Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа дополнительного образования для детей 7- го года жизни «Валяние из шерсти»
13 минут 2349 564

Программа дополнительного образования для детей 7- го года жизни «Валяние из шерсти»

Kamaeva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Камаевой Аксаной Александровной, педагогом дополнительного образования МАДОУ № 39 «Цветик-семицветик» г. Сухой Лог Свердловской области. Сегодня Аксана Александровна предлагает вашему вниманию Программу дополнительного образования для детей 7- го года жизни «Валяние из шерсти». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образованияи воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Аксаны Александровны:

«Программа дополнительного образования для старших дошкольников. Опыт кружковой работы для воспитателей и педагогов доп. образования».

Интересного чтения…


Программа дополнительного образования для детей 7- го года жизни «Валяние из шерсти»

Посмотреть Программу в полной версии

I. Целевой раздел

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии: с международными правовыми актами:

  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
  • Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)

Законами РФ и документами Правительства РФ:

  • ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
  • «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);

Документами Федеральных служб:

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Одаренный ребенок-это ребенок который выделяется яркими, очевидными выдающимися достижениями ( или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний и умственного труда.

Содержание программы направлено совершенствование индивидуальных и потенциальных художественно-творческие способности детей.   Знакомство с новым материалом, его свойствами , желанию экспериментировать с ним. Развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда создает возможности для успешного развития художественно-творческих способностей воспитанников и позволяет проявлять свои возможности на занятиях кружка. Кружковая работа способствует целостности учебно-воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности.

Во все времена во всех странах женщина занималась рукоделием – шила, вязала. Ее руками создавались изящные, нарядные, красивые изделия, украшающие одежду, создающие уют в доме. Валяние – это довольно древний, нестареющий вид рукоделия, который и в наше время переживает второе рождение. Посредством валяния создаются уникальные, оригинальные и неповторимые изделия. Валяние открывает возможность проявить фантазию и творчество при создании различных  вещей, сделать их в соответствии с собственными потребностями с учетом индивидуальных особенностей, любимого сочетания цветов .

Научиться валять не трудно, нужно только запастись терпением. Этот вид рукоделия увлекает, учит способности сосредотачиваться, быть внимательным и усидчивым.  Наибольший интерес к этому виду рукоделия имеют дети 6-7 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.

Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность детей в области декоративного искусства. Занятия валяния из шерсти способствуют интеллектуальному развитию детей.

Полученные   результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка , делают детский мир красочнее и духовно богаче. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель программы:  создание условий для развития индивидуальных и потенциальных способностей талантливых и одаренных детей, их самореализации.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

- совершенствовать художественно-творческие способности детей;

- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;

- развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Основные принципы программы :

-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

-реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей ,законных представителей) и детей;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога

В программе учитываются:

  1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования , индивидуальные потребности одаренных детей;
  2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Сотрудничество учреждения с семьей;
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Задачи художественно-эстетического развития детей 7 - года жизни:

-продолжать знакомить с изобразительным искусством. Учить самостоятельно различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету, поощрять самостоятельную оценку произведений;

-расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности, активизировать самостоятельный выбор сюжетов, поощрять интерес к изображению человека, животных, учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта, интерьеров, костюмов;

-различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;

-совершенствовать умения во всех видах декоративно- прикладного искусства;

-развивать чувство композиции ( размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности), создавать композицию в зависимости от сюжета, выделяя в ней основные действующие лица, предметы ;

-совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков), самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа;

-в лепке побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа;

-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники.

Возрастные особенности детей 7-го года жизни

-эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становиться более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой- то мере создавать её.

-художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной декоративной деятельностью. У ребенка раскрываются чувство материала и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки художественного мышления.

-при восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети предают характерные признаки предметов: формы, пропорции, цвет, замысел становиться более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.

-в процессе декоративного рисования ребёнок осознаёт эмоциональное стилизованное воплощение образов, что помогает в осуществлении перехода от наглядно- образного мышления к абстрактному. Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус.

1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Должны знать:

1.Начальные сведения о свойствах шерсти.

2.Основные инструменты и вспомогательные материалы для работы с шерстью.

3.Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.Основную технику валяния с мылом.

Должны уметь:

1.Изготавливать сувенирные изделия.

2.Работать по шаблону.

3.В процессе  работы ориентироваться на качество изделий.

4.В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Список литературы для педагога

1.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев,  Тамбов, 2004

2.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

3.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

4.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д.: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

6.Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

8.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

9.Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

10.Сухое валяние для начинающих (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/3169-felting.html

11.Хэйген Чад Элис. Эффектные шляпки. – М.: Ниола-Пресс, 2011.

12.Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-пресс, 2011.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2271 608