Дорогие друзья, мы рады представить вам Смирнову Ольгу Геннадьевну, старшего воспитателя МАДОУ № 39 г. Сухой Лог Свердловской области. Сегодня Ольга Геннадьевна предлагает вашему вниманию статью на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Ольги Геннадьевны:
«В статье представлен опыт работы коллектива МАДОУ № 39, по созданию развивающей предметно-пространственной среды дополнительных пространств учреждения, проведена «виртуальная экскурсия» по холлам, лестничным пролетам, кабинетам и залам».
Познавательного чтения…
Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39.
Посмотреть презентацию к статье
С 1 января 2014 года введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Достижение высокого качества дошкольного образования возможно через создание образовательных условий, в том числе и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов.
Автор семинара о развивающей среде Оксана Скоролупова отметила, что развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций Стандарта дошкольного образования(Комментарии к ФГОС ДО, раздел III, п. 3.1) является частью образовательной среды (комплекса условий), которая обеспечивает развитие детей в ДОО.
Согласно п.3.3.1. ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.»
О создании развивающей среды группы говорят очень много и часто, реже о реализацию образовательного потенциала пространства Организации и территории, прилегающей к Организации.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы Вам представить опыт работы нашего коллектива, по созданию развивающей предметно-пространственной среды дополнительных пространств МАДОУ №39, провести виртуальную экскурсию по холлам, лестничным пролетам, кабинетам и залам.
К созданию окружающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Оборудуют и оформляют дошкольное учреждение работники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями. Родители с желанием откликаются на просьбы педагогов и детей. Так же в создании образовательной среды принимает активное участие окружающий социум в форме привлечения внебюджетных средств и спонсорства. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечит им «зону ближайшего развития», поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием.
В центральном холле МАДОУ №39 вместе с детьми был создан макет земного шара с домами, деревьями и нашим детским садом. По бокам Земли расположились мальчик и девочка, символично изображающие наших воспитанников и определяющие основную деятельность учреждения. На центральную стену удачно вписались настенные демосистемы с нормативными документами и необходимой информацией.
Коридоры первого этажа оформлены рисунками с применением 3D-технологией и различных отделочных материалов – камень, бумага, фетр, оргстекло, потолочные плитки различной фактуры и толщины, бархат и другое. В создании этой художественной композиции так же принимали участие дети и взрослые.
Развивающая предметно-пространственная среда центрального холла и коридоров соответствуют принципам ФГОС ДО:
- насыщенность – данное оформление позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей за счет размещения фотографий.
- трансформируемость и полифункциональность – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации – оформление тематических фотовыставок, индивидуальных творческих выставок, демонстрация лучших конкурсных работ; нанесение на пол различных схем и ориентиров; использование рисунков, плакатов, банкеток в детской игре (счет, закрепление цветов, придумывание имен персонажам, придумывание сказок), в том числе и как в качестве предметов-заместителей, например банкетки могут превратиться в препятствие, которое нужно преодолеть – перелезть, подлезть.
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; свободный доступ к экспонатам выставок, материалам; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- безопасность – соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В МАДОУ №39 четыре лестничных пролета, каждый из них имеет тематическое оформление: времена года, вечерний город, сказочный мир, улица Детства.
В соответствии с дорожной картой по повышению значений показателей доступности для инвалидов в МАДОУ №39 и сводом правил (СП59.13330.2012) верхняя и нижняя ступени в каждом марше лестниц окрашены в контрастный желтый цвет.
При организации РППС соблюдали принцип стабильности и динамичности, окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволило сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
Интеграция образовательных областей не позволяет распределить РППС «в чистом виде». Исходя из этого, было оформлено объемное панно с применением различных технологий – гипсово-тканевая лепнина, вышивка на пластиковой канве 3D, ручная роспись. Панно визуально цветом разделено на 4 части, которые символизируют времена года.В панно доминирует содержание художественно-эстетической образовательной области, но при этом оно органично решает задачи и остальных образовательных областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, экологической и изобразительной).
У нас сложилась традиция, что выпускная группа, дарит детскому саду общую фотографию, формата А3. Так у нас возникла идея создания дерева Надежды, на котором будут размещены фото каждого выпуска. Взрослые и дети с удовольствием рассматривают фотографии и обмениваются впечатлениями, приобретают социальный опыт и развивают коммуникативные способности.
Для художественно-эстетического развития созданы дополнительные пространства –ИЗОстудия и музыкальный зал.
Кабинет ИЗО оформлен детскими работами, с применением различных технологий и материалов. РППС кабинета направлена на формирование у воспитанников умений и навыков в рисовании и лепке, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Уютный, просторный кабинет с достаточным дневным и дополнительным освещением. Специальный дизайн вызывает у детей хорошее настроение, творческий настрой. На центральной стене сделан макет сказочного города с необычными домиками с балконами, которые служат для демонстрации детских поделок. Есть специальные столы для рисования разной высоты, стулья.
В ИЗОстудии большое разнообразие изобразительных материалов и материалов для лепки: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, палитры, глина, пластилин, мука и соль для изготовления соленого теста, различные кисти колонковые, беличьи, щетина, флЕйцы.
Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы и материалы РППС ИЗОстудии имеют необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.
РППС музыкального зала представляет собой, многофункциональную, мобильную и быстроизменяющееся пространство, пополняемость которой зависит от потребностей и интересов детей, содержания специально организованных и совместных видов деятельности.
В настоящее время для успешной организации работы детских студий по вокалу и музыкально-ритмическим движениям созданы определенные организационно-педагогические условия.
- музыкальный зал, светлое просторное помещение с хорошей акустикой);
- занавес, разделяющий зал на сценическое и зрительское пространство;
- музыкальный инструмент – цифровое фортепиано CASIO CDP-R 220;
- аудио и видео воспроизводящая аппаратура: DVD-плеер, колонки, ноутбук, мультмедийный проектор, экран для мультимедиа;
- микрофоны: проводные и безпроводные (радио микрофон);
- стойка для микрофона.
Оснащение миникабинета:
- профессиональная документация педагога: рабочая программа, программы дополнительного образования, материалы для мониторинга качества образования дошкольников, аналитический материал;
- учебно-методическая литература и пособия по развитию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста;
- практические материалы из опыта работы: сценарии культурно-массовых мероприятий, конспекты различных занятий, консультации для родителей и педагогов, материалы для информационных стендов в пригрупповые комнаты;
- аудиотека: песенный репертуар, репертуар для восприятия музыки, музыка для музыкально-ритмической деятельности, музыка игры и многое другое;
- фонотека: минусовые фонограммы;
- наглядный материал: по обучению нотной грамоте;
- атрибуты для танцев, музыкальных игр: обручи, ленты, платочки, колокольчики, маски, дождинки, султанчики, лошадки и многое другое;
- музыкально-дидактические игры;
- миникостюмерная (взрослые и детские костюмы для выступлений);
- оформление для музыкального зала (по тематикам праздников, развлечений, мюзиклов, иных мероприятий);
- компьютерные презентации Power Point, в которых ярко и доступно демонстрируется та или иная тема.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков речевого развития. Дает возможность общения и совместной деятельности детей и учителя-логопеда.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств (для коррекции звукопроизношения, развития мелкой моторики, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны речи), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Среда, окружающая детей в кабинете обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает привычные и инновационные методы.
Английская пословица «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил» красочно иллюстрирует актуальность использования ИКТ как дополнительных возможностей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
В педагогической деятельности учитель-логопед широко использует электронное образовательное устройство «Дивайс» – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерной программы. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание детей, и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Очень коротко остановлюсь на характеристике электронного пособия.
Это уникальное пособие представляет собой два соединенных и связанных между собой экрана: «Ридер» и «Планшет» – жидкокристаллический и основанный на технологии электронных чернил. В развернутом виде это устройство напоминает книгу.
Автодидактичность – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Использование ИКТ позволяют обеспечить условия для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, что является важнейшей составляющей успешности их дальнейшего обучения, и, что в свою очередь обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности: коммуникативных, личностных, познавательных, тем самым осуществляется преемственность с начальным общим образованием, дополняя и решая задачи ФГОС ДО.
Для осуществления качественного образовательного процесса в МАДОУ №39 широко используются мультифункциональные устройства обеспечивающие печать, копирование и сканирование документов, дидактических и раздаточных материалов, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и другое.
Использование в МАДОУ №39 информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающей предметно-пространственной среды – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом (музыкальный центр, компьютер, принтер (цветной), мультифункциональное устройство, ноутбук, микрофоны, цифровой фотоаппарат, цифровая камера и др.).
В нашем детском саду созданы максимальные условия для физического развития детей. Физкультурный и фитнес залы оснащены современным спортивным оборудованием: детские тренажеры, горки, дуги для подлезания, коррекционные мячи различной формы, фитболы, обручи, ребристые коррекционные дорожками для хождения, трубы для лазания, хоккейные клюшки.
Для организации пеших, лыжных прогулок, походов и туристических слетов были приобретены лыжи на ботиках, палатки. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечают гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.
Многообразие подбора и расстановки стандартного и нестандартного оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе организованной двигательной деятельности.
Большое количество спортивного оборудования изготовлено своими руками. Использование нетрадиционного оборудования из бросового материала способствует формированию у детей интереса к двигательной деятельности: дорожки для профилактики плоскостопия, кожаные кольца для пролезания, барьеры для перешагивания, гири, косички, шагоступы, веревка для развития равновесия и профилактики плоскостопия, дуги кожаные, вожжи, тарелочки пластмассовые, и др.
Организация игрового пространства на полу позволяла детям варьировать игры по своему желанию и интересам, они выполняют различные двигательные задания игрового характера: «пройти по дорожке», «прыгай по порядку номеров», «отбей мяч», поиграть в «Классики».
Кабинет педагога-психолога отвечает современным требованиям, он разделен на рабочие зоны: консультативная, диагностическая, коррекционно-развивающая и организационно-методическая. Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Для релаксации приобретен песок различной текстуры и свойств, кресло-капля, сухой бассейн, световое панно «Водопад» и другое.
Для социально-коммуникативного и познавательного развития оборудован кабинет ОБЖ. Кабинет оснащены учебно-методическими пособиями для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей, атрибутами для сюжетных игр и театрализованных представлений, дидактическими играми, напольными и настольными макетами макет улицы и дороги. Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. В кабинете сформирован материал для работы с семьей, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях.
Собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для кабинета ОБЖ разработан паспорт, в который занесено все оборудование и учебно-методические пособия в сопровождении фотографий.
Моделирование РППС связано с моделью образовательного процесса, который определяется ООП. Реализуемая в МАДОУ №39 программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. не предъявляет особых требований к оснащению РППС, помимо требований, обозначенных в Стандарте. При недостатке или отсутствия финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в ДОУ, главное – соблюдать требования ФГОС и принципы организации пространства, обозначенные в программе: безопасность, традиционные для общества ценности, здоровьесберегающий компонент, эстетическая привлекательность и развивающий эффект.
И в заключение своего выступления разрешите вас поздравить с новым учебным годом.