Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методы и приемы воспитания - как путь к совершенствованию
12 минут 2375 771

Методы и приемы воспитания - как путь к совершенствованию

Kalerina foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Калериной Ириной Петровной, воспитателем ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа – интернат» г. Новый Оскол Белгородской области. Сегодня Ирина Петровна предлагает вашему вниманию методы и приемы воспитания - как  путь к совершенствованию. Данный материал будет полезен воспитателям и учителям школ-интернатов.  

Краткий комментарий к статье от Ирины Петровны:

«В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания»

Полезного чтения…


Методы и приемы воспитания - как  путь к совершенствованию

Одной из востребованных форм помощи детям с ОВЗ является  специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии. Эти дети, как правило, при поступлении в специальную школу не обслуживают себя в быту: многие не владеют навыками еды, одевания, умывания, опрятности. Дети часто проявляют негативизм, агрессию по отношению к незнакомым людям, отказываются от сотрудничества с новым взрослым, не владеют средствами общения (невербальными и вербальными) и т.д., в новом пространстве ведут себя неадекватно. В познавательном развитии  отмечается значительно сниженный интерес к новой игровой ситуации, игрушкам, предметам и поисковым действиям с ними. Для них характерны ограниченной восприятие предметов окружающей действительности и понимание обращенной речи, несформированность ведущей и типичных видов детской деятельности (игровой, продуктивных и др.). Ни один вид детской деятельности не формируется у таких детей своевременно и полноценно.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности;
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы стимулирования поведения и деятельности.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений использую методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса (формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения). Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная обучающимися  идея облекается в яркие, волнующие образы.

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при различных приемов. В старой школе, например, для этого» небесполезно применялись назидательные истории, притчи, бас непрямые и образные способы сообщения воспитанникам знаний. Сегодня широко практикуются рассказы на этическую объяснения: разъяснения, лекции, этические беседы, внушения, инструктажи, диспуты, доклады.

В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением.. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил свое поведение.

При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотации. Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

Этическая беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если обучающийся неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе более задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.

Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. Он известен с древнейших времён и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных, надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался бы заданный тип поведения.

В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие: невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозной исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение - практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. Результат упражнений: устойчивые качества личности- навыки, привычки. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений воспитанника приучают к положительным поступкам.  Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества; неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т.п. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т.п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования, соревнование.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Среди древнейших методов воспитания наказание - наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики - кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать.

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания, связанные с: наложением дополнительных обязанностей; лишением или ограничением определенных прав; выражением морального порицания, осуждения. Также  практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др.

  • Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.
  • Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
  • Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
  • Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
  • Применяя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  • Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказания исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
  • Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами и формами воспитания.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.

Литература

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Горшкова Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2006-№ 5.
  3. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: метод.рекомендации. М., Просвещение, 2009.
  4.  Жигорева М.В. Психолого-педагогическое  развития детей с комплексными нарушениями. М., 2009.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.Л. Дидактические игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников. – М., Просвещение, 1991.
  6. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.
  7. Особенности познавательной деятельности  и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1978.
  8. Стребелева Е.А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. //Дефектология-2001-№ 1.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2306 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2130 607