Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Христианские ценности как фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности
30 минут 2499 604

Христианские ценности как фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности

Yakovleva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Яковлевой Ириной Станиславовной, учителем истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 » г. Инта Республики Коми. Сегодня Ирина Станиславовна познакомит вас с творческой работой по теме «Христианские ценности как фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности». Данный материал будет интересен педагогам СОШ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Станиславовны:

«Одна из важнейших проблем воспитания, над которой трудятся поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много, и одна из них - деидеологизация общества. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Средства массовой информации в течение двух десятков лет вели разрушительную антидуховную пропаганду, стали  причиной снижения критериев нравственности и даже угрозой психологическому здоровью человека».

Интересного чтения…


Христианские ценности как фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности

Испокон веков нашу страну называли Святой Русью, и в это название, прежде всего, вкладывался большой нравственный смысл. В нем подчёркивалась особая роль, которую Россия взяла на себя добровольно, как хранительница истинных христианских ценностей.

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой трудятся поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много, и одна из них - деидеологизация общества. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Средства массовой информации в течение двух десятков лет вели разрушительную антидуховную пропаганду, стали  причиной снижения критериев нравственности и даже угрозой психологическому здоровью человека.

Процесс глобализации затронул и сферу культуры.  Непритязательные видеоклипы, скроенные по одним и тем же лекалам боевики,  оказывают унифицирующее влияние, навязывают молодежи определенные модели поведения, стиль жизни, часто не соответствующий или даже противоречащий нравственным  ценностям.                                                                                   Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому рассматриваемая нами тема сегодня особенно актуальна.

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, полученных посредством традиционного образования. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь к ближнему, веру, сострадание.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовность – это высший уровень развития зрелой личности. На высшем уровне развития человека мотивами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.

В учебнике обществознание дано определение:
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать, разделять те или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.

Современная школа  формирует научное мировоззрение индивидов, помогает обучающимся рассмотреть  множество  подходов к познанию мира и человека, которые влияют на выбор как конкретной линии поведения в той или иной жизненной ситуации, так и на стратегию жизни в целом. Особое значение имеет для учащихся осмысление особенностей, форм и способов научного и вненаучного познания; соотношение и взаимосвязь чувственного и рационального познания, сознательного и бессознательного в человеке.

Русский писатель, философ Ф.М. Достоевский весь свой гений посвятил раскрытию тайны человека. Он так и писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Существование Бога и предназначение человека – основные идеи философской мысли автора. В относительно спокойном ХIХ веке, верящем в прогресс, науку и разум, но уже не верящем в Бога Ф. М. Достоевский  указывал на скрытую в человеке склонность к агрессии, на утрату им смысла жизни, на одиночество и трагизм человеческого существования. «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человека», — говорил писатель.

Понятие личности – первичное, базовое, ключевое понятие педагогики: в зависимости от того, какой смысл  вкладывается в это понятие, будет определяться цель и содержание образования и воспитания личности. Вопросы «чему учить?» и «как учить?» актуальны для любой школы во все времена. Но не они определяют идеологию и стратегию образования. В православной педагогике важным является вопрос «кого учить?». Именно то, как мы отвечаем на этот вопрос, определяется и содержание образования, и методы. Школа всегда определяла свои цели и средства в зависимости от понимания того, что есть личность человека.

Рассуждая об эволюции педагогических воззрений на «человека» в Европе теологи склонны расценивать падение нравственности в обществе, как следствие кризиса и саморазрушения европейского гуманизма. Наглядным примером, считают они, является глубочайший кризис в европейском просвещении, вызванный схоластикой (философское учение, сторонники которого пытались на основе знаний рационально обосновать существование Бога). Попыткой предотвратить крах становится Возрождение, предложившее обновить европейского человека гуманистическим духом Древней Эллады. Позже возникает этика и педагогика Ж.-Ж. Руссо, утверждавшего, что человека нужно возвратить природе и изгнать из него все надприродное, «сверхъестественное». Сенсуалист Дж. Локк  развивал идею, что все существо человека выводится из чувств и сводится к ним. Если отбросить все ненужное, то останутся чувства, которые и делают человека человеком. И. Кант  предложил новый взгляд на человека: человек, существо прежде всего рациональное, только разум делает человека человеком. Против такого понимания выступил А. Шопенгауэр, согласно учению которого человек не сводим ни к чувствам, ни к разуму, но есть прежде всего воля. Из волюнтаризма А. Шопенгауэра и эволюционизма Ч. Дарвина  логически вытекала следующая теория европейского гуманизма – ницшеанство. «Если обезьяна – переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку!» – спрашивает Ф. Ницше. И отвечает на этот вопрос утвердительно. Но что такое сверхчеловек? Это воля к могуществу, это инстинкт самосохранения. Для сверхчеловека нет ни добра, ни зла.

Главной ценностью нового времени, является гуманизм. Гуманизм, признающий человека мерою всех вещей, антропоцентричен по своей сущности и не совпадает с позицией теоцентризма.

Гуманистическому, антропоцентрическому подходу к понятию личности присущи следующие особенности.

  • С позиции филогенеза – личность понимается как совокупность качеств индивида, приобретаемых им на определенной ступени эволюции человеческого общества.
  • С позиции онтогенеза – личность изучается как совокупность свойств индивида, приобретаемых им на определенной ступени социализации, то есть в процессе интеграции личности в социальную систему – в общении, познании, совместной трудовой деятельности.
  • Цель образования личности – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Цель развития личности – ее самоактуализация, то есть способность индивида актуализировать в наибольшей степени свои индивидуальные способности. Само развитие при этом понимается как преобразование психики и поведения под воздействием социальной среды.
  • Свобода личности понимается в либеральном смысле – как такое состояние человека, которое никем, ничем и никогда не должно быть ограничено.

Сознание нового времени, отвергло религиозное мировоззрение. А.Ф. Лосев (богослов) характеризует гуманизм как «свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм».

Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, разумность, творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь.

А для  христианина развитие личности означает приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире.

Становление и развитие личности человека происходит, с христианской точки зрения, не в самореализации, саморазвитии, самоутверждении человека, то есть не в исключении другого, не в противопоставлении себя тому, что не есть «я», а, наоборот, в отказе обладать природой для себя: личность существует всегда в направлении к другому, к своему ближнему – к тому, кто в тебе нуждается.

Ф.М.Достоевский, будучи глубоко верующим человеком, тоже указывал на кризис и саморазрушение европейского гуманизма — ситуацию, когда человек, отринувший Бога и обожествивший самого себя, приходит вместо христианского Богочеловечества к идее Человекобожества (у Ницше это сверхчеловек).

1) Один из героев Достоевского — Кириллов в романе «Бесы» так выражает эту идею: «Будет новый человек счастливый и гордый... Кто победит боль и страх, тот сам Бог будет... Мир закончит тот, кому имя «человекобог».

« Стать Богом, стать своевольным значит, победить страх, прежде всего страх смерти, воплотить свою безграничную свободу». И Кириллов, бросая вызов небесам, желает победить страх и утвердить свою божественность посредством добровольного и беспричинного самоубийства.

2) Другой герой Достоевского, Иван Карамазов, не может принять мира с его злом и несправедливостями и, движимый состраданием к человеку, отрицает Творца мира, возвращает ему свой «билет в рай».

3) Наконец, третий вариант гуманизма, дошедшего до своих пределов, отрицающего Бога и переходящего в свою противоположность, демонстрирует Родион Раскольников, движимый одновременно и жаждой самоутверждения,  «комплексом Наполеона», и желающий облагодетельствовать и спасти людей при помощи убийства. Он позволяет себе делить людей на «обычных» — «материал» и на «избранных», стоящих вне обычных рамок и норм. Он совершает «убийство ради добра», «по системе». Ведь «если Бога нет, то все дозволено». Так, по убеждению Достоевского, человечность, оторванная от Бога, перерождается в бесчеловечность - в самоотрицание человека, а это есть признак глубокого недуга, поразившего человечество.

По словам Достоевского, человек, восставший против образа Божьего в себе, противопоставляющий себя другим людям, восстает тем самым и против своей собственной сущности. Не случайно, как только человек утрачивает твердые нравственные ориентиры, решается объявить себя Богом, начинает отрицать абсолютную ценность другого (любого!) человека и исходить из того, что злые средства оправданы ради доброй цели, он неизбежно приходит к саморазрушению и краху. Раскольников признается: «Не старушонку я убил, я себя убил».

Таким образом, принципиальное положение о центризме (богоцентризм, человекоцентризм), заложено в основу той или иной системы ценностей. Если личность свободно принимает позицию богоцентризма (теоцентризма), то она принимает и духовные ценности христианства. Если личность принимает позицию человекоцентризма (антропоцентризма), то она выходит на принятие гуманистических ценностей.

Некоторые положения библейских "ценностных ориентаций" включают в себя общечеловеческие ценности (жизнь, свобода, уважение чести и достоинства личности, истина, добро, патриотизм, красота как проявление лучших моральных качеств), а некоторые значительно превосходят их. Задают новую планку. Новый идеал.

Главная проблема для личностного самоопределения и роста – поиск идеала для подражания – выходит на проблему свободы выбора: человек свободен выбирать между добром и злом, но при этом человек должен осознавать, что, чем шире свобода, тем выше ответственность человека за свой выбор, за нравственную направленность своих социально значимых действий.

«Свобода это осознанная и познанная необходимость» так трактовали свободу многие философы – Б.Спиноза, Г.Гегель, Ф.Энгельс. То есть в философии свобода – это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Ф.М.Достоевский писал: «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или станет противодействовать обстоятельствам. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ему добро или уступить злу».        

Великий Инквизитор («Братья Карамазовы») хочет «облагодетельствовать» людей, лишив их свободы выбора, навязав им счастье «бездушных скотов или безликих младенцев».

«Жалея» людей, Инквизитор жертвует свободой человеческой воли: «будут тысячи миллионов счастливых младенцев...» — царство всеобщего рабства, царство обезличенного стада.

«Легенда о Великом Инквизиторе», в которой предельно остро ставится вопрос о возможности принудительного счастья, счастья помимо свободы, по праву считается вершиной творчества Достоевского. Свобода ведет к страданиям и ошибкам. Может быть, лучше и счастливее жить без нее? Принудительное материальное счастье в обмен на потерю свободы и личности такова дилемма, формулируемая Достоевским. Но возможно ли счастье людей  через рабство? Думаю, что каждый ответит отрицательно.

Признавая ценность свободы выбора, христианская церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы.

В человеческой истории выбор людей и обществ в пользу зла приводил к потере свободы и огромным человеческим жертвам. Достаточно вспомнить сталинский период в истории нашей страны, когда ради призрачной идеи построения коммунизма, борьбы с оппозиционерами, духовенством в местах лишения свободы незаконно оказывались сотни тысяч человек.

И сегодня человечество может стать на тот же путь, если такие безусловно порочные явления, как аборт, самоубийство, разврат, извращения, разрушение семьи, культ грубости и насилия, перестанут получать должную нравственную оценку и будут оправдываться с опорой на искаженное понимание свободы человека.

Говорить правду в наше время, например, осуждать гомосексуализм – это иногда нарушение закона, потому что это нарушение прав человека. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах, Бельгии. В 2002 г. Германия легализовала гражданские союзы для однополых партнеров, предоставив им те же права, что и обычным семьям, кроме права усыновлять или удочерять детей.

Таким образом, в современной Европе, которая считается «колыбелью прав человека» сегодня защищены законом права людей нетрадиционной сексуальной ориентации, что разрушает институт семьи, который цементирует, укрепляет любое общество. Именно церковь активно этому противостоит и привлекает внимание общественности, к тому, что недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие как евангельскую, так и естественную мораль. Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков - например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека.

По законам многих стран наказуемы действия, причиняющие вред другому человеку. Однако опыт жизни показывает, что и вред, наносимый человеком самому себе (алкоголизм, наркомания),  распространяется  и на окружающих. На тех, кто связан с ним узами родства, дружбы, соседства, совместной деятельности, гражданства. Человек несет ответственность за все поступки, поскольку его выбор в пользу зла пагубно влияет на ближних и общество в целом.

Христианские ценности неизменно должны лежать в основе воспитания духовно-нравственного развития и становления личности.

Если ценностные ориентации не станут абсолютными, если конкретное общество или этнос, или даже индивид  станут почитать собственные ценности, к чему придет человечество? Примеров история нам дает множество.
Гитлеровская Германия создала свои ценности (в виде идеи чистой арийской расы), развязала тяжелейшую и самую кровопролитную войну, которая унесла миллионы человеческих жизней.

В СССР,  провозглашенная большевиками диктатура пролетариата привела к развязыванию гражданской войны, эмиграции русской интеллигенции, нарушению прав граждан, которых лишали собственности в условиях проводимой национализации.

Таким образом, воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности возможно только на основе христианских ценностей, которые ориентированы на признание значимости личности, ее неповторимости и уникальности; на признание ценности семьи и семейной жизни, как для раскрытия личностного потенциала, так и для стабилизации общества и развития демографических процессов.

Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

Главные ценности России – люди, их жизнь, культура, семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Вечная ценность - патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради своей Родины. И Родину, и ценности мы получаем  в дар от предшествующих поколений.

В трудные времена и переломные моменты истории страны христианская церковь всегда была с обществом. Христианская церковь  не только призывала верующих и весь народ к защите Отечества, но и демонстрировала это своим личным примером.

Это доказывают многочисленные факты  из истории.

В период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.

Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Дмитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1602-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В 1921  в стране разразился голод (вызванный засухой и грабительскими нормами продразверсток). Он поразил около 20% населения (по разным оценкам от 10 до 22 млн.человек) и привел к гибели 5 млн. человек. Патриарх Тихон обратился с воззванием «К народам мира и православному человеку», в котором призвал помочь обреченным на голодную смерть людям. Был создан Всероссийский комитет церковной помощи голодающим.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества - она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1998 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Патриотизм, любовь к родине, готовность пожертвовать ради неё всем, и своим имуществом, и жизнью, не вписываются в то «товарно-денежное» мировоззрение, которое насаждается сегодня: ведь патриотизм не несет человеку никакой материальной выгоды, он относится к чисто духовным ценностям. А духовные ценности невозможно «спустить» директивным образом: они формируются в человеческой душе с самого рождения, с самых первых контактов с окружающим его миром. И главным источником, откуда человек усваивал эти ценности, всегда была полноценная  семья.

Председатель Комитета Госдумы России по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина говорила:  «Мир и христианская цивилизация находятся сегодня на изломе, перед выбором: будем ли мы жить согласно христианским ценностям – ценностям естественной семьи, либо мы выберем совершенно иной путь. Перед Россией сейчас не стоит такого выбора. Я очень рада, что живу в той стране, которая, несмотря на социальные эксперименты прошлого века, несмотря на войны, несмотря на достаточно длительный период воинствующего атеизма, осталась верной ценностям традиционной семьи. 95% россиян за традиционную семью».

Семья – это не просто ячейка общества, как говорили раньше. Семья – это одна из основ всего мироздания, всего миропорядка. Созданием первой семейной пары, прародителей наших Адама и Евы, Господь завершил творение мира, когда ещё никакого общества не было. И почтил супружество этой пары, поставив Адама и Еву выше ангелов. Тем самым Творцом Вселенной была показана святость брачного союза, вселенское величие супружеской жизни.

Удручает тот факт, что развод сегодня в России стал обычным делом. За последние сорок лет количество браков сократилось вдвое, а число разводов выросло почти в три раза! И это – всего лишь один из показателей того, насколько брак, супружество потеряли свою святость, насколько они стали восприниматься просто как «легальное сожительство». Уже не только Церковь, но и государство забило тревогу: ведь главным ресурсом государства являются не финансовые сбережения и не полезные ископаемые; главный ресурс государства – это люди, его граждане. Их из банка не возьмешь и из-под земли не добудешь: не будет народа – не будет и государства. А единственным источником сохранения и приращения народа является семья. «Ещё святитель Иоанн Златоуст предупреждал: Если разрушатся семьи, падут города и низвергнутся государства» (выступление митрополита Омского и Таврического Владимира на круглом столе «Межрелигиозная дискуссия о семье» в рамках Международного форума «Многодетная семья и будущее человечества» сентябрь 2014 г.).

На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и преемственности этих ценностей от родителей  - детям.

В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены:

1) ценности супружества (любовь, верность);

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей

5) ценности, связанные с саморазвитием

6) ценности профессиональной занятости

Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из исследований на эту тему провели несколько лет назад британские социологи. Они опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет.

84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей пожелали в перспективе оставаться женой или мужем одного человека на протяжении всей жизни.

Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых шести позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценностях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важности отдельных качеств личности более ценными для молодых людей представляются: независимость, решительность, настойчивость, а для их родителей более значимыми являлись бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.

Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России совершенно нетипичную для любого общества ситуацию: разрыв в понимании традиционных нравственных ценностей и взаимоотношений между поколениями. Причина этого в  глобальных социально-экономических и политических  изменениях.

Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.
Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

И Родину и ценности мы получаем в дар от предшествующихпоколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному. Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром. Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших поколений.

Духовные ценности сближают нации и народы. Российская Федерация – многонациональное, много конфессиональное государство.
Патриарх Кирилл подчеркнул: «Русский мир - это особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами - и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную».
Патриарх  указал на то, что в центре этой цивилизации - евангельские ценности или, для тех, кто Евангелие не принимает, относясь к иным религиям, ценности их собственной религии, «которые во многом в нравственном плане пересекаются с евангельским посланием».
«Это….. является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности. Но нужно понимать, что без этих ценностей не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ, а все будет переплавлено в некоем котле цивилизаций», - полагает Патриарх Кирилл.
Сохранение Русского мира нужно «не для того, чтобы воссоздавать какие-то политические конструкции, строить новые империи, создавать военные блоки», а для того, чтобы «хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков».

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608