Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Модель организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО»
13 минут 2813 692

«Модель организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО»

Cheshkova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Чешкову Веру Федоровну, воспитателя МАДОУ ДС № 68 г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Вера Федоровна в своей статье познакомит вас с моделью организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Веры Федоровны:

«Настоящая статья раскрывает приемы педагогического сопровождения творческих игр детей, направленных на ознакомление детей с основными компонентами игры, обогащению содержания детской игры».

Познавательного чтения…    


«Модель организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольных образовательных учреждениях введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ согласно ФГОС является – обеспечение социализации детей. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие и социализация. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками. Это обозначено в содержании образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а именно:

«…содержании образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности»

Игровая деятельность – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду.

Условно выделяются несколько классов игр:

- игры по инициативе детей (творческие игры);

- игры по инициативе взрослых с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры);

- народные игры (созданные народом).

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. Сюжетно – ролевая игра – является как бы первой пробой социальных сил и первое их испытание. Это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Нами разработана модель развития сюжетно-ролевой игры по рекомендациям программы «Детство». В данной модели показано усложнение в развитии игровой деятельности, подходы к педагогическому сопровождению в соответствии с возрастом детей.

Одним из приемов педагогического сопровождения, направленных на ознакомление детей с основными компонентами игры, обогащению содержания детской игры является рассказ воспитателя, о том, как он играл в детстве.

Данная работа организуется в совместной деятельности. Воспитатель вместе с детьми садится в кружочек, приносит свои детские фотографии (хорошо если на них он вместе со своими друзьями). Рассказы воспитателя помогают познакомить детей с основными моментами организации совместной игры:

  1. договор на игру;
  2. распределение ролей;
  3. постановка игровых целей;
  4. создание игровой обстановки;
  5. непосредственная игра;
  6. концовка игры.

Для этого необходимо строить рассказ по плану:

  1. внимание детей фиксируется на то, что есть начало игры - дети договариваются играть вместе, решают, во что можно интересно поиграть;
  2. рассказывается, как распределяются роли. В первом рассказе, необходимо разъяснить пути, с помощью которых разрешаются конфликты, споры по поводу главных и других ролей; в последующих же рассказах воспитатель напоминает о некоторых хитростях, которые без ссор помогают договориться (например, принимать роль по очереди, отправиться в плавание на 2-х кораблях и т.д.);
  3. далее воспитатель рассказывает о том, как определить игровые цели, т.е. кто и что будет делать в игре, при этом обращает внимание детей на то, что игра получится лишь тогда, когда каждый играющий знает, чем он будет занят в общей игре;
  4. рассказывается детям, как создать игровую обстановку, т.е. построить крепости, дома, корабли и.т.д.;
  5. воспитатель рассказывает о непосредственном содержании игры, о том, какие приключения были придуманы и раскрывается содержание ролевого воздействия и диалогов;
  6. обязательно поговорить с детьми о том, как заканчивается игра (дружно убрали игрушки, договорились, когда еще будете играть).

Чтобы детям понравился этот прием и воспитатель смог добиться желаемого результата, следует помнить несколько советов:

  1. вспоминать о детстве, как о веселой и интересной поре жизни;
  2. рассказывать предельно искренне;
  3. строить свои рассказы по одному и тому же плану;
  4. не допускать длительного монолога, обращаться к детям во время рассказа с вопросами (например, «А у вас как было?», «А вы ссорились, когда распределяли роли?», «А ваш корабль натыкался на подводные рифы?» и т.д.);
  5. не перенасыщать свой рассказ множеством событий, достаточно 2-3 событий;
  6. подключать детей к проговариванию плана рассказа воспитателя;
  7. лучше всего проводить такие беседы в понедельник, потому что предоставляется возможность открыть им новые перспективы игры на неделю.

Одним из способов работы, направленных на создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события в играх, позволяющие в полной мере удовлетворять их интересы, мы используем тематические книжки «Библиотечку игр» со специально подобранными комплектами иллюстраций, отражающие разнообразные приключения и события. Начиная работать с данными книжками, мы отбираем иллюстрации на темы, в которые играют дети в соответствии с возрастом и отражающие социальную действительность исходя из непосредственного опыта детей (семья, водители, строители, магазин (супермаркет), салон красоты, кафе, туристическое агентство (путешествия), музей, поликлиника, больница, аптека, зоопарк, школа, журналистика и т.д.) Затем, для расширения   игровых интересов детей, мы пополняем нашу библиотечку книжками на новые темы. К оформлению данных книг привлекаем детей и родителей.

Как мы работаем по данным книгам?

  1. Работа не должна проходить в форме занятий. Желательно, чтобы разговоры по поводу этих тематических книжек проходили в форме занимательных бесед. Такие беседы, в зависимости от тематики книг, мы организуем иногда только с мальчиками и с девочками, а также индивидуальные и общегрупповые. Первый разговор по такой книжке мы организуем следующим образом: приглашаем детей подойти к книжной полке и сообщаем, что приготовили сюрприз, который лежит на полке, и предлагаем найти его. Дети рассматривают книги и находят среди них новую.
  2. Рассматривая с детьми иллюстрации в книге, воспитатель обращает внимание на то, что, к сожалению, книгу нельзя читать, так как в ней нет текста, и предлагает детям самим придумать истории к картинкам, которые им понравились.
  3. Для повышения интереса у детей к предстоящему делу мы говорим, что каждый рассказ или история будут записаны и подписаны фамилией и именем ребенка, который ее сочинил, а затем вставлен в данную книгу.
  4. Дети рассаживаются так, как удобно им, и придумывают рассказы по понравившейся иллюстрации.
  5. Затем рассказ ребенка воспитатель записывает под его диктовку. Если же рассказ получился сумбурным, путанным, воспитатель говорит о том, что не успел записать и договаривается, что ребенок продиктует его вечером. Таким образом, воспитатель получает возможность в индивидуальной работе упорядочить события в рассказе ребенка.

Если не получается сочинение истории, необходимо ребенку помочь наводящими вопросами:

-       Как ты думаешь, что происходит на картинке?

-       А почему произошло это событие?

-       Как же они будут действовать дальше?

-       А не появятся ли в твоем рассказе новые персонажи, которых не успел нарисовать художник? (Например, на картинке возле корабля тонущий мальчик, то в рассказе могут появиться акулы, дельфины, спасатели и др.)

Дети могут брать книжки домой, и записывать рассказ с родителями для того, чтобы в группе прочитать для всех детей.

На одну и ту же иллюстрацию дети могут составить несколько разных рассказов. Преимущества способа работы по придумыванию историй заключается в том, что, сочиняя историю, ребенок находится в сфере своих интересов, внутренне он соучаствует в событиях, им выбранных и, конечно, это, скорее всего, захочет отразить в играх.

Записанные в книжках, обработанные взрослым истории, случаи, приключения поднимают авторитет сверстников в глазах друг друга, как бы сближает их возможности, что чрезвычайно важно для установления взаимоотношений в группе. Работая с книжкой, воспитатель может подобрать картинки, которые вызовут у детей благородные чувства и намерения, стимулирует воображение и литературное творчество детей, способствует развитию активной речи.

Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует использование коллекционирования детьми предметов, необходимых для игры (коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлеж­ностей для игр «Школа» или «Школьный базар в гипермаркете», коллекция театральных билетов и программок для игры «Театр», открыток, предметов, игрушек для игры «Музей» и т. п.). Создание временных и постоянных кол­лекций требует определения места хранения, побуждает детей к рассматрива­нию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.

Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятель­ность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и т. п.). Совместная продуктив­ная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и де­тей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок (сценариев праздни­ков, конкурсов, проводимых в книжном магазине для маленьких читателей, и т. п.).       Совместное творчество воспитателя и детей создает условия для пе­рехода от «игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходят реализация замыслов и становление новых идей.

Этап подготовки к игре, по сути, является «игрой в подготовку к игре» и может быть более продолжительной по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых.

Таким образом, развитие сюжетно- ролевой игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка.   Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Используемая литература:

  1. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки. /Издательский год «Цветной мир».
  2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики. /Издательский год «Цветной мир».
  3. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии/ Детство-Пресс, 2015. и др.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607