Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Камаевой Аксаной Александровной, педагогом дополнительного образования МАДОУ № 39 «Цветик-семицветик» г. Сухой Лог Свердловской области. Сегодня Аксана Александровна предлагает вашему вниманию Программу дополнительного образования для детей 7- го года жизни «Валяние из шерсти». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образованияи воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Аксаны Александровны:
«Программа дополнительного образования для старших дошкольников. Опыт кружковой работы для воспитателей и педагогов доп. образования».
Интересного чтения…
Программа дополнительного образования для детей 7- го года жизни «Валяние из шерсти»
Посмотреть Программу в полной версии
I. Целевой раздел
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии: с международными правовыми актами:
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
- Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)
Законами РФ и документами Правительства РФ:
- ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
- «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);
Документами Федеральных служб:
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
Нормативно-правовыми документами Минобразования России:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Одаренный ребенок-это ребенок который выделяется яркими, очевидными выдающимися достижениями ( или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний и умственного труда.
Содержание программы направлено совершенствование индивидуальных и потенциальных художественно-творческие способности детей. Знакомство с новым материалом, его свойствами , желанию экспериментировать с ним. Развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда создает возможности для успешного развития художественно-творческих способностей воспитанников и позволяет проявлять свои возможности на занятиях кружка. Кружковая работа способствует целостности учебно-воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности.
Во все времена во всех странах женщина занималась рукоделием – шила, вязала. Ее руками создавались изящные, нарядные, красивые изделия, украшающие одежду, создающие уют в доме. Валяние – это довольно древний, нестареющий вид рукоделия, который и в наше время переживает второе рождение. Посредством валяния создаются уникальные, оригинальные и неповторимые изделия. Валяние открывает возможность проявить фантазию и творчество при создании различных вещей, сделать их в соответствии с собственными потребностями с учетом индивидуальных особенностей, любимого сочетания цветов .
Научиться валять не трудно, нужно только запастись терпением. Этот вид рукоделия увлекает, учит способности сосредотачиваться, быть внимательным и усидчивым. Наибольший интерес к этому виду рукоделия имеют дети 6-7 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.
Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность детей в области декоративного искусства. Занятия валяния из шерсти способствуют интеллектуальному развитию детей.
Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка , делают детский мир красочнее и духовно богаче. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и потенциальных способностей талантливых и одаренных детей, их самореализации.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Основные принципы программы :
-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
-реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей ,законных представителей) и детей;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога
В программе учитываются:
- Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования , индивидуальные потребности одаренных детей;
- Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество учреждения с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Задачи художественно-эстетического развития детей 7 - года жизни:
-продолжать знакомить с изобразительным искусством. Учить самостоятельно различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету, поощрять самостоятельную оценку произведений;
-расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности, активизировать самостоятельный выбор сюжетов, поощрять интерес к изображению человека, животных, учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта, интерьеров, костюмов;
-различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
-совершенствовать умения во всех видах декоративно- прикладного искусства;
-развивать чувство композиции ( размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности), создавать композицию в зависимости от сюжета, выделяя в ней основные действующие лица, предметы ;
-совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков), самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа;
-в лепке побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа;
-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники.
Возрастные особенности детей 7-го года жизни
-эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становиться более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой- то мере создавать её.
-художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной декоративной деятельностью. У ребенка раскрываются чувство материала и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки художественного мышления.
-при восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети предают характерные признаки предметов: формы, пропорции, цвет, замысел становиться более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.
-в процессе декоративного рисования ребёнок осознаёт эмоциональное стилизованное воплощение образов, что помогает в осуществлении перехода от наглядно- образного мышления к абстрактному. Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Должны знать:
1.Начальные сведения о свойствах шерсти.
2.Основные инструменты и вспомогательные материалы для работы с шерстью.
3.Начальные сведения о цветовом сочетании.
4.Основную технику валяния с мылом.
Должны уметь:
1.Изготавливать сувенирные изделия.
2.Работать по шаблону.
3.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
4.В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Список литературы для педагога
1.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004
2.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
3.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
4.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д.: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
6.Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
8.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
9.Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
10.Сухое валяние для начинающих (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/3169-felting.html
11.Хэйген Чад Элис. Эффектные шляпки. – М.: Ниола-Пресс, 2011.
12.Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-пресс, 2011.