Дорогие друзья, мы рады представить вам Крупскую Наталью Евгеньевну, воспитателя МОУ начальная школа № 2 г. Волгограда. Сегодня Наталья Евгеньевна в своей статье познакомит вас с Программой проектной деятельности на тему: «В стране здоровья». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Евгеньевны:
«Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности».
Познавательного чтения…
Программа проектной деятельности на тему: «В стране здоровья»
Посмотреть статью в полной версии
Условия реализации проекта
- Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- Реализация различных форм систематической работы с родителями;
- Развивающая среда ДОУ:
- Физкультурный зал;
- Музыкальный зал;
- Физкультурные центры в групповой комнате;
- Спортивная площадка (на участке детского сада);
- Медицинский кабинет;
- Методический кабинет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной –образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурной – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
- Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка. Создание положительной мотивации к выполнению основных режимных моментов, принятие и осознание их детьми; формирование и совершенствование основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
ЗАДАЧИ:
1. Прививать любовь к физическим упражнениям
2. Познакомить детей с правилами гигиены.
3. Познакомить детей с полезными продуктами
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что это период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух».
ОБЪЕКТ: Физическое воспитание детей старшей группы.
ПРЕДМЕТ: Уровень физической подготовленности детей и показатели здоровья детей старшей группы.
ГИПОТЕЗА: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровье сберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Доступность.
- Учет возрастных особенностей детей;
- Адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- Постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Формирование представлений о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
- Формирование представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА. Условия, способствующие укреплению здоровья детей, содействовать их разностороннему развитию. Плакаты: "Чистота всего полезней"; "Спорт, движение - всех целей достижение"; "Каждому занятию свое время"; "Здоровое питание - основа процветания"
Иллюстрации на тему "Спорт". Нестандартное физкультурное оборудование. Спортивный уголок в группе. Настольные игры, дидактические игры. Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр. Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, А. Барто и других писателей
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей.
Ожидаемый результат: педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг.
II ЭТАП (ОСНОВНОЙ)
На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети распределяются в рабочие группы и распределяют роли.
Основные направления работы с детьми:
1. Комплексная диагностика культуры здоровья детей;
2. Разработать и внедрить физкультурно-оздоровительную работу и образовательную деятельность:
- занятия по физической культуре (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные, спортивные праздники);
- система закаливающих процедур (закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», прогулки, соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, физкультминутки);
- оздоровительные технологии (точечный массаж, пальчиковая, гимнастики пробуждения дыхательная гимнастики);
3. Консультативно-информационная работа (индивидуальные устные консультации, папки-передвижки, уголок здоровья);
4. Цикл бесед о здоровье, человеке и его поступках, привычках, правильном питании.
5. Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы)
Модель реализации проекта:
- подборка дидактических игр; художественных произведений; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок.
- цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;
- цикл консультаций для педагогов и родителей;
практические игры;
- групповой конкурс рисунков «Если хочешь быть здоровым...»;
- сочинение сказки «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили»;
- подборка занятий, бесед, досугов, развлечений;
- спортивный праздник «Бегом к здоровью»;
- «рассуждалки» «Что такое здоровый образ жизни?»
Ожидаемые результаты:
Внедрение здоровье сберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.
III ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
Содержание III этапа
- Освоение педагогами здоровье сберегающих технологий;
- НОД с детьми с введением здоровье сберегающих технологий;
- Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация);
- Организация работы с родителями и социумом.
Ожидаемый результат.
Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой. Выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме. Систематизация собранного материала по теме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Здоровье сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия – Крылова Н.И. Волгоград: Учитель 2009г.
- Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
- Интернет ресурсы.
- Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.
- Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010г.
- «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.
- Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
- «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009г.
- Формирования здорового образа жизни у дошкольников: планирование, системы работы Карепова Т.Г.– Волгоград. Учитель, Учитель011г.
- Физкультурная минутка динамические упр-я для д. – Каралашивили Е.А. М.:ТЦ «Сфера» , 2001 г