Дорогие друзья, мы рады представить вам Яфясову Ирину Михайловну, преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ № 37» г. Калтан, п. Малиновка Кемеровской области. Сегодня Ирина Михайловна в своей статье познакомит вас с особенностями психологической подготовки старшеклассников ДШИ и ДМШ к публичным выступлениям. Данный материал будет интересен педагогам ДШИ и ДМШ.
Краткий комментарий к статье от Ирины Михайловны:
«В музыкальных школах проблема психологической подготовки к выступлениям рассматривается не регулярно, т.е. данную проблему преподаватели обсуждают после того, как проходят академические концерты, городские конкурсы, где выявляется недостаточный уровень психологической подготовки старшеклассников при игре на публике. Применение различных методов по саморегуляции психологического состояния, введение их в более раннюю предконцертную подготовку, будут способствовать повышению психической устойчивости учащихся к условиям публичного выступления».
Познавательного чтения…
Особенности психологической подготовки старшеклассников ДШИ и ДМШ к публичным выступлениям.
В условиях широкого распространения музыкального образования, обучение исполнению музыки детей с различными музыкальными данными, одной из актуальных проблем теории и практики остается так называемое «эстрадное волнение».
Нашим учащимся в настоящее время предоставляется много возможностей выступать публично – это различные музыкальные концерты, фестивали, конкурсы, академические концерты и экзамены.
Наблюдая за учащимися (особенно старшеклассниками) на концертных выступлениях, мы часто сталкиваемся со срывами на сцене. Волнение, «эстрадобоязнь» перед публичными выступлениями – это состояние, охватывающее большинство учащихся, которое негативно влияет на качество игры. При этом не стоит путать «эстрадобоязнь» с воодушевлением, эмоциональным переживанием, без которого невозможен подлинный артистизм. К сожалению, в практике музыкальных школ у учащихся (особенно подростков) волнение на концертах проявляется чаще всего именно в плане «эстрадобоязни».
Многие выдающиеся музыканты справедливо подчеркивают, что исполнительское творчество в своем наиболее полном выражении возможно лишь в условиях публичного выступления, т.е. при исполнении музыки для слушателей. Неумение психологически настраиваться к этим выступлениям, существенно снижает эффективность всей учебной деятельности учащегося, порождая психологические «зажимы» и комплексы, что, в свою очередь, не дает возможности полноценно раскрыться ребенку во время выступления.
Также музыканты подчеркивают: «Очень важно осознанно запоминать ощущения, состояния и те действия, которые способствовали удачному выступлению». Удачное выступление – это всегда результат по возможности полной реализации творческих достижений исполнителя. Вера в успех, появляющаяся уже при единичной удаче, должна обязательно закрепляться через ясное осознание тех действий, которые обеспечивают успешное выступление (т.е. ученик должен научиться распознавать, какие действия ему помогают успешно выступить, а какие – мешают):
-через ощущение надежности своих умений и навыков;
- через ясное понимание причин неудачи и изменений действий, которые необходимы, чтобы эту неудачу не повторять.
Правильные и ошибочные действия учащихся должны быть объяснены одинаково досконально педагогом. Очень нерационально повторять действия наугад, не анализируя результат, т.к. может закрепиться на только правильное действие, но и ошибочное.
Дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения обрекает педагогов на поиски эффективных приемов психологической подготовки к концертному выступлению, которые основаны на личном опыте педагога, на субъективных ощущениях. Часто учащиеся получают от преподавателя единый для всех рецепт аутотренинга, данный без учета индивидуальных особенностей ребенка, в виде рекомендаций: «Не бойся!», «Держи себя в руках!», «Не думай о тех, кто сидит в зале!». Конечно, такие рекомендации малоэффективны и быстро забываются учениками, стоит им выйти на сцену (кстати, частица «не» очень коварна, мозг не реагирует на нее, поэтому получается обратный результат: «бойся», «дума о тех, кто сидит в зале»).
По мнению Л.В.Баланчивадзе, проблема эффективности исполнительской деятельности непосредственно связана с особенностями репетиционного исполнения. На практике часто сталкиваются с тем, что за хорошим исполнением на репетиции нередко следует неудачное концертное выступление, и наоборот. Он рассматривал различные уровни готовности учащихся в репетиционных исполнениях и сопоставлял их с качеством последующих концертных выступлений:
- Полная репетиция с исполнением произведений от начала до конца;
- Частичная репетиция с исполнением отдельных фрагментов произведений.
Автор приходит к выводу, что наиболее оптимальной является частичная репетиция: за ней следуют удачные выступления на сцене. Наименее эффективной в этом плане оказалась полная репетиция.
Д.Д.Благой утверждает: «… увлеченность художественными образами при игре благотворно влияет на особенности сценического состояния. Не трудно сказать ученику, что увлеченность творческими задачами – лучшее «лекарство» от негативных видов эстрадного волнения, но порой сложно объяснить, как, каким образом обрести на сцене увлеченность этими творческими задачами тому, кто не может сосредоточить внимание на исполнительском процессе из-за вредного волнения». В результате напрашивается вывод о том, что данные рекомендации актуальны лишь для учащихся с музыкально-исполнительской одаренностью.
Одной из часто встречающихся причин срывов на сцене является провал исполнительской памяти. Л.А.Баренбойм видит причину провала исполнительской памяти и других ошибок, которые сопутствуют эстрадному волнению, в «обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами». «Сверхконтроль» над давно выработанными исполнительскими навыками, по мнению Л.А.Баренбойма, приносит вред, если совершается перед выступлением или на самой эстраде (6 с.59).
Безусловно, нельзя не согласиться с Л.А.Баренбоймом, что одной из причин провала исполнительской памяти во время выступления являются сбои в наработанных навыках, неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания (осознанно проученная аппликатура, различные пассажные разделы произведения).
Чтобы избежать провалов в памяти, следует в процессе подготовки произведения активизировать сознательную работу по проучиванию текста. Полезно условно разбить произведение на фрагменты и натренировать свою память на умение вступать с любого фрагмента. Это избавит от необходимости играть произведение сначала в случае срыва.
Несмотря на определенную разработку данной проблемы, как в научном, так и в методическом плане у Л.А.Баренбойм, Б.Струве, Л.Л.Бочкарева, В.И.Петрушина и других, наблюдения показывают, что четкая система психолого-педагогической профилактики «эстрадобоязни» еще не сложилась.
Анализируя эту проблему, выявляются следующие противоречия:
- Музыканты редко пишут научные работы по проблемам сценического волнения, потому что не обладают необходимыми знаниями в области психологии, а психологи с опаской обращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.
- Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов, но, к сожалению, эти рекомендации не систематизированы, не объединены в самостоятельный раздел методики.
Данная проблема обусловила выбор темы методической разработки: «Особенности психологической подготовки старшеклассников музыкальной школы к публичным выступлениям».
Цель данной работы сводится к следующему: выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность достижения оптимального психологического состояния перед публичным выступлением.
Поставленная цель позволила выделить следующие задачи:
- Рассмотреть средства диагностики психологического состояния исполнителя.
- Представить практические рекомендации по устранению «эстрадобоязни», основанные на практическом опыте ведущих музыкантов-исполнителей.
Средства диагностики, направленные на выявление и устранение «эстрадобоязни» у учащихся
Выявить психологические факторы, влияющие на эмоциональное состояние учащихся во время концертного выступления, способствуют тесты и методы, разработанные известными психологами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее эффективные.
Тест на выявление уровня сформированности эмоциональных качеств личности позволяет судить о том, насколько учащийся сам оценивает свое эмоциональное состояние. Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов, наиболее приемлемый для себя. Сумма ответов по всем вопросам позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному из трех уровней.
Тест на определение тревожности (по Спилбергеру) позволяет выделить 3 уровня тревожности: низкий, средний и высокий.
Чем выше уровень тревожности, тем ниже стрессоустойчивость учащегося в публичных выступлениях, а значит, велика вероятность художественных потерь, технических ошибок в исполнении.
Тест «Потребности в достижении»
Данный тест содержит вопросы, позволяющие измерить уровень мотивации достижения. Учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации уверенны в своей успешности, ответственны, не теряются в условиях соревнования, проявляют упорство, целеустремленность.
Тест Касимова «Отношение к исполнительской деятельности» позволяет определить отношение учащегося к публичным выступлениям. Ответы учащихся дают понять, по каким причинам они не желают выступать на сцене.
Метод проблемных ситуаций позволяет выявить уровень сформированности эмоционального состояния посредством предоставления им выбора способа действия в ситуации затруднения. Этот метод позволяет выявить силу воли учащегося, качество, являющееся необходимым условием при подготовке к ответственным концертам.
Метод наблюдения осуществляется в процессе обучения, а также во внеклассной деятельности учащегося. Педагог оценивает, насколько ребенок проявляет свою активность.
С помощью определенных критериев, показателей, средств измерения уровня развития эмоционального состояния мы можем выявить актуальный уровень эмоционального состояния каждого учащегося.
Нами была проведена эта работа, которая показала, что наши старшеклассники с интересом отнеслись к предложенным им заданиям: внимательно слушали инструкции, с воодушевлением отвечали на вопросы тестов. Это может служить показателем субъективной значимости для них полученных результатов. Нами было выявлено, что большинство учащихся обладает средним уровнем сформированности эмоционального состояния исполнителя.
Практические рекомендации по устранению «эстрадобоязни», основанные на практическом опыте ведущих музыкантов-исполнителей и педагогов
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что приоритетным направлением в формировании готовности исполнителей к публичному выступлению является использование различных приемов саморегуляции как важного компонента психологической подготовки к концертному выступлению. Следует переключить внимание непосредственно на особенности психологической подготовки к выступлениям с приемов саморегуляции.
Мы использовали методы психофизической регуляции эмоциональных состояний, которые способствуют расслаблению, т.е. устранению напряжения и скованности, помогают достичь оптимального концертного состояния.
Суть метода сводиться к следующему:
- учащиеся знакомятся с упражнениями для выработки навыков мышечной релаксации. Основной принцип их выполнения – расслабление мышц после предварительного напряжения. Так, на вдохе напрягаются мышцы рук – при этом мысленно констатируется напряжение («мышцы напряжены»). На выдохе мышцы свободно свисающих рук расслабляются («мысленно констатируется расслабление»). Подобным образом следует тренировать все группы мышц лица, шеи, груди. Следующий этап релаксации связывается с профессиональной проблемой поиска игровых усилий. Учащимся, которым в той или иной степени свойственна зажатость игрового аппарата, следует ставить задачу ощутить, например, двигательную раскрепощенность мышц правой руки, ее вес и т.д. Подобными упражнениями мы направим внимание на корректировку мышечных усилий, способствующих благоприятной психологической настройке играющего в целом.
Преодоление излишних мышечных напряжений уже само по себе до известной степени устраняет чувство волнения, страха. Для более глубокого эффекта в регуляции эмоционально-психических состояний эту работу можно сочетать с дыхательными упражнениями:
- полное дыхание: вдох – 4 сек., выдох – 4 сек., пауза – 2 сек., вдох – 4 сек., задержка дыхания – 2 сек., выдох – 4 сек.;
- «рыдающее дыхание»: выполняется открытым ртом – резкий короткий вдох на звук «ха», затем длинный выдох, примерно 4 сек., и длинная пауза.
В подготовке к концертному выступлению на занятиях используются также различные формулы самовнушения – так называемый аутотренинг.
Варианты аутотренинга:
- «Раскрепощен. Собран. Хочу играть. Испытываю радостный подъем. Все внимание на музыке».
- «Уверен, решителен. Помехи мобилизуют. Все внимание на музыке».
Подобные формулы с учетом индивидуально-психологических особенностей учащегося отрабатываются сначала в классе, а затем в домашних занятиях. Кроме того, используются различные вспомогательные средства. К примеру, формула «раскрепощен» мысленно произносится на выдохе и сопровождается освобождением мышц плечевого пояса. Формула «собран» отрабатывается на вдохе с помощью концентрации внимания на ощущении свежести, прохлады в области лба. В формировании уверенности, решительности – на вдохе – может помочь чувство злости к своим страхам. Способы самовнушения многообразны, и выбор того или иного из них определяются в зависимости от характерологических особенностей каждого учащегося.
Для того, чтобы процесс формирования оптимального состояния осуществлялся успешно, необходимо стремление учащихся к овладению определенных навыков, о которых пойдет речь. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, их впечатлительность, эмоциональность, повышенную восприимчивость, следует использовать яркие, эмоционально насыщенные приемы и методы, направленные на формирование оптимального психологического состояния. Особое место из них занимают: игра перед воображаемой аудиторией, медитативное погружение, ролевая подготовка, выявление потенциальных ошибок, игровые ситуации и беседы.
Для психологической устойчивости учащихся во время публичного выступления следует провести несколько занятий, посвященных психологической адаптации к ситуации публичного выступления.
«Аутогенное погружение», визуализация
За две недели до выступления, проводятся несколько занятий, на которых учащиеся должны мысленно представить себе то место, где они будут выступать. Ребенок привыкает в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления. Например, подготовка к конкурсу. Следует подробно представить: зал, зрителей, выход на сцену, ощущение радости, уверенности при игре, блистательное выступление, аплодисменты. Эту картину нужно обязательно насытить чувствами, положительными эмоциями.
На заключительных этапах работы, когда ученики выучили программу, с которой предстоит выступать, проводится метод:
«Игра перед воображаемой аудиторией»
Программа проигрывается учащимся целиком с представлением, что играешь перед взыскательным жюри или перед большой публикой. Комиссию представляют учащиеся класса. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, играть до конца.
«Медитативное погружение»
Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, а также заранее выявить и проанализировать слабые места, которые могут проявиться в ситуации, когда волнение усиливается.
Произведение проигрывается с полным погружением в него. Сначала это осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Важно акцентировать внимание учащегося на этой задаче. Не трудно заметить, когда внимание рассеивается, темп убыстряется, появляются ошибки. А нам важно, чтобы слуховые, двигательные и мышечные ощущения, а также, мысленные представления начали работать не порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое.
Метод «Ролевой подготовки»
Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему музыканта, уверенного в себе и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Метод ролевой подготовки помогает исполнителю, чрезмерно волнующемуся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию играть роль человека, который уверен в себе, и ему очень нравиться выступать перед публикой.
Более упрощенный вариант «Ролевой подготовки» является «Игра на воображение»: каждый учащийся играет очень легкую пьесу (на 3 класса ниже) и представляет себя в роли уверенного исполнителя, на которого хочет быть похожим.
«Выявление потенциальных ошибок»
Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая, как правило, и «вылезает» во время ответственного выступления. Возникает проблема, каким образом эту ошибку можно вытащить из внешне благополучно исполняемого произведения? Обычно музыканты проверяют это, проигрывая выученные произведения перед своими друзьями и знакомыми, меняя обстановку и инструменты. Для обнаружения возможных ошибок предлагается несколько приемов, суть которых состоит в следующем:
Игра с помехами и отвлекающими факторами
Цель приема – умение концентрироваться, проверка на прочность выученного материала.
По очереди каждый учащийся играет фрагмент из выученной программы. Остальные учащиеся во время исполнения отвлекают внимание выступающего разговорами, стуками, хлопками и другими отвлекающими факторами.
Если при этом исполнитель может без труда играть свою программу качественно, то его сосредоточенности можно позавидовать, и на сцене с ним вряд ли смогут приключиться неприятные неожиданности. Это задание требует большого нервного напряжения.
Выявленные ошибки устраняются тщательным проигрыванием программы в медленном темпе (для многих учащихся это нудное занятие, но оно приносит большую пользу).
Игра с повязкой на глазах или закрытыми глазами
Играем не сложное произведение из программы в среднем темпе с установкой на безошибочную игру. Здесь важно проследить, чтобы ученик не напрягался, дыхание оставалось ровным. Этот способ тоже не из легких, т.к. требует свободного владения клавиатурой.
Физическое упражнение
Выполняется 20 прыжков или 15 приседаний для большого учащения пульса, вслед за этим исполняем программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на сцену. Данное упражнение помогает преодолеть это состояние или адаптироваться к нему.
Данная работа сводилась не только к подбору теоретического материала из разных источников, но и к апробированию его на практике среди учащихся старших классов фортепианного отделения.
Следует подчеркнуть, что в музыкальных школах проблема психологической подготовки к выступлениям рассматривается не регулярно, т.е. данную проблему преподаватели обсуждают после того, как проходят академические концерты, городские конкурсы, где выявляется недостаточный уровень психологической подготовки старшеклассников при игре на публике. Для многих преподавателей становится огорчительным тот факт, что его ученик, так хорошо играющий в классе, срывается на выученных произведениях, на ответственных конкурсах и концертах.
Положительный результат, успешность в выступлениях после применения игр, аутотренингов, бесед и обсуждений данной проблемы, конечно, приходит не сразу. Применение различных методов по саморегуляции психологического состояния, введение их в более раннюю предконцертную подготовку, будут способствовать повышению психической устойчивости учащихся к условиям публичного выступления.
Разработав систему психологической подготовки в предконцертный период в нескольких направлениях (работа с учащимися, преподавателями и родителями) мы можем более эффективно решать данную проблему. Учащиеся смогут постепенно адаптироваться к публичным выступлениям, улучшить эмоциональное состояние во время этих выступлений и показать высокие результаты в концертных, конкурсных и других публичных выступлениях.
Список литературы
1.Ананьев Б. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968г.
2.Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя // Советская музыка №2, 1980.-с.56
3.Алексеев А.В. Себя преодолеть.-М.: Физкультура и спорт, 1978.-144с.
4.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.-С-Пб.: Питер, 2001.-688с.
5.Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления // Вопросы психологии.-1975, №1.-с.68-79.
6.Ковалев А. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970.-Изд.3.
7.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.-Ростов-на Дону.: Феникс, 2002.-с.288.
8.Маркевич Ф. Психологические факторы в фортепианном обучении. Сб.: Ребенок за роялем.-М., 1981.
9.Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.-М.: Владос, 2001.-318с.
10.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М.: Владос, 1994.-373с.