Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Становление и развитие струнного исполнительства в Казани. Особенности формирования и развития кафедры струнных казанской консерватории
8 минут 2590 797

Становление и развитие струнного исполнительства в Казани. Особенности формирования и развития кафедры струнных казанской консерватории

Akuneeva fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Акунеева Зарина Александровна, педагог МБОУ ДОД ДМШ № 14 г. Казань Республики Татарстан, предлагает вашему вниманию статью на тему «Становление и развитие струнного исполнительства в Казани. Особенности формирования и развития кафедры струнных казанской консерватории». Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Зарины Александровны:

«Большое значение для струнного исполнительства в нашей стране имела становление и развитие струнного искусства в Казани. Во многом развитие и становление казанской кафедры струнных инструментов предопределили известные деятели культуры, которые приезжали в Казань».

Интересного чтения…


Становление и развитие струнного исполнительства в Казани. Особенности формирования и развития кафедры струнных казанской консерватории

Большое значение для струнного исполнительства в нашей стране имела становление и развитие струнного искусства в Казани.

Во многом развитие и становление казанской кафедры струнных инструментов предопределили известные деятели культуры, которые приезжали в Казань. Так первым этапом становления струнного исполнительства можно считать деятельность Р.А. Гуммерта. В 1891 г. он открыл музыкальную школу частного характера. В ней он создал сразу четыре основных отделения, фортепианное, вокальное, струнно-смычковое и композиторское. [1]

Важнейшим событием, повлиявшим на становление и развития струнног исполнительства, стало открытие в 1904 г. Казанского музыкального училища, где Р.А. Гуммерт становится директором.

В этот же период появляются первые скрипачи и виолончелисты, которые стояли у истоков струнного исполнительства в Казани, они же стали первыми учителями. Среди них такие имена как: А.Амиго, Карл и Иосиф Русс, виолончелист Н. Грюнберг.

Благодаря деятельности этих замечательных педагогов на струнную кафедру был обеспечен хороший набор студентов.

Трудно переоценить вклад в культурную жизнь Казани выдающегося музыканта, педагога, скрипача, дирижера и общественного деятеля А.А. Литвинова. Он приезжает в город в 1921 году.

А.А. Литвинов, будучи новым руководителем музыкальной школы, в 1922 году объединеняет музыкальную школу и консерваторию в единый организм, который впоследствии стал называться Казанским Восточным музыкальным техникумом.[3]

Литвинов становится во главе своего детища и привлекает к работе лучших музыкантов города: Р.Л. Полякова, М.А. Пятницкую, И.С, Морева, С.А. Габаши и др.

Большое значение для дальнейшего развития струнного исполнительства в Казани стало открытие Казанской государственной консерватории в 1945 году.

Консерваторский дух явно ощущается во всей культурной академической жизни Казани. С самого начала деятельности первого ректора консерватории Н. Г. Жиганова, была задана очень высокая профессиональная планка. Им были приглашены самые лучших преподавателей из других консерваторий. Они привнесли в Казанское образование традиции и исполнительский опыт лучших российских консерваторий.

Кафедра струнных инструментов Казанской консерватории сформировалась в 1948 году, преподавали на ней выпускники Московской консерватории – А. В. Броун (виолончелист, декан оркестрового факультета, классы виолончели и квартета) и А. М. Лукацкий (скрипач, проректор по научной и учебной работе в 1945-1947 гг.). [2]

Н. В. Брауде - ассистент профессора Московской консерватории А. И. Ямпольского стал первым заведующим кафедрой струнных инструментов (1948 – 1955 гг.). Позже был заведующим кафедрой камерного ансамбля (1958 – 1973 гг.). Первым зав. кафедрой камерного ансамбля был И.М. Коганов (1956 – 1958 гг.).

С 1955 по 1993 годы работой кафедры руководил А. Н. Хайрутдинов, который закончил Казанскую консерваторию, а также аспирантуру Московской консерватории (класс М. Л. Ростроповича и С. М. Козолупова).

С 1973 по 1982, с 1986 по 1990 годы кафедрой камерного ансамбля руководил первый директор школы-десятилетки, выдающийся скрипач и педагог – Г. Х. Ходжаев.

С 1993 по 2004 годы кафедрой струнных инструментов руководил В. А. Афанасьев – выпускник Московской консерватории (класс профессора Ю. И. Янкелевича).

Таким образом, становится ясно, что Кафедра струнных инструментов Казанской консерватории активно продолжает развивать традиции московской струнно-смычковой школы и привносит свои интересные идеи.

На кафедре казанской консерватории сложилась целая «школа» струнного исполнительства благодаря деятельности тех педагогов-профессоров, которые долгое время преподавали и руководили в консерватории С. З. Басовский, Х. Г. Ходжаев, Б. В. Каплун.

В настоящее время струнное исполнительство в Казани продолжает активно развиваться благодаря деятельности нынешних ведущих педагогов кафедр бывших выпускников Казанского музыкального училища, казанской государственной консерватории.

Выпускниками струнной кафедры в разные годы становились такие известные и яркие музыканты как : С.З. Басовский (1950 г.), Ф.Л. Бурдо (1950 г.), Б.В. Каплун (1960 г), А.Н. Хайрутдинов (1950 г.), А.З. Монасыпов (1950 ), Р.Ю. Абязов (1977 г.), К.Х. Монасыпов, Ш.Х. Монасыпов (1963 г.), А.Р. Абдуллина (2001 г.), Ю.Ю. Виват (1988 г.), Е.И. Рольбина (2002 г.), Н.Н. Лаптев (1981 г.), Хабибуллина (1970 г.) и мн. др.[1]

Современная струнная педагогика Татарстана опирается на большой преподавательский опыт, а также руководствуется опытом публичных выступлений преподавателей кафедры струнных инструментов. Часто членами жюри всероссийских конкурсов виолончелистов и скрипачей становились профессора В. А. Афанасьев, М.Г. Ахметов, Ш. Х. Монасыпов.

Многие из струнников, которые вышли из Казанской консерватории впоследствии стали артистами многих известных казанских коллективов. В частности Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera», оркестра Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, Государственного симфонического оркестра РТ, солистами Государственного квартета РТ.

Также студенты и выпускники консерватории становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.

С 2004 года кафедра струнных инструментов разделилась на кафедру скрипки (заведующий – профессор В. А. Афанасьев) и кафедру альта, виолончели и контрабаса (в 2004-2010 гг. заведующий - профессор К. Х. Монасыпов; с 2010 г. - профессор А. А. Асадуллин).

Список литературы

  1. Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова, 1945-2010, Краткий биографический справочник от А до Я. – Казань, 2011, 292 с.
  2. Монасыпов К. Становление альтового класса в Казанской консерватории // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Выпуск 2. Казань, 2005, С. 135-142.
  3. Хайрутдинов А. Музыкальное образование в Татарии // Ученые записки Казанской консерватории. Выпуск 4. Казань, 1970.С. 20-54.

Интернет-источник

  1. Макс Перельштейн. Казанский Ауэр – Фаина Бурдо. http://vovizrt2008.narod.ru/Kult.files/Kazanskyauer.html
  2. Кантор Г. Евреи – выдающиеся музыканты Казани. http://vovizrt2008.narod.ru/kantor1.html

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4352 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4487 609