Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности уроков литературного чтения
13 минут 3319 819

Особенности уроков литературного чтения

Marenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Маренко Елену Викторовну, педагога МБОУ «Егорлыкская СОШ № 1» ст. Егорлыкская Ростовской области. Сегодня Елена Викторовна в своей статье расскажет об особенностях уроков литературного чтения. Данный материал будет интересен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Елены Викторовны:

«Целью любого предмета, в том числе литературного чтения является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения эмоциональной сферы, творческих способностей. Современное образование постепенно становится воплощением гуманистической философии, психологии и педагогики. Личностно-ориентированные технологии 21 века предусматривают педагогическое сотрудничество педагога с учеником, которое создает условия для самоактуализации личности, как ребенка, так и учителя».

Полезного чтения…


Особенности уроков литературного чтения.

Целью любого предмета, в том числе литературного чтения является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения эмоциональной сферы, творческих способностей. Современное образование постепенно становится воплощением гуманистической философии, психологии и педагогики. Личностно-ориентированные технологии 21 века предусматривают педагогическое сотрудничество педагога с учеником, которое создает условия для самоактуализации личности, как ребенка, так и учителя.

Важнейшей задачей в литературном образовании младшего школьника является духовно-нравственное воспитание, развитие моральных качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и самое главное: развитие читательского интереса учеников. Активизировать процесс литературного развития детей, постоянно поднимать познавательную и воспитательную роль книги – это важнейшая задача, ставшая перед учителем, библиотекарями и другими педагогами. В своё время Д. Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать» (4, с. 158). И, конечно, чтобы воспитать любовь к книге и к чтению, необходимо самим взрослым хорошо знать и любить детскую литературу. Равнодушный учитель, не знающий её и не умеющий предложить ребенку нужную, ценную именно для него книгу, заинтересовать его чтением, может принести не пользу, а вред. Необходима большая педагогическая и эстетическая культура, чтобы совершенствовать литературное образование детей. Ведь литературное образование на начальном этапе преследует одну основную цель – помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы.

Особое внимание следует уделить формированию навыка чтения, при этом необходимо учитывать его характеристики: правильность, осознанность, выразительность. Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К.Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из важнейших задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной работе с книгой. Он выдвигал два требования при чтении художественных произведений: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали (9). В трудах М.А. Рыбниковой ученик предстает как активное действующее лицо, как «фактор методики». Разработанная ею методическая система основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению М.А. Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся (19). Литературное развитие юного читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен:

  1. воспринимать текст;
  2. понимать читаемое на уроке не только как фактов, но и смысла;
  3. воссоздавать в своем воображении прочитанное;
  4. воспроизводить текст, то есть уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески.

Эти четыре компонента очень важны для осуществления правильной читательской деятельности. В то же время литературное развитие – процесс возрастной, то есть независимо от того, как протекает обучение, за счет жизненного опыта, расширения кругозора, наполнения читательских впечатлений меняется восприятие художественного произведения и читатель в 7 лет и в 17 по-разному воспринимает одну и ту же книгу, по-разному выражает свои впечатления. И все же литературное развитие – это учебный процесс, то есть характер обучения младшего школьника обязательно сказывается на ходе литературного развития. Как показали многочисленные исследования трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, разгадывать образы, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную работу, активную деятельность. Ф.М. Достоевский утверждал, что ребенок с самого юного возраста может не только «читать» то есть использовать текст в виде некого отвлеченного от содержания образа, но и саморазвиваться, воспитываться на целом ряде произведений, которые нынче зачастую даже не входят в программу начальной школы. Роль учителя в этом случае включить ученика в активную самостоятельную деятельность, обучить ребенка приемам работы с книгой, заинтересовать его, сформировать у юного читателя навыки самоконтроля.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как осуществляется процесс работы с текстом: целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, зависит то, каким станет читатель.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению является формирование у учеников правильной читательской деятельности. По словам Н.Н. Светловской, правильная читательская деятельность – это «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)» (25, с. 108). Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, рассматривают иллюстрации и делают предположения о содержании текста.

Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.

На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют творческие задания: иллюстрирование, словесное рисование, придумывание предложения, инсценирование.

Такой «трехступенчатый процесс» работы над произведением позволяет построить урок чтения таким образом, чтобы выявление знаний, обучение сливались в единый процесс, а изучение нового строилось на уже известном знании, опиралось на жизненный опыт маленького читателя.

Литературное словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребенка, оно нужно для развертывания сил маленького автора. Учитель начальной школы нередко испытает затруднения при попытках развить воображение, речь детей. Словесное рисование помогает ученику выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного. Оно помогает развить эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулятором является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, и его склонностям, разностороннему развитию.

Таким образом, можно сделать вывод что, младшему школьнику присуще наивно-реалистическое восприятие. Дети 6-8 лет воспринимают лишь событийную, сюжетную сторону произведения, не улавливая глубины смысла, ради которого создавалась литературное творение. Воздействие литературы на таких читателей примитивно в силу несовершенства их восприятия. Задача учителя - помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения, воплощенный автором при помощи образных средств художественной литературы. Любимый, как детьми, так и взрослыми, детский писатель С.Я. Маршак сказал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели» (4, с. 156).

Литературное развитие младших школьников занимает особое положение в курсе литературного образования. Работа над отношением к чтению как к творческому процессу общения с автором, а к литературе как искусству слова начинается уже с 1-го класса. Работа над литературным образованием учеников усиливается от класса к классу. Приоритетными для современного образования становятся задачи формирования культуры художественного восприятия, интереса к чтению, воспитания художественного вкуса. Важно, чтобы дети не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали тот путь, который привел их к цели, пока они учились быть читателями.

Урок литературы имеет непростую эстетико-психологическую природу. Как установлено современной наукой, эстетический элемент присущ содержанию любой человеческой деятельности (в том числе любому виду педагогического труда), осваивающей мир не только с точки зрения материальной необходимости, но и в подлинно духовном смысле, “ПО законам красоты”. Наряду с этим есть все причины видеть в различных типах деятельности, связанных с искусством как наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности, особые качествообразующие признаки. Искусство, отражая действительность, создавая ее художественно-образные модели, как раз и отличаются той особенностью, что концентрирует, “сгущает” духовно-ценностное отношение человека к реальному миру, как бы делает это отношение “более” эстетическим, наполняет его художественным смыслом.

Урок литературы (и в этом его социально- эстетическая ценность) пробуждает у ребят тягу к красоте, к прекрасному, к совершенным художественным созданиям. Но тут же возникает вопрос: как оценить это во многом таинственное действие, происходящее в душах учеников, как его формализовать, измерить? Какие критерии следует принять за абсолютные и безусловные? Формируя эстетическую направленность ребенка, необходимо опираться на объективные законы развития человеческой психики в целом, а это требует учета специфических условий протекания педагогического акта. Урок литературы особенно явно высвечивает и выявляет всякую человеческую фальшь, неэтичность, неискренность педагога. Здесь он как на ладони, и никуда не деться, не спрятаться за многоречивыми и декларативными рассуждениями о высоких понятиях. Эстетическая природа урока литературы подвергает духовность учителя такой максимальной проверке, сквозь которую едва ли может просочиться лукавство или моральная недобросовестность. Но это, как говориться, вещи элементарные. Вопрос об эстетическом содержании преподавания литературы куда более глубок.

Итак, можно сформулировать первый вывод: важнейшим требованием, предъявляемым к уроку литературы, является учет особой эстетической природы процесса передачи литературных знаний.

Искусство нередко рассматривается как идеальная модель человеческой эвристической деятельности вообще. Формируемый художественным мышлением творческий подход к окружающей действительности может быть использован при продуктивном решении педагогических проблем независимо от того, в процессе обучения каким предметам они возникают. Но если для других школьных дисциплин использование художественных “алгоритмов” выступает как возможное или желательное средство, то литературно преподавательская деятельность главным образом и определяется именно творческой логикой искусства, которая обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эстетических эмоционально образных механизмов.

Учителю нужно найти и создать такие условия взаимодействия с учащимися, которые психологически мотивировали бы у них потребность в устном ответе, как если бы, скажем, речь шла не об уроке, а о свободном общении между одноклассниками.

Дело не только и не столько в придании всему процессу обучения литературе психологического комфорта, снятии скованности и излишнего эмоционального напряжения. Гораздо более специфичным для урока литературы является то, что в результате эффективного решения художественно-педагогических задач осуществляется перевод учащихся и самого учителя из обычного состояния в “поле” эстетического переживания. Только в этом случае литература способна реализовать воспитательную функцию.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2267 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607