Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование навыков грамотного письма через использование кластеров и алгоритмов
8 минут 2333 561

Формирование навыков грамотного письма через использование кластеров и алгоритмов

Soloveva foto copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Соловьёву Людмилу Ивановну, учителя русского языка и литературы МБОУ «Ровеньская СОШ с УИОП» п. Ровеньки Белгородской области. Сегодня Людмила Ивановна делится с нами своим профессиональным опытом по формированию навыков грамотного письма через использование кластеров и алгоритмов. Данный материал будет интересен педагогам СОШ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Ивановны:

«Статья адресована учителям русского языка, поможет при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, ОГЭ».

Профессионального чтения…


Формирование навыков грамотного письма через  использование кластеров и алгоритмов

Посмотреть статью в полной версии.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Введение в практику сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, а также проведение экзамена в 9 классах в форме основного государственного экзамена, поставило непростые  задачи по подготовке обучающихся к новой форме итоговой аттестации. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного поколения. Уже первые шаги в этом направлении показали, что необходимо менять всю систему работы, так как грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать.

Имея практику работы по авторской технологии Ю.А.Поташкиной, я пришла к выводу, что наиболее эффективным методом, содействующим выработке осознанных орфографических навыков, является использование на уроках русского языка алгоритмов. Почему именно алгоритмы? Потому что они способствуют:

  • осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их легко запоминающимися;
  • прочному и наиболее быстрому усвоению знаний, отработке умений и навыков;
  • развитию интереса к предмету, желанию учиться самостоятельно, без принуждения.

Использование алгоритмов и кластеров на уроках русского языка способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, способности к овладению новыми формами работы с информацией, выработке устойчивого интереса к предмету, развитию логических умений, творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь, положительно сказывается на итоговых результатах обучения учащихся.

Что же такое алгоритм и кластер?

«Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надежным. Правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку, по этому же признаку составляются кластеры и алгоритмы, которые помогают до минимума сократить количество правил, подлежащих запоминанию, объединить разрозненные орфографические правила, установить связь между отдельными написаниями. В результате орфография перестает быть сводом разрозненных правил, ученики видят в ней систему, что облегчает им и понимание, и запоминание.

Работая с алгоритмом и кластером, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. При обработке правописных навыков алгоритмы и кластеры являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует не только активному, углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности учащихся в познавательной и практической деятельности, но и приобретению навыков компьютерной грамотности.

Работу по использованию кластеров и алгоритмов начинаю с 5 класса.

Работу над орфографическим правилом я строю по такой схеме:

1.создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания данной орфограммы

2.вывод учащихся, знакомство с выводом учебника

3.составление алгоритма или кластера

4.перевод теоретических знаний в умение пользоваться этими знаниями – составление алгоритма рассуждения

5.отработка образца рассуждения (т.е. алгоритма) на основе упражнений

На уроках обобщения и систематизации знаний, при подготовке детей к ГИА, ЕГЭ использую обобщающие алгоритмы, т.к. к этому моменту весь теоретический материал изучен, то некоторые схемы и алгоритмы можно представить в более обобщенном виде.

Приведу примеры использования алгоритмов при обобщении и систематизации материала.

Наиболее трудными в курсе 6 класса являются темы, связанные с изучением причастия как особой формы глагола. Первая трудность, с которой сталкиваются учащиеся - отличие прилагательного от причастия. В ходе работы с теоретическим материалом учебника делаем вывод об отличительных чертах причастия - оно обозначает признак в его отношении к действию, значит, что причастие можно заменить сочетание слова который+ глагол.

Следующая трудность, связанная с изучением причастия,- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. Изучая теоретический материал, делаем вывод, что выбор гласной в суффиксе действительных и страдательных причастий настоящего времени напрямую связан с гласными в личных окончаниях глаголов. К этому моменту ученикам известно спряжение глаголов и что у глаголов 1 спряжения в окончаниях пишутся гласные е/у(ю), а глаголов 2 спряжения в окончаниях пишутся гласные и/а(я).

Изучение темы «Причастный оборот» также сопровождаю составлением алгоритма. Проводим исследовательскую работу и делаем вывод об условиях обособления причастного оборота. А затем даю дополнительный материал, не представленный в учебнике, на который в последующем можно не обратить внимание - обособление причастного оборота, относящегося к личному местоимению, и делаем вывод, что такой причастный оборот обособляется всегда.

Основное преимущество обобщающих алгоритмов и кластеров состоит в том, что они помогают формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. Процесс анализа материала, регулируемый обобщенной схемой умственных действий и построение рассуждений на основе такой схемы, предупреждает возникновение обобщений неточных или ошибочных.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607