Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ануфриеву Людмилу Валерьевну, учителя-логопеда МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга» Пермского края. Сегодня Людмила Валерьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по обучению детей грамоте с помощью кубиков Н.А. Зайцева. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Валерьевны:
«Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н.А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства. Он рекомендует учить читать детей на основе складового принципа».
Полезного чтения…
Обучение грамоте с помощью кубиков Н.А.Зайцева.
Первый раз я услышала имя Николая Александровича Зайцева в 1997 году в программе «Взгляд».
Речь была о его методике обучения чтению с помощью звучащих кубиков. Это меня заинтересовало. С помощью программы я приобрела эти кубики(они мне написали адрес, по которому можно было приобрести кубики). Дочь моя в возрасте 2-х лет играла кубиками. Затем я стала применять их в своей работе. Я работаю учителем-логопедом с 2000 года в детском саду.
Один из парадоксов нашего времени: знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма ребенка остаются неизменными. Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н.А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства. Он рекомендует учить читать детей на основе складового принципа. Методика Н.А. Зайцева- прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии И.М. Сеченова. И.М. Сеченов, рассматривая пути зарождения и формирования психики ребенка, логично и убедительно обосновывает свою мысль о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций. При работе с кубиками Н.А. Зайцева сенсорный поток четко дробится на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмичными движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами, и плюс полное раскрепощение позы и поведения, плюс элементы соревнования, плюс радость от быстрых и явных достижений. Если игра интересна, подвижна, разнообразна - энергия ребенка неиссякаема. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активации всех функциональных систем организма ребенка Положительные эмоции помогают организму бороться с неблагоприятными воздействиями внешней среды. Ритмизация деятельности, которая проявляется в складовом принципе обучения, в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны педагога, в ритмических двигательных ответах детей, в дозируемых моторно-эмоциональных акцентах, в ритмичных движениях кисти ребенка, способствует синхронизации нервно-психических процессов ребенка, облегчает восприятие и деятельность. Важными достоинствами методики Н.А. Зайцева является и формирование правильной осанки у детей, высокий уровень двигательной активности детей, улучшение дикции, правильная фиксация взора у воспитанников. Методика Н.А. Зайцева отвечает жизненно важным интересам организма школьника, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.
Хочется низко поклониться гениальному педагогу Н.А.Зайцеву за его открытие. Дети с удовольствием играют кубиками, и идет непроизвольное обучение чтению. Они легко понимают, что такое мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие. Дети легко понимают, что слова состоят из слогов, а предложения из слов, как паровозы из вагончиков, легко усваивают правила написания предложения. Хорошо запоминают знаки препинания. Кубики помогают в работе с детьми с общим недоразвитием речи, с особыми детьми. При обучении детей, не имеющих отклонений, чтению, успеха можно достигнуть через 2-3 месяца. В конце учебного года такие дети читают бегло, понимают смысл прочитанного, сами пытаются писать по таблицам предложения. У особых детей возможно исправить отклонения в звукопроизношении, дать им представления о звуке, слове, слоге, предложении в игровой форме.
С помощью кубиков Зайцева возможна индивидуальная работа с детьми и работа со всей группой на разных занятиях.
Педагогические идеи Н. А. Зайцева вдохновляют меня в работе, хочется ещё лучше овладеть его методикой, узнать больше приёмов в работе с кубиками.
Обучение грамоте с помощью кубиков Н.А Зайцева.
Основные тезисы.
1.Кубики позволяют обучать детей чтению складовым принципом.
2.Обучение чтению осуществляется в игре.
3. Обучение чтению осуществляется в движении.
4.Быстрые переводы глаз с объекта на объект, постоянная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение времени работы в сидячем положении являются органическими составляющими данной методики, средством активизации работы обоих полушарий.
5.Чтение по складам (например, слово мама надо читать не м-а-м-а, а ма-ма) эргономичнее, рациональнее и в большей мере соответствует слуховым и произносительным ощущениям учащихся.
6.В комплекте 56 кубиков (железные и деревянные кубики - для звонких глухих складов, большие и маленькие кубики - для твердых и мягких складов, золотые – для гласных).
7.Слог при чтении по складам реализуется как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым блоком нейро-физиологических команд.
8.При работе с кубиками у детей работают слуховой, зрительный, речедвигательный анализаторы одновременно, что является предпосылкой для развития навыков чтения и письма.
9.Кубик, клеточка в таблице - конкретный образ. Кубики держим в руках, трясем, складываем из них слова, по клеточкам водим указкой - наглядно действуем. Постепенно в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое мышление.
10.С помощью кубиков возможна коррекция неправильного звукопроизношения.
Вывод: кубики Николая Александровича Зайцева - пособие, с помощью которого идет развитие мышления ребенка от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.