Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Чтение как личностный феномен
15 минут 3299 1052

Чтение как личностный феномен

Kuricheva foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Куричевой Людмилой Владимировной, педагогом МБОУ «Егорлыкская СОШ № 1» ст. Егорлыкская Ростовской области. Сегодня Людмила Владимировна предлагает вашему вниманию статью на тему «Чтение как личностный феномен». Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям

Краткий комментарий к статье от Людмилы Владимировны:

«Чтение – это необычный феномен, созданный человечеством. Чтение и книга всегда будут актуальны, ибо они отражают опыт человека, его интеллект, чувства, творческий процесс, духовное состояние и в то же время углубляют, обогащают и развивают этот опыт, дают возможность человеку испытать эстетическое наслаждение в процессе чтения - сотворчества, чтения-сопереживания с автором словесного творения, подтвердить или опровергнуть свои мысли, совершить для себя открытие самого себя и окружающего мира».

Интересного чтения…


Чтение как личностный феномен

Чтение – многоаспектная и многофункциональная деятельность – изучается с позиций социокультурных, психологических, психолингвистических, педагогических и литературоведческих.

Чтение – это необычный феномен, созданный человечеством. Чтение и книга всегда будут актуальны, ибо они отражают опыт человека, его интеллект, чувства, творческий процесс, духовное состояние и в то же время углубляют, обогащают и развивают этот опыт, дают возможность человеку испытать эстетическое наслаждение в процессе чтения –сотворчества, чтения-сопереживания с автором словесного творения, подтвердить или опровергнуть свои мысли, совершить для себя открытие самого себя и окружающего мира.

Издавна подчеркивались две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная. Книгопечатание дало возможность из поколения в поколение передавать достижения человеческой мысли, сохранять их, переносить знания из одной страны в другую, воздействовать на умы и души самых разных социальных слоев. Книга стала самым надежным и непреходящим хранилищем достижений человеческой цивилизации. Литература как особый вид искусства пользовалась словом – всеобщей формой человеческого сознания и общения. Это делало ее познавательно-коммуникативные возможности безграничными. Таким образом, в «дотелевизионную» эпоху на первый план выдвигалась образовательная функция книги. В то же время становление личностных качеств индивида происходило в основном под влиянием окружающей среды, культурных традиций, сложившихся в обществе.

Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники прошлого приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика, ведущая свое начало от педагогов конца 19, начала 20 века: Х.Д.Алчевской, Н.А.Рубакина, А.П.Нечаева, Ц.П.Балталона и др. Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого поколения.

В традиции русской методики всегда было стремление сочетать в работе два аспекта чтения: познавательный и воспитательный. Так, главной заботой методистов 19в. стало не просто умелое проведение уроков чтения и достижение успехов детьми в чтении на уроках, а воспитание у учеников любви к книге, желания читать во внеурочное время. Сам термин внеклассное чтение появился как отражение широких взглядов на цели обучения чтению. В последней четверти 19в. внеклассное чтение как особый аспект обучения присутствует в методике родного языка. Однако в методических системах той поры это направление существовало как дополнительное к классному чтению и прежде всего имело своей целью побуждение к чтению вне урока.

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале 20 в. в работах Н.А.Рубакина, писавшего о необходимости приспособления списков рекомендуемых книг к личностям читателей. В начале 20 в. популярными были социологические опросы, выявлявшие   общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения», подготовленный под руководством Н.А.Рыбникова.

Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-е-70-е годы работах психологов и методистов Л.В.Благонадежиной, О.И.Никифоровой, Н.Д.Молдавской, Л.Г.Жабицкой, О.Ю.Богдановой и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников.

Снижение статуса детской литературы, превращение ее из искусства слова в набор приемов для воспитания и развитие ребенка обесценили и художественный текст, и книгу в глазах маленького слушателя, не способствовали развитию интереса к процессу чтения и постижению смысла читаемого.

В последние десятилетия XX в. Детская литература коренным образом изменилась. В ней появилось много новых авторских имен, возвратилось то, что по какой-то причине долгое время не читалось, многие произведения прошли проверку временем. Иной стала тематика, расширилась жанровая система. Активно развивается книгоиздание для детей, разрабатываются новые типы детских книг и текстов.

Другим стал ребенок, изменилось его восприятие книги. Мир современного ребенка определяется аудиовизуальной культурой. Другими стали и взрослые, которые находятся с младшим школьником. Формирование талантливого читателя сегодня не является приоритетом для взрослых.

Кризис чтения, низкий уровень литературного образования взрослых, с одной стороны, значение чтения в интеллектуальном и нравственном развитии человека, изменившееся содержание чтения, с другой, делают методику приобщения ребенка к чтению общественно необходимой.

Развитие ребенка как читателя существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что не должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. Постоянно шли споры о том, что считать детским произведением, каким критериям оно должно соответствовать.

В Росси вопросы становления читателя были подняты в XYIIIв. (И.Посошков, Н.Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В.Белинского, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, Л.Толстого, К.Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку, так как становление ребенка как читателя осуществляется с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком художественного произведения.

Процесс становления младшего школьника как читателя должен базироваться на психологических принципах, которые предполагают учет возрастных особенностей; учет особенностей восприятия художественного текста; учет педагогических принципов предполагает доступность, наглядность, занимательность, динамичность, воспитательную ценность произведений. Учет литературоведческих принципов диктует необходимость включения в программы всех видов литературы. Включение в учебный процесс произведений мирового фольклора и литературы с учетом как истории детской литературы, так и ее современного состояния, тематическое многообразие произведений реализует историко-литературный принцип.

Как отмечают ученые, на современном этапе в основе литературного образования в начальной школе должны быть два ведущих принципа: художественно-эстетический и литературоведческий.

Художественно-эстетический принцип должен определять принципы отбора произведений для чтения, вводить школьника в художественные тексты, которые раскрывают перед нами богатства окружающего мира и человеческих отношений. Подобные тексты рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное, ценить его, формируют собственное отношение к окружающей действительности.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного произведения. На первый план выдвигается художественный образ как язык искусства и литературы в частности. Этот принцип охватывает все области литературного творчества и жанры.

В связи с этим появляются новые альтернативные программы по литературному чтению. Как показывает методическая наука, знакомство с художественным произведением всегда занимало на уроке ценное место, но в разное время рассматривалось с различных точек зрения. Как и всякое искусство литература полифункциональна. Познание жизни, эстетическое освоение мира средствами художественной литературы прочно связано с ее воспитательной функцией, с решением мировоззренческих и нравственных вопросов, предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической сферы читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны иметь место на уроках литературного чтения.

На сегодняшний день меняется отношение к литературоведческим   понятиям в процессе литературного образования. Они становятся лишь средством на пути достижения основной цели. К.Д.Ушинский отмечал, что юного читателя «прежде всего увлекает сама мысль, содержание, явление, факт, а не форма выражения мысли. Нельзя придумать более старческое занятие, как забота об отделке форм. Это роскошь. Желание приходит уже тогда, когда содержания в уме много, когда новое перестает нас сильно занимать. А для ребенка весь мир еще нов и занимателен».

Чтобы вести продуктивную работу с художественным произведением и знать, когда деятельность ребенка-читателя, организуемая учителем, могла бы перейти в разряд самостоятельной, необходимо обратить внимание на сам процесс чтения и особенности его организации в начальной школе.

Прием информации через чтение требует от чтеца немалой психической активности. На этот факт обращали внимание многие выдающиеся писатели. «Словесная ткань, слова, сочетание слов должны быть расшифрованы читателем. Должны слова превратиться в духовную жизнь, иначе они навсегда останутся черными значками на бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов». Поэтому процесс обучения чтению – всегда процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного.

Немаловажную роль в этом процессе играет развитие навыка чтения. Чтобы произведение дошло до сознания ребенка, необходимо научить ребенка отличать текст художественный от текста нехудожественного. Психолог О.И.Никифорова отмечает, что учащиеся начальной школы, да и не только они, не в состоянии отличить ботаническое описание леса, цветов от художественного. Для этого нужно понимать язык художественных произведений. Но вдумчивый читатель, естественно, откроет для себя в художественном произведении неизмеримо больше, чем неопытный, проходящий мимо множества мыслей, которые возникают у опытного чтеца.

Восприятию художественного произведения необходимо учить, постепенно открывая тайны словесно-художественного произведения. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, производит глубокие изменения в психике ребенка. Художественное произведение, воздействуя на воображение учащихся, вызывает у них сопереживание, активизирует эмоции. По словам М.А.Рыбниковой, при работе с произведением в первую очередь учитывается момент переживаний, во вторую – анализ. Это, конечно, не означает и не отрицает значения интеллектуальной деятельности учащихся. Однако увлечение анализом, преждевременное насыщение уроков литературоведческими терминами будут напрасны и бессмысленны, если у учащихся не воспитывается готовность, способность к сопереживанию.

Самым существенным фактором восприятия служит фактор эмоциональности, способности человека к переживаниям. Как отмечала О.И.Никифорова, способность непосредственного образного и эмоционального восприятия художественных произведений не является элементарной и врожденной. Необходимо учить детей этому, а также операциям воображения, способствующим непосредственному и полноценному воссозданию образов литературных произведений.

Умение читателя проникнуться переживаниями персонажей представляет собой большую ценность в процессе восприятия. Вот почему чтение должно быть подготовленным. Психологи наметили основные этапы восприятия художественных произведений: подготовка к восприятию; эмоциональное первичное восприятие; осмысление прочитанного его эмоциональная оценка, выражение своего отношения.

Однако настоящее переживание и более глубокое понимание художественного произведения возможно только при перечитывании. Перечитывание текста – это своеобразный узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыков чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.

Ребенку предстоит проделать немалую духовную работу, прежде чем произойдет полноценное восприятие произведения. Ему нужно пройти по всем слоям художественной структуры, через сюжет, фабулу, понять образный строй произведения и подняться к вершине его идейно-художественного смысла. Важно, чтобы читатель, шаг за шагом поднимаясь по ступенькам постижения искусства, постепенно проникал в художественно-образную ткань произведения, погружаясь в многомерный мир, созданный художником. Предметом осмысления ребенка становятся как содержание произведения, так и его форма. В художественном тексте все компоненты содержания и формы органически связаны, их следует не разделять на составляющие элементы, а наблюдать, как они функционируют в целом.

Необходимо приучить ребенка вчитываться, «вглядываться» в художественное слово, чтобы оно раскрыло ему свои тайны. В.С.Асмус говорил о том, что содержание художественного произведения не переходит из книги в голову читателя, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, по конечным результатам, определяемым умственной, духовной деятельностью читателя. Чтение художественной литературы – процесс творческий, и таким он должен быть в начальной школе для младшего школьника – начинающего читателя. Следовательно, на сегодняшний день   уроки литературного чтения должны решать следующие задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • помогать накапливать эстетический опыт слушания произведений художественной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • обеспечивать речевое развитие ребенка.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607