своей деятельности.

Способы воспитания внимания в условиях школы достаточно разработаны. К ним относится, в частности, правильно заданный темп работы учеников, который достигается включение каждого ученика в деятельность немедленно после звонка.

В подавляющем большинстве учителя именно так и начинают свои уроки. Ученики, не растрачивая времени на посторонние дела, быстро готовят инструмент, получают материал. Учитель вступительным объяснением или коротким фронтальным опросом привлекает внимание учеников к заданию. Направленное внимание вызывает у школьников стремление действовать.

Однако это простое и известное всем требование не всегда выполняется. Некоторые учителя выпускают из поля зрения такие важные моменты, как приход учащихся в мастерскую, своевременную подготовку инструмента, заготовок, инструкционных карт, настройку видеопроектора.

Но одним организационным моментом внимание учащихся долго удержать нельзя. Поэтому в течение урока нужно принимать различные меры, чтобы не допустить отвлечения школьников посторонними разговорами, действиями.

Одна из таких мер – включение всех учеников в работу и создание у них состояние постоянной мобилизованности. Состояние внутренней мобилизованности, интенсивность работы школьников достигаются систематическим контролем и оценкой не только изготовленного изделия, но и процесса его изготовления. Учащиеся, зная, что их труд может быть проверен и оценён в любой момент урока (фронтальным опросом, во время индивидуального инструктажа или поэтапным контролем работы), не отвлекаются от работы, что повышает эффективность занятия. Создаются благоприятные условия для формирования трудовых умений и навыков.

Основным методом трудового обучения и формирования у школьников элементарных трудовых умений и навыков является упражнение. Представляя собой целенаправленные практические действия, упражнения занимают ведущее место в учебном процессе, а все остальные методические приемы только содействуют их большей эффективности. Ведь именно в процессе упражнений формируются умения применять на практике полученные знания, а затем умения автоматизируются и превращаются в навыки.

Однако ограниченное количество часов, отведенное на уроки технологии в 5-8 классах, не позволяет выделить время на специальные упражнения для автоматизации той или иной трудовой операции, поэтому процесс формирования навыков на уроках труда выпадает из поля зрения учителя. Для того чтобы вооружить учащихся элементарными трудовыми навыками, следует на каждом уроке уделять внимание ранее пройденным трудовым операциям. Постоянное повторение этих операций при изготовлении новых изделий явится для учеников своеобразной системой упражнений. Такая система упражнений даст результаты только в том случае, если постоянно контролировать правильность выполнения не только новой операции, но и ранее пройденных, что не всегда осуществляется. В этом я убедился, наблюдая выполнение учениками операции опиливания металла. Формируя навыки опиливания, школьникам следует упражняться в постановке туловища, в движении рук, а также в темпе, ритме и в балансировании инструментом.

В 6 классе на раздел «Опиливание металла» я отвожу 16 часов. Конечно, за такой срок соответствующих навыков даже у самых способных учеников сформировать нельзя. Кажется, что операция опиливания металла, находя себе место в работе учащихся на протяжении всего трудового обучения, имеет условия для овладения ею школьниками. Однако большинство из них соответствующих навыков не приобретает. У них отсутствуют достаточно автоматизированные трудовые приемы и навыки.

Это объясняется возрастными особенностями учащихся 5-6 классов, неумение школьников осмыслить отдельные элементы своей деятельности. Раз объяснив, показав, проверив выполнение новой трудовой операции, к ней нужно возвращаться, проверять в последующем усвоение ее школьниками. В результате часто операция выполняется неправильными приемами, которые и закрепляются.

Следовательно, создать условия для систематических упражнений при тех или иных трудовых операциях, обеспечить формирование требуемых умений и навыков – это значит: во-первых, подобрать такие программные изделия, при изготовлении которых обязательно применялись бы ранее пройденные трудовые операции; во-вторых, контролировать выполнение этих операций, добиваться их закрепления в навык при проработке каждой следующей темы.

Успешному формированию трудовых умений и навыков, повышению эффективности трудового обучения вообще содействует и нормирование труда учащихся. Заданные нормы времени на выполнение задания повышают эффективность труда. Это вполне обоснованно показано в ряде психологических исследований.

Однако при нормировании следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их физические и психические возможности, а также предварительную подготовку.

В своей школе я сравнил результаты выполнения нормированной работы группами учеников 5 и 6 классов по одному и тому же заданию. Почти все пятиклассники с заданием справились в срок. Но у большинства из них (14 из 20) оценки за изготовленное изделие по сравнению с прежними либо не изменились, либо снизились на один балл. Непривычное для них условие – заданная норма времени – хотя и ускорило выполнение работы, но не повысило ее качество.

Несколько иные результаты показали шестиклассники. Они все не только уложились в заданное время, но и улучшили качество работы. У 12 учеников из 21 оценки по сравнению с прошлыми повысились на один балл, у 5 остались прежними. Но в каждом классе всегда имеются ученики, которые с трудом усваивают программный материал. Этим учащимся заданная норма времени не только не помогла в работе, но даже помешала. Они больше суетились, просили помощи у товарищей и, конечно, с работой не справились. Оценки у 4 учеников снизились.

Данные, полученные в результате экспериментов, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, введение норм времени положительно повлияло на качество работы шестиклассников, чего нельзя сказать о пятиклассниках. Производительность труда повысилась как в пятых, так и в шестых классах.

Во-вторых, при нормировании труда учащихся учитывались их возрастные и индивидуальные особенности.

При обучении трудовым операциям требовал от учащихся только точности движений и согласованности в движениях обеих рук. Темп работы, вначале замедленный постепенно ускоряется.

Повышению качества трудового обучения содействует также посильный для школьников ритм работы. Наблюдая уроки по обработки металла в 6 классах, я обратили внимание на то, что ученики работают руками: они, то медленно без всякого напряжения водят напильником по заготовке, то начинают работать так быстро, что скоро утомляются. Затем следует отдых и снова неритмичная работа. В процессе трудового обучения нужно не только формировать правильные приемы выполнения операции. Очень важно при этом, чтобы трудовая операция выполнялась ритмично.

От учащихся, работавших в мастерской, я строго требовал выполнения всех перечисленных выше правил. Результаты оказались весьма, положительными. Ученики хорошо овладели изучаемыми операциями, легко вошли в заданный ритм работы. Работа увлекла их, что обеспечивало автоматизацию умений, и превращение их в навык.

Литература:

1. Богоявлинская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества» - Ростов-на-Дону, 1983.

2. Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению»- М., 1999.
3. Кочетов А.И. «Культура педагогического исследования» - Минск, 1996.

4. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Как развивать художественное восприятие у школьников» - М., 1988.
5. Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н. (сост. Бердеханова) В.П. «Педагогика наших дней», - Краснодарское книжное издательство, 1989.
6. Брушменский А.В. «Психология мышления и проблемное обучение» М., 1983.
7. Волков И.П. «Учим творчеству: Педагогический поиск» - М., 1988.

8. Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению»- М., 1999.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2091 607