Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39
17 минут 4863 953

Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39

Smirnova foto copy copy copy copy copy copy copy copy copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Смирнову Ольгу Геннадьевну, старшего воспитателя МАДОУ № 39 г. Сухой Лог Свердловской области. Сегодня Ольга Геннадьевна предлагает вашему вниманию статью на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Геннадьевны:

«В статье представлен опыт работы коллектива МАДОУ № 39, по созданию развивающей предметно-пространственной среды дополнительных пространств учреждения, проведена «виртуальная экскурсия» по холлам, лестничным пролетам, кабинетам и залам».

Познавательного чтения…


 Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39.

Посмотреть презентацию к статье

С  1 января 2014 года введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Достижение высокого качества дошкольного образования возможно через создание образовательных условий, в том числе и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО. 

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов.

Автор семинара о развивающей среде Оксана Скоролупова отметила, что развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций Стандарта дошкольного образования(Комментарии к ФГОС ДО, раздел III, п. 3.1) является частью образовательной среды (комплекса условий), которая обеспечивает развитие детей в ДОО.

Согласно п.3.3.1. ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.»

О создании развивающей среды группы говорят очень много и часто, реже о реализацию образовательного потенциала пространства Организации и территории, прилегающей к Организации.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы Вам представить опыт работы нашего коллектива, по созданию развивающей предметно-пространственной среды дополнительных пространств МАДОУ №39, провести виртуальную экскурсию по холлам, лестничным пролетам, кабинетам и залам.

К  созданию  окружающей  среды  привлекаются  все  субъекты  образовательного  процесса. Оборудуют  и оформляют  дошкольное  учреждение  работники  детского  сада  в  тесном  сотрудничестве  с  родителями. Родители  с желанием  откликаются  на  просьбы  педагогов  и  детей. Так же в создании образовательной среды принимает активное участие окружающий  социум в форме привлечения внебюджетных средств и спонсорства. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечит им «зону ближайшего развития», поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием.

В центральном холле МАДОУ №39 вместе с детьми был создан макет земного шара с домами, деревьями и нашим детским садом. По бокам Земли расположились мальчик и девочка, символично изображающие наших воспитанников и определяющие основную деятельность учреждения. На центральную стену удачно вписались настенные демосистемы с нормативными документами и необходимой информацией.

Коридоры первого этажа оформлены рисунками с применением 3D-технологией и различных отделочных материалов – камень, бумага, фетр, оргстекло, потолочные плитки различной фактуры и толщины, бархат и другое. В создании этой художественной композиции так же принимали участие дети и взрослые.

Развивающая предметно-пространственная среда центрального холла и коридоров соответствуют принципам ФГОС ДО:

  • насыщенность – данное оформление позволяет  обеспечить  игровую,  познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе  развитие крупной и мелкой моторики;  эмоциональное  благополучие  детей  во  взаимодействии  с  предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей за счет размещения фотографий.
  • трансформируемость и полифункциональность – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации – оформление тематических фотовыставок, индивидуальных творческих выставок, демонстрация лучших конкурсных работ; нанесение на пол различных схем и ориентиров; использование рисунков, плакатов, банкеток в детской игре (счет, закрепление цветов, придумывание имен персонажам, придумывание сказок), в том числе и как в качестве предметов-заместителей, например банкетки могут превратиться в препятствие, которое нужно преодолеть – перелезть, подлезть.
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; свободный доступ к экспонатам выставок, материалам; исправность и сохранность  материалов и оборудования.
  • безопасность – соответствие всех  элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В МАДОУ №39 четыре лестничных пролета, каждый из них имеет тематическое оформление: времена года, вечерний город, сказочный мир, улица Детства.

В соответствии с дорожной картой по повышению значений показателей доступности для инвалидов в МАДОУ №39 и сводом правил (СП59.13330.2012) верхняя и нижняя ступени в каждом марше лестниц окрашены в контрастный желтый цвет.

При организации РППС соблюдали принцип стабильности и динамичности, окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволило сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Интеграция образовательных областей не позволяет распределить РППС «в чистом виде». Исходя из этого, было оформлено объемное панно с применением различных технологий – гипсово-тканевая лепнина, вышивка на пластиковой канве 3D, ручная роспись. Панно визуально цветом разделено на 4 части, которые символизируют времена года.В панно доминирует содержание художественно-эстетической образовательной области, но при этом оно органично решает задачи и остальных образовательных областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, экологической и изобразительной).

У нас сложилась традиция, что выпускная группа, дарит детскому саду общую фотографию, формата А3. Так у нас возникла идея создания дерева Надежды, на котором будут размещены фото каждого выпуска. Взрослые и дети с удовольствием рассматривают фотографии и обмениваются впечатлениями, приобретают социальный опыт и развивают коммуникативные способности.

Для художественно-эстетического развития созданы дополнительные пространства –ИЗОстудия и музыкальный зал.

Кабинет ИЗО оформлен детскими работами, с применением различных технологий и материалов. РППС кабинета направлена на формирование у воспитанников умений и навыков в рисовании и лепке, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Уютный, просторный кабинет с достаточным дневным и дополнительным освещением. Специальный дизайн вызывает у детей хорошее настроение, творческий настрой. На центральной стене сделан макет сказочного города с необычными домиками с балконами, которые служат для демонстрации детских поделок. Есть специальные столы для рисования разной высоты, стулья.

В ИЗОстудии большое разнообразие изобразительных материалов и материалов для лепки: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, палитры, глина, пластилин, мука и соль для изготовления соленого теста, различные кисти колонковые, беличьи, щетина, флЕйцы.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы и материалы РППС ИЗОстудии имеют необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

РППС музыкального зала представляет собой, многофункциональную, мобильную и быстроизменяющееся пространство, пополняемость которой зависит от потребностей и интересов детей, содержания специально организованных и совместных видов деятельности.

В настоящее время для успешной организации работы детских студий по вокалу и музыкально-ритмическим движениям созданы определенные организационно-педагогические условия.

  • музыкальный зал, светлое просторное помещение с хорошей акустикой);
  • занавес, разделяющий зал на сценическое и зрительское пространство;
  • музыкальный инструмент – цифровое фортепиано CASIO CDP-R 220;
  • аудио и видео воспроизводящая аппаратура: DVD-плеер, колонки, ноутбук, мультмедийный проектор, экран для мультимедиа;
  • микрофоны: проводные и безпроводные (радио микрофон);
  • стойка для микрофона.

Оснащение миникабинета:

  • профессиональная документация педагога: рабочая программа, программы дополнительного образования, материалы для мониторинга качества образования дошкольников, аналитический материал;
  • учебно-методическая литература и пособия по развитию музыкально-творческих  способностей детей дошкольного возраста;
  • практические материалы из опыта работы: сценарии культурно-массовых мероприятий, конспекты различных занятий, консультации для родителей и педагогов, материалы для информационных стендов в пригрупповые комнаты;
  • аудиотека: песенный репертуар, репертуар для восприятия музыки, музыка для музыкально-ритмической деятельности, музыка игры и многое другое;
  • фонотека: минусовые фонограммы;
  • наглядный материал: по обучению нотной грамоте;
  • атрибуты для танцев,  музыкальных игр: обручи, ленты, платочки, колокольчики, маски, дождинки, султанчики, лошадки и многое другое;
  • музыкально-дидактические игры;
  • миникостюмерная (взрослые и детские костюмы для выступлений);
  • оформление для музыкального зала (по тематикам праздников, развлечений, мюзиклов, иных мероприятий);
  • компьютерные презентации Power Point, в которых ярко и доступно демонстрируется та или иная тема.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков речевого развития. Дает возможность общения и совместной деятельности детей и учителя-логопеда.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств (для коррекции звукопроизношения, развития мелкой моторики, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны речи), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Среда, окружающая детей в кабинете обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает привычные и инновационные методы.

Английская пословица «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил» красочно иллюстрирует актуальность использования ИКТ как дополнительных возможностей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

В педагогической деятельности учитель-логопед широко использует электронное образовательное устройство «Дивайс» – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерной программы. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание детей, и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.

Очень коротко остановлюсь на характеристике электронного пособия.

Это уникальное пособие представляет собой два соединенных и связанных между собой экрана: «Ридер» и «Планшет» – жидкокристаллический и основанный на технологии электронных чернил. В развернутом виде это устройство напоминает книгу.

Автодидактичность – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Использование ИКТ позволяют обеспечить условия для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, что является важнейшей составляющей успешности их дальнейшего обучения, и, что в свою очередь обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности: коммуникативных, личностных, познавательных, тем самым осуществляется преемственность с начальным общим образованием, дополняя и решая задачи ФГОС ДО.

Для осуществления качественного образовательного процесса в МАДОУ №39 широко используются мультифункциональные устройства обеспечивающие печать, копирование и сканирование документов, дидактических и раздаточных материалов, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и другое.

Использование в МАДОУ №39 информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающей предметно-пространственной среды – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом (музыкальный центр, компьютер, принтер (цветной), мультифункциональное устройство, ноутбук, микрофоны, цифровой фотоаппарат, цифровая камера и др.).

В нашем детском саду созданы максимальные условия для физического развития детей.  Физкультурный и фитнес залы оснащены современным спортивным оборудованием: детские тренажеры, горки, дуги для подлезания, коррекционные мячи различной формы, фитболы, обручи, ребристые коррекционные дорожками для хождения, трубы для лазания, хоккейные клюшки.

Для организации  пеших, лыжных прогулок, походов и туристических слетов были приобретены лыжи на ботиках, палатки. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечают гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.

Многообразие подбора и расстановки стандартного и нестандартного оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе организованной двигательной деятельности.

Большое количество спортивного оборудования изготовлено своими руками. Использование  нетрадиционного оборудования из бросового материала способствует формированию у детей интереса к двигательной деятельности: дорожки для профилактики плоскостопия, кожаные кольца для пролезания, барьеры для перешагивания, гири, косички, шагоступы, веревка для развития равновесия и профилактики плоскостопия, дуги кожаные, вожжи, тарелочки пластмассовые, и др. 

Организация игрового пространства на полу позволяла детям  варьировать игры по своему желанию и интересам, они выполняют различные двигательные задания игрового характера: «пройти по дорожке», «прыгай по порядку номеров», «отбей мяч», поиграть в «Классики».

Кабинет педагога-психолога отвечает современным требованиям, он разделен на рабочие зоны: консультативная, диагностическая, коррекционно-развивающая и организационно-методическая. Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Для релаксации  приобретен песок различной текстуры и свойств, кресло-капля, сухой бассейн, световое панно «Водопад» и другое.

Для социально-коммуникативного и познавательного развития оборудован кабинет ОБЖ. Кабинет оснащены  учебно-методическими  пособиями  для воспитателей, педагогов  дополнительного образования, родителей, детей, атрибутами для сюжетных игр и театрализованных представлений, дидактическими  играми, напольными и настольными макетами макет улицы и дороги.  Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. В кабинете сформирован материал  для работы с семьей, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях. 

Собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для кабинета ОБЖ разработан паспорт, в который занесено все оборудование и учебно-методические пособия в сопровождении фотографий.

Моделирование РППС связано с моделью образовательного процесса, который определяется ООП. Реализуемая в МАДОУ №39 программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. не предъявляет особых требований к оснащению РППС, помимо требований, обозначенных в Стандарте. При недостатке или отсутствия финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в ДОУ, главное – соблюдать требования ФГОС и принципы организации пространства, обозначенные в программе: безопасность, традиционные для общества ценности, здоровьесберегающий компонент, эстетическая привлекательность и развивающий эффект.

И в заключение своего выступления разрешите вас поздравить с новым учебным годом.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677