Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
13 минут 4653 783

Приобщение к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

Lyashenko fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ляшенко Валентиной Владимировной, воспитателем МАДОУ ДС № 68 г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Валентина Владимировна делится с нами своим педагогическим опытом работы приобщения к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Валентины Владимировны:

«Настоящая статья раскрывает особенности создания обучающей системы для детей старшего дошкольного возраста, направленной на приобщение детей к художественной литературе, как самоценному виду искусства, воспитание в дошкольнике грамотного читателя через реализацию инновационного Проекта по данному направлению».

Полезного чтения…


Приобщение к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Настоящая статья раскрывает особенности создания обучающей системы для детей старшего дошкольного возраста, направленной на приобщение детей к художественной литературе, как самоценному виду искусства, воспитание в дошкольнике грамотного читателя через реализацию инновационного Проекта по данному направлению.

Данный инновационный проект направлен на повышение качества образования по образовательным областям «Познавательно развитие», «Речевое развитие» в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на современном этапе модернизации российского образования.

Проект будет реализовываться через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, а также во взаимодействии с семьями воспитанников и городской детской библиотекой, создание предметно-пространственной развивающей среды.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта и для которых данный проект предназначен, являются воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники детского сада.

Внедрение проекта предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е., всего того, что составляет фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности. Грамотный читатель (по С.Я. Маршаку) – это читатель, понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу.

Таким образом, важно признать процесс приобщения к чтению определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении детской личности.

Анализируя причины полученных результатов, изучив подходы реализуемой в ДОУ программы «Детство» к приобщению детей к чтению художественной литературы столкнулись с тем, что несмотря на то, что в программе ставится задача по ознакомлению детей с художественной литературой для решения принципиальной установки – сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства в программе недостаточно представлены методы и приемы по формированию устойчивого интереса детей к книге.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: 1 год

Цель проекта (для педагога): Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, максимально обогатить знания и представления детей о том, как создаётся книга.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей создания первых книг. Обогатить представления детей о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей (лесоруб, рабочий деревообрабатывающего завода и бумажного комбината, писатель, художник, печатник, переплётчик и т.д.)

Дать знания детям о библиотеке, как хранилище книг, познакомить детей с трудом библиотекаря, который записывает читателей, помогает им выбрать книгу.

2. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше.

3. Развивать умение совместно с родителями находить оригинальное решение при создании страничек книги, сделанной своими руками.

Цель проекта (для детей): Узнать, как создаётся книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Предполагаемый результат:

  1. Повысится интерес у детей к чтению художественной литературы;
  2. Рост позитивной динамики в формировании у детей представлений о книге, правилах обращения с ней;
  3. Повысится уровень проявлении творчества в художественно-речевой, продуктивной и игровой деятельности;
  4. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественной литературы средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, городская детская библиотека, школа, городские театры.

Мотивация детей и родителей (погружение в проект):

Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов, сделанных из дерева, предлагает детям их рассмотреть, сказать, что их объединяет. А знаете ли вы, почему среди них лежит книга? Хотите ли вы узнать, как появляются книги, откуда они к нам пришли.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка «Книги своими руками»
  • Инсценировка по сказке народов ханты «Мышка»
  • Праздник «Мой букварь» с презентацией книги, изготовленной совместно детьми и родителями.

Мероприятия по реализации проекта:

Познавательная деятельность:

  1. Познавательные занятие «Откуда пришла книга».
  2. Организация непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой.
  3. Чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга», стихотворения С.Я. Маршака «Как печатали книгу».
  4. Экскурсии в детскую библиотеку «Читай-город» воспитанников ДОУ.
  5. Вечер «Сейчас узнаем» на тему: «История создания книги».
  6. Пополнение групповой библиотечки книг, расположение их по темам: «Природа», «Сказки», «О детях», «Наш край», «Труд людей разных профессий».
  7. Создание в группе книжной полочки «Читаем сами».
  8. Викторины: «Эти мудрые русские народные сказки», «Литературный калейдоскоп», «Сказки А.С.Пушкина».
  9. Рассматривание энциклопедий «Времена года», «Чудесная планета Земля», размещение их на «Полочке умных книг».
  10. Вечер «Сейчас узнаем» на тему: «Красная книга ХМАО».
  11. Чтение сказок народов Севера.
  12. Памятка для родителей «Несколько советов родителям, о том что бы чтение стало радостным».
  13. Открытие библиотеки в ДОУ.
  14. Проведение библиотечных занятий.

Продуктивная деятельность:

  1. Показ спектакля для малышей по мотивам русской народной сказки «Репка».
  2. Лепка сюжетная по произведению А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».
  3. Аппликация «Тридцать три богатыря».
  4. Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок.
  5. Лепка «Летят перелётные птицы» по мотивам сказки Гаршина.
  6. Показ малышам спектакля по мотивам русской народной сказки «Колобок», изготовление афиши к сказке.
  7. Изготовление книжки «Колобок» своими руками в подарок малышам.
  8. Драматизация хантыйской народной сказки «Мышка», изготовление книжки – малышки своими руками совместно с родителями.
  9. Ручной труд в мастерской по ремонту книг.

Взаимодействие с родителями.

  1. Сбор материала об истории создания книги (совместно с родителями).
  2. Выставка «Моя любимая книга».
  3. Викторина «Сказки А.С. Пушкина».
  4. Подбор сказок народов Севера.
  5. Акция «Пришли мне чтения доброго» по созданию библиотеки в ДОУ.
  6. Изготовление книжки – малышки «Кот» своими руками совместно с родителями.
  7. Создание книги «Мой букварь» (дети с родителями).

При разработке Проекта учитывались многочисленные исследования в области восприятия детской художественной литературы (Л.М. Гуревич, В.И. Логиновой, З.А. Гриценко, О.В. Ушакова и др.), которые показывают, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии разобраться в смысле, а тем более нюансах текста, поэтому необходимо целенаправленное руководство по восприятию художественного произведения, помощь в анализе, обдумывании прочитанного.

Практическая значимость проекта определяется возможностью использования в образовательной деятельности методов и приемов познавательно-исследовательской деятельности, позволяющей ставить ребенка в активную позицию, при усвоении программного материла по образовательной области «Познавательное развитие. Речевое развитие».

Практическая реализация проекта охватывает детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

В течение этого времени с детьми проводятся ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-поисковую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Педагогическая работа по приобщению детей к художественной литературе проводится и в рамках в непосредственной образовательной деятельности, один раз в неделю, следующих видов:

  • Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
  • Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
  • Творческое (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
  • Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).

При организации совместной деятельности педагога с детьми и родителями, для расширения представлений детей об истории создания книги проводится серия познавательных вечеров «Сейчас узнаем». При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми ищут познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.

При проведении экскурсии в библиотеке ее работники в игровой форме знакомят детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывают свои знания произведений художественной литературы.

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ проходит акция «Пришли мне чтения доброго», в которой родители воспитанников принимают активное участие.

В рамках реализации проекта в образовательном учреждении проходит смотр – конкурс «Книги своими руками», где дети совместно с родителями изготавливают книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомятся с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимают активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступают в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

При ознакомлении детей с художественной литературой дети знакомятся с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. При этом для привлечения интереса детей к содержанию художественных произведений используется метод наглядного моделирования – мнемотехнику, который позволяет лучше понять его содержание, последовательность происходящих событий. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Таким образом, можно констатировать, что данная система работы по приобщению детей к художественной литературе средствами познавательно-исследовательской деятельности, позволяет повысить интерес детей к книге, представления детей о том, как создается книга, жанрах художественных произведений и на их основе стимулировать художественно-речевую деятельность.

Используемая литература:

  1. Акулова, О.В., Гогоберидзе, А.Г. Гризик Т.И. «Успех: совместная деятельность взрослых и детей: основные формы», Москва “Просвещение”, 1981.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Детство-Пресс, 2005.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика – синтез,2005.
  4. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.- М.: Просвещение, 2003.
  5. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения.- М.: Просвещение, 2003.
  6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  7. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  8. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
  9. Доронова Т.Н «Играем в театр», Москва, “Просвещение”, 1981.
  10. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
  11. Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  12. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
  13. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5457 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5803 610