Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Обучение грамоте с помощью кубиков Н.А.Зайцева
7 минут 2213 543

Обучение грамоте с помощью кубиков Н.А.Зайцева

Ahufrieva foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ануфриеву Людмилу Валерьевну, учителя-логопеда МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга» Пермского края. Сегодня Людмила Валерьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по обучению детей грамоте с помощью кубиков Н.А. Зайцева. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Валерьевны:

«Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н.А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства. Он рекомендует учить читать детей на основе складового принципа».

Полезного чтения…


Обучение грамоте с помощью кубиков   Н.А.Зайцева.

Первый раз я услышала имя Николая Александровича Зайцева в 1997 году в программе «Взгляд».

Речь была о его методике обучения чтению с помощью звучащих кубиков. Это меня заинтересовало. С помощью программы я приобрела эти кубики(они мне написали адрес, по которому можно было приобрести кубики). Дочь моя в возрасте 2-х лет играла кубиками. Затем я стала применять их в своей работе. Я работаю учителем-логопедом с 2000 года в детском саду.

Один из парадоксов нашего времени: знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма ребенка остаются неизменными. Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н.А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства. Он рекомендует учить читать детей на основе складового принципа. Методика Н.А. Зайцева- прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии И.М. Сеченова. И.М. Сеченов, рассматривая пути зарождения и формирования психики ребенка, логично и убедительно обосновывает свою мысль о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций. При работе с кубиками Н.А. Зайцева сенсорный поток четко дробится на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмичными движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами, и плюс полное раскрепощение позы и поведения, плюс элементы соревнования, плюс радость от быстрых и явных достижений. Если игра интересна, подвижна, разнообразна - энергия ребенка неиссякаема. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активации всех функциональных систем организма ребенка Положительные эмоции помогают организму бороться с неблагоприятными воздействиями внешней среды. Ритмизация деятельности, которая проявляется в складовом принципе обучения, в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны педагога, в ритмических двигательных ответах детей, в дозируемых моторно-эмоциональных акцентах, в ритмичных движениях кисти ребенка, способствует синхронизации нервно-психических процессов ребенка, облегчает восприятие и деятельность. Важными достоинствами методики Н.А. Зайцева является и формирование правильной осанки у детей, высокий уровень двигательной активности детей, улучшение дикции, правильная фиксация взора у воспитанников. Методика Н.А. Зайцева отвечает жизненно важным интересам организма школьника, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.

Хочется низко поклониться гениальному педагогу Н.А.Зайцеву за его открытие. Дети с удовольствием играют кубиками, и идет непроизвольное обучение чтению. Они легко понимают, что такое мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие. Дети легко понимают, что слова состоят из слогов, а предложения из слов, как паровозы из вагончиков, легко усваивают правила написания предложения. Хорошо запоминают знаки препинания. Кубики помогают в работе с детьми с общим недоразвитием речи, с особыми детьми. При обучении детей, не имеющих отклонений, чтению, успеха можно достигнуть через 2-3 месяца. В конце учебного года такие дети читают бегло, понимают смысл прочитанного, сами пытаются писать по таблицам предложения. У особых детей возможно исправить отклонения в звукопроизношении, дать им представления о звуке, слове, слоге, предложении в игровой форме.

С помощью кубиков Зайцева возможна индивидуальная работа с детьми и работа со всей группой на разных занятиях.

Педагогические идеи Н. А. Зайцева вдохновляют меня в работе, хочется ещё лучше овладеть его методикой, узнать больше приёмов в работе с кубиками.

Обучение грамоте с помощью кубиков Н.А Зайцева.

Основные тезисы.

1.Кубики позволяют обучать детей чтению складовым принципом.

2.Обучение чтению осуществляется в игре.

3. Обучение чтению осуществляется в движении.

4.Быстрые переводы глаз с объекта на объект, постоянная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение времени работы в сидячем положении являются органическими составляющими данной методики, средством активизации работы обоих полушарий.

5.Чтение по складам (например, слово мама надо читать не м-а-м-а, а ма-ма) эргономичнее, рациональнее и в большей мере соответствует слуховым и произносительным ощущениям учащихся.

6.В комплекте 56 кубиков (железные и деревянные кубики - для звонких глухих складов, большие и маленькие кубики - для твердых и мягких складов, золотые – для гласных).

7.Слог при чтении по складам реализуется как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым блоком нейро-физиологических команд.

8.При работе с кубиками у детей работают слуховой, зрительный, речедвигательный анализаторы одновременно, что является предпосылкой для развития навыков чтения и письма.

9.Кубик, клеточка в таблице - конкретный образ. Кубики держим в руках, трясем, складываем из них слова, по клеточкам водим указкой - наглядно действуем. Постепенно в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое мышление.

10.С помощью кубиков возможна коррекция неправильного звукопроизношения.

Вывод: кубики Николая Александровича Зайцева - пособие, с помощью которого идет развитие мышления ребенка от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607