Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ- как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в дошкольном учреждении
9 минут 3557 670

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ- как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в дошкольном учреждении

Rdkina foto 2Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Редькину Елену Александровну, музыкального руководителя МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братск Иркутской области. Сегодня Елена Александровна делится с нами полезным материалом по развитию творческих способностей детей ДОУ. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:

«Статья о роли музыкально-дидактических игр в развитии творческих способностей детей ДОУ».

Полезного чтения…


Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ- как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в дошкольном учреждении

Игра является основным видом деятельности для дошкольника. Основное место в развитии и образовательной деятельности детей в ДОУ занимают дидактические игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая задача, сюжет, игровые действия и правила.

В музыкальной деятельности ДОУ широко используются дидактические игры с использованием ИКТ.

Использование ИКТ открывает новые возможности проведения музыкально-дидактических игр с детьми.

Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети, способствуют тому, что изменились особенности их восприятия. Дети привыкли к ярким и динамичным образам, быстрой смене визуального и звукового ряда , спецэффектам. Их внимание трудно привлечь и удержать на монотонной и однообразной деятельности, их нелегко удивить и увлечь.

Внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

●расширение использования электронных средств обучения; так как они передают информацию   быстрее, чем при использовании традиционных средств;

●увеличение восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

●выполняют совместную работу детей во взаимодействии.                                                    

●обеспечивают наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.                                        

●дает возможность использования графической, текстовой, аудиовизуальной информации.

●с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни(звуки животных, природы)

●позволяет экономить время за счет высокой скорости обновления дидактического материала.

●способствует компактному хранению больших объемов информации в текстовой и образной форме

Основное назначение музыкально-дидактических игр-

▪Формировать у детей музыкальные способности,

▪Развивать чувство ритма, звуковысотный тембровый и динамический слух

▪Побуждать к самостоятельным действиям

▪Обогащать детей новыми впечатлениями, развивать в них инициативу , самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Есть и некоторые проблемы:

▪При стремительном развитии информационных технологий – слабая материально- техническая база ДОУ ,

▪Нет готовых музыкально- дидактических игр.

Цель- Развитие музыкальных способностей детей, углубление представлений о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

а)Учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

б) Развивать эстетическое восприятие , интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

в)Совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа, слуховое внимание , музыкальную память.

г)воспитывать коммуникативные навыки в игре. Доброжелательное отношение друг к другу

Система работы.

Начинаю использовать дидактические игры в раннем возрасте

Длительность игры от 2 до 5 минут

В младших группах в качестве героев игры использую животных, их детенышей, программные музыкальные инструменты: «Птица и птенцы», «Угадай голос», Тихие и громкие звоночки» «Бубен и погремушка и другие

В старших группах к детям приходят сказочные персонажи с определенными заданиями: «Три поросенка», «Три медведя», « Кто в домике живет?»

В игре у детей возникает три цели:

Удовольствие от игры «Хочу»

Выполнять правила игры «Надо»

Творческое выполнение игровой задачи «Могу»

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные.

Образовательные.

Развивающие.

Оздоровительные.

Воспитательные.

Классификация МДИ.

Игры, развивающие тембровый слух.

Игры на различение высоты звука

Игры на различение ритма

Игры на различение динамики звука.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных

направлениях:

подготовка к проведению дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят.

1.Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.

2. Определение наиболее удобного времени проведения дид. игры -на занятиях или в свободное время.

3. Выбор места для игры ,где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

4. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры.

2. Объяснение хода и правил игры.

3. Определение роли музыкального руководителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Подведение итогов игры –это ответственный момент. В конце игры педагог спрашивает у детей , понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру , она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов, ее подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Это может совершенствовать как подготовку, так и сам процесс.

Я использую м/д игры с ИКТ во всех частях занятия:

●В музыкально-ритмических движениях: «Музыкальная карусель», «Сороконожка», «Веселый мяч»

●В восприятии музыки: «Танцуем, шагаем, поем», «Музыкальный теремок», «Угадай музыкальный инструмент»

●В пении: «Ветерок», «Дождик-оркестрик», «Солнышко, выходи»

●В игре на музыкальных инструментах: «Веселые музыканты», «Музыкальный огород», « Озорная полечка»

Какие же результаты предполагаются

▪Приобщение к музыкальной культуре.

▪Обогащение музыкальных впечатлений(развивается музыкальная память)

▪Знакомятся со средствами выразительности, жанрами,

▪Развиваются навыки восприятия звуков

▪Развивается творчество, побуждение детей к активным самостоятельным действиям

В своей работе я использую музыкально-дидактические игры с икт, которые беру из Интернет ресурсов, а также игры, которые создаю сама.

Для удобства работы с детьми я создала интерактивный музыкальный альбом «Приключение Колобка, который позволяет детям старшего возраста самостоятельно      играть в м/д игры без участия взрослого.

Альбом построен по принципу сказки   «Колобок», где герои сказки получают от Колобка определенные задания в виде музыкально-дидактических игр, направленные на развитие ритмического, звуковысотного, тембрового слуха, определение характера и жанровости музыки .В перспективе я хочу создать подобный альбом для детей младшего возраста

Таким образом, при определении значимости использования музыкально-дидактических  игр  в  обучении  дошкольников   ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических  игр очень  важна.

Используемая литература:
1. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Москва «Просвещение»,1986.
2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Москва «Просвещение»,1982
3. Г.П. Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников» пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений, издательство АРКТИ, Москва 2000г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5359 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5661 610