Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся
38 минут 3840 724

Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся

1 copy copy copy copy copy copy copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Сагачееву Эльвиру Рамазановну, учителя русского языка и литературы МКОУ АШИ с. Антипаюта Тюменской области. Сегодня Эльвира Рамазановна предлагает вашему вниманию статью «Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся». Данный материал будет полезен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Эльвиры Рамазановны:

«Цель педагогической деятельности можно сформулировать следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы посредством использования технологии интегрированного обучения».

Познавательного чтения…


 Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся

Посмотреть статью в полной версии

I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Наша российская школа – по преимуществу предметная; в ней царит классно-урочная система. Такое преподавание часто приводит к печальным последствиям: в умах школьников остаются «отрывки из обрывков»: немного из биологии, немного из физики, немного из химии. На уроках русского языка и литературы дети начисто забывают все естественнонаучные знания, а на уроках биологии пишут в тетрадках «оргонизм живет за щет другово оргонизма»; организмы-производители, оказывается, «производят кислорот и питатьельные вещества».

Интеграция (объединение, от лат. «восстановление, восполнение»), необходимая в современной школе, помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребенка целостной картины мира, творческого мышления.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала учащихся.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, единства земли и космоса, единства вселенной.

На протяжении нескольких лет по крупицам складывался определенный опыт моей работы в этом направлении. С годами, для меня стало престижным научить моих учеников рассматривать предмет с разных сторон. Такой подход к изучению развивает логику, эрудицию, творческое мышление, расширяет кругозор.

Вы обратили внимание, почему так мало стало в школе на уроках «почемучек»? А ведь ещё Марина Цветаева писала, что ученик отличается от школяра тем, что «школяр отвечает на вопросы учителя, а ученик их задает». И эту проблему тоже может решить интеграция. Пусть не только учитель литературы читает на уроках стихи, не только учитель химии использует химические обозначения, а законы философии историк, а мы все вместе, тогда и постигнут наши ученики красоту окружающего мира, ибо «сведения множества к единому – в этом первооснова красоты» (Пифагор).

Как один из ведущих предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с русским языком, историей, изобразительным искусством, музыкой… Установление органических взаимосвязей литературы с этими учебными предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.                                                                                                     

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения, интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать окружающую действительность во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, развитию творческого мышления. Обладая большой информационной емкостью, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира, а также новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие творческой личности, личностно-ориентированное воспитание и обучение с учетом склонностей и способностей школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Межпредметная интеграция отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, способствует выделению, как главных элементов содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами, предполагает не только согласованность программ, но и их взаимопроникновение.

Межпредметная интеграция – давняя педагогическая проблема, зазвучавшая по-новому в современных условиях.

Объясняется это рядом причин, в первую очередь теми социальными запросами, которые предъявляются сегодня к школе.

Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, я пришла к выводу, что литература вступает во взаимодействие с русским языком, историей, изобразительным искусством, музыкой и другими учебными предметами.

Поэтому я считаю, что интегрирование литературы с этими предметами не только обогащает и углубляет гуманитарные знания школьников, развивает творческие способности, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Если бы меня спросили, кому больше – учителям или ученикам необходима интеграция в преподавании, я бы затруднилась ответить. Перечитывая одно из любимых произведений Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь», я всегда с болью наталкиваюсь на строки, где главная героиня рассуждает об учителях: «Наши учителя едва ноги носят… Педагогика не престижна. В неё идут только неудачники».

Злые слова, но доля правды в них есть. Сегодня среди нас редко встречаются учителя-эрудиты, учителя-энциклопедисты. Порой самые простые вопросы ученика, выходящие за рамки нашего предмета, ставят в тупик.   Энциклопедическое образование в переводе с греческого языка означает «обучение по всему кругу знаний». Поэтому, чем шире круг моих знаний, тем больше возможности передать их ученикам. Козьма Прутков сказал: «Никто не обнимет необъятное». А все-таки хочется! Не этим ли желанием объять необъятное вызвано такое пристальное внимание к проблемам интеграции.

ТЕОРЕТИЧЕСКА БАЗА И НОВИЗНА ОПЫТА.

Известный профессор Гарвардского университета Уильям Джеймс писал: «Мы пребываем еще в полудремотном состоянии, используя только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов… Человек обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются».                                                                                                   

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.  Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов.  Он исходил из требования:  "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе".  Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).   Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". К. Д. Ушинский оказал огромное влияние и на методическую разработку теории межпредметных связей, которой занимались многие педагоги, особенно Т.Г. Авлова, Н.А. Белова, В. И.  Водовозов и др.      Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах русских дидактов И.Д.  Зверева, М.А., А.И. Горшкова, Т.С. Зепаловой, Н.М.  Скаткина и др. Со второй половины 80-х годов XX века интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение.  Теоретической базой опыта можно считать и научные работы педагогов – филологов этого периода Колокольцева Е.Н., Власенкова А.И., труды которых ориентированы на освоение обобщенных знаний, целостности мировосприятия, деятельности на основе межпредметной интеграции.

 В своей педагогической деятельности, как правило, использую четыре основных подхода:

◄объединяют содержание образования отдельных дисциплин в    интегративные курсы (русская словесность, мир сведение);                             

◄ решают все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме (интеграция по методу);                                                                                

◄ переводят образовательный процесс на компьютерную основу  (интеграция по технологии);                                                                                                              

◄ договариваются об общих для всех педагогов способах коммуникативного общения с учащимися на уроках (герменевтика).
Стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования.

Таким образом, цель педагогической деятельности можно сформулировать следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы посредством использования технологии интегрированного обучения.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

1.Провести входную диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся

2.Вызвать необходимость использования межпредметных связей в целях развития творческого мышления

3.Модернизация макроструктуры урока при использовании новых подходов к изучению литературы

4.Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся

5.Саморефлексия учителя.    

На моих уроках литературы место и время для применения навыков и знаний, полученных на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, может найтись всегда.      

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения, интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать окружающую действительность во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, развитию творческого мышления. Обладая большой информационной емкостью, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира, а также новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие творческой личности, личностно-ориентированное воспитание и обучение с учетом склонностей и способностей школьников.

Стремление к эффективности учебного процесса заставляет словесника преодолевать случайность в установлении межпредметных связей, предпочитая ей систематическое использование таких сведений и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно сказывается на литературном образовании школьников.

Мой педагогический опыт ставит перед собой задачу определить основные аспекты в привлечении сведений смежных учебных предметов на уроки литературы и наметить некоторые пути практического решения актуальной методической проблемы.

Определенная новизна работы состоит в систематическом внедрении в преподавание литературы межпредметной интеграции на всех этапах обучения:от первых уроков в 5 классе до итогового обзора и завершения курса средней школы, а также на всех этапах урока: от актуализации прежних знаний до формирования умений и навыков. Учитель ставит перед ребятами творческую задачу и в совместной работе с ним дети приходят с собственными рассуждениями, которые обнаруживают особенности креативного мышления.    

Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:

-изменившиеся ценности современного образования,

-активизация процесса обучения,

-ученик – главная фигура в классе,

-деятельность учителя ориентирована на развитие творческих способностей учащихся,

-максимальное включение опыта ребенка.

Считаю, что методика использования интегрированного обучения реализует следующие дидактические принципы:

■ целостность,

■ научность,

■ интеграция,

■ системность,

■ доступность,

■ продуктивность.                                                                                                        

Сущность опыта:учитель, организуя учебную деятельность учащихся, реализует проблему перехода от парадигмы знаний, когда учебная деятельность приобретает черты творческой деятельности и ученик, решая поставленные учителем задачи, активно ищет новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливая и оценивая результаты своей деятельности.
Продуктивность опыта в том, что на интегрированных уроках литературы школьники могут не только успешно овладеть системой знаний, практическими умениями, предусмотренными школьной программой, но и увидеть, осознать социальную значимость учебного материала и его место в целостной картине мира.

Трудоемкость опыта заключается: в вовлечении всех учащихся в совместную творческую работу, интегрированной проработке содержания учебного материала, выделении основополагающей идеи, обновлении педагогических воздействий. Для разработки интегрированного урока литературы требуется материально-техническая база и время.

Адресная направленность - опыт может быть использован каждым учителем-предметником при освоении межпредметной интеграции на уроках литературы, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы и материально-технической базы кабинета.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Уроки по ним ведет один учитель. Объектом изучения обеих дисциплин является словесность. А соответствующие им науки – литературоведение и языкознание – в течение столетий развивались в тесной связи друг с другом, объединяясь под общим названием «филология». Взаимодействие русского языка и литературы как учебных предметов определяет два основных направления в реализации их органических взаимосвязей. Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без чуткого понимания изобразительно-выразительных средств языка и их идейно-художественной функции в художественном произведении.

Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории. В стремлении к полноценному усвоению школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу по истории. В этом случае комментарий словесника должен быть кратким и наглядным и опираться на понимание учениками общего хода исторического процесса. Особенности межпредметных связей литературы и истории выявляются на уроках, посвященных изучению жизненного и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, разбору литературно-критических статей. Привлечение исторического материала в процессе работы над монографической темой позволит показать школьникам отличие художественного изображения действительности от научного, исторического изложения. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует и уроки изучения обзорных тем – уроки, которые дают учащимся непосредственное представление о закономерностях развития литературного процесса.

Хорошая традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства,которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова. Привлечение на уроки литературы портретов писателей, картин, иллюстраций, плакатов, обращение к знаниям учащихся, полученным на уроках-беседах по изобразительному искусству, поможет словеснику в решении специфических задач, когда искусствоведческий комментарий, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведет школьников к углубленному пониманию художественного своеобразия литературных произведений и существенных закономерностей развития литературы.

Ознакомление с программой по музыке даст возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновенно запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произведения и конкретизирует представления школьников о действующих лицах произведения.

Литература и русский язык.

Опора на межпредметную интеграцию уроков русского языка и литературы – одно из важнейших условий повышения уровня речевой культуры учащихся, развития их творческих способностей.

И хотя методика взаимообогащения этих двух предметов не получила еще должной разработки, опытные словесники и я, в том числе, ищут и находят новые, эффективные решения этой проблемы. Это – и повышенное внимание к совершенствованию стилистических знаний школьников, к изобразительно-выразительным средствам языка и их идейно- эстетической функции в художественном произведении, и обучение учащихся разным жанрам устных и письменных высказываний.

Исключительно богатый материал для реализации интеграции заключают в себе поэтические тексты. Их анализ с использованием лингвистических знаний раскрывает неисчерпаемые стилистические возможности русского языка. В ходе обсуждения стихотворений мне многое приходится брать на себя, обращать внимание учащихся на точность, яркость и выразительность речи, на условно-поэтическую фразеологию, отдельные синтаксические конструкции, ритмично-интонационные особенности и т.п.

Планируя использование интеграции, я выбрала для себя следующие направления:

- закрепление и дальнейшее совершенствование стилистических знаний и  умений учащихся на материале художественного текста;

- обучение различным жанрам устных и письменных высказываний;

- углубленное знакомство с выразительно-изобразительными средствами  русского языка и их идейно-художественными функциями в литературных произведениях.

Результатом такой работы является умение моими учениками составлять небольшую партитуру поэтического текста.

Используя межпредметные связи литературы и русского языка, я специально включаю в систему анализа произведений стилистические   упражнения, которые одновременно преследуют цель содействия речевому развитию школьника и углублению восприятия литературного материала. Например, на уроках в 11-м классе по изучению романа М. Горького «Мать» я предлагаю ученикам вопросы, цель которых – помочь использованию полученных на уроках русского языка и закрепленных на уроках литературы в средних классах теоретических знаний об особенностях публицистического стиля и самостоятельно осмыслить эти знания в процессе чтения сцены первомайской демонстрации:

1.Какой речевой стиль преобладает в выступлении Павла, Находки и Ниловны на первомайской демонстрации?

2.Докажите принадлежность выступлений героев на первомайской демонстрации к речам публицистического стиля.

3.Какова роль образных средств языка в выражении мысли ораторов? Проанализируйте образные средства в контексте выступления одного из персонажей.

4.Как отражаются индивидуальные особенности личности героев романа в их выступлениях, в выборе языковых средств?

5.Как эмоциональное состояние выступающего отражается в избранном им речевом стиле?

6.Проследите характер воздействия речей Павла, Ниловны и Находки на окружающих людей.

Планируя систему уроков по комплексному рассмотрению текста А.С.Пушкина «Евгений Онегин», представляющих собой интеграцию лингвистического и литературоведческого анализа, включаю программный материал по русскому языку (фонетика, лексикология, фразеология, словообразование, морфология и синтаксис), который в процессе анализа литературного произведения представляется в функциональном аспекте – как стилеобразующее средство. На материале текста романа рассматриваем на уроках следующие темы: «Понятие сложноподчиненного предложения», «Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем», «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, изъяснительным, образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки и следствия». Например, предлагаю учащимся следующие задания:

Задание 1. Проанализируем сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной частью.

Ей снится, (что?) будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена. («Евгений Онегин»).

Мы видим, что придаточная изъяснительная часть относится к одному слову в главной – сказуемому снится, распространяя и дополняя его: снится что? Будто бы она идет по снеговой поляне. Средством связи между главной и придаточной частью является союз будто. Запомните, что придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

 Задание 2. Выпишите из главы I все сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью (строфы VII, XVI, XVII, XXIV, XXVI, LIII, LIV) и проанализируйте их по схеме:

а) Какой частью речи является изъясняемое слово в главной части? Каково  значение этого слова?

б) Какими средствами связи соединены главная и придаточная части?

в) Где находится придаточная часть по отношению к главной?

г) Употребляются ли соотносительные слова?

Прокомментируйте устаревшие слова, формы слов, имена собственные.

Изучая повесть И. С. Тургенева «Ася» - одного из лучших поэтических созданий русской литературы, внимание ребят сосредотачиваю на психологической стороне отношений героев, на характерах Аси и рассказчика (чтение, комментирование, обсуждение). Попутно проводим наблюдения над сюжетом, внесюжетными элементами, авторской позицией.

И вдруг – задание: «Выпишите существительные, прилагательные, глаголы и наречия, посредством которых автор создает образ Аси. Слова какой части речи наиболее выразительно передают особенности ее характера? Прокомментируйте особенности речевого этикета русского дворянства».

Другой пример: разбираем рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Сначала школьники читают текст рассказа, затем обсуждаем высказывания Толстого о смысле жизни, беседуем о композиции и сюжете произведения. И опять ученикам предлагается понаблюдать за ролью однородных членов предложения в рассказе, за союзной и бессоюзной связью, провести эксперимент по преобразованию союзной связи в бессоюзную и наоборот.

На уроках развития речи очень часто провожу речевые разминки, используя отрывки их художественных произведений, что позволяет развивать устную и письменную монологическую речь, создавать собственные произведения–миниатюры.Интегрирование литературы и русского языка дает иногда необычные результаты.

Литература и история.

Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет межпредметную интеграцию литературы с курсом истории.

В стремлении к полноценному усвоению школьниками литературного материала мне порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу истории.

На уроках изучения биографии писателя я строго придерживаюсь исторических фактов, использую знания, полученные учащимися на уроках истории, и пополняю их. Изучая биографию писателя, я ставлю перед собой цель не только показать отношение человека к эпохе, но и через его жизнь лучше понять саму эпоху.

На своих уроках использую ряд приемов практического осуществления интеграции литературы с историей:

1. Работа над «Словарем эпохи»: его составление, усвоение и практическое  использование в процессе изучения обзорных и монографических тем.

2. Внимание к историческим датам и их роли в художественном произведении.

3. Привлечение документального материала исторического значения на уроках литературы.

4. Подготовка исторического комментария к изучаемому художественному произведению.

5. Воссоздание картин эпохи путем словесного рисования и другие приемы.

Например, рассмотрим с этой точки зрения стихотворение М.Ю Лермонтова «Бородино», которое изучается в 5-м классе. Это произведение не вызывает затруднений у учащихся, однако кажущаяся простота материала ведет к поверхностному восприятию и не оставляет глубокого следа в душе детей. Чтобы избежать поверхностного восприятия лермонтовского шедевра, я предлагаю систему уроков, в которой акцентируется внимание на органической взаимосвязи литературы и истории:

1 урок. «Недаром помнит вся Россия…» Знакомство с исторической основой стихотворения; Отечественная война 1812 года в русской поэзии.

2 урок. «Могучее, лихое племя…» Образ рассказчика; идея национального единства, самоотверженного служения Отечеству.

3 урок. «Вам не видать таких сражений!» Мастерство Лермонтова-баталиста.

Хорошую услугу могут оказать иллюстрации в толковании непонятных слов, военных терминов, поэтому за несколько дней до урока группе ребят, которые хорошо рисуют, было предложено задание сделать яркие рисунки или подобрать из книг иллюстрации, расшифровывающие непонятные слова – военные термины. Подобные творческие задания (предварительные) дают двойной эффект: ученики участвуют в самостоятельной творческо-поисковой деятельности, учитель получает своеобразный наглядно-иллюстративный материал.

Литература и музыка.

Привлечение музыки на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметной интеграции, способствующей формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет знания и умения учащихся, приобретенные на уроках музыки. Основная задача этих уроков – развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки – должна быть поддержана мной.

Воздействуя на чувства, музыка создает на моем уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретных представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передавать переживания человека. Не случайно композитор А.Н.Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженной в звуках.

Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выразить жизнь души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят литературу и музыку как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы. Закономерную взаимосвязь литературы и музыки я с учащимися постигаю на уроках анализа литературных произведений, либо запечатлевших музыку в словесном материале, либо послуживших основой для создания романсов и песен. Прослушивание музыки заметно оживляет уроки изучения обзорных тем. Включение звукозаписей не только «перебивает» характерный для этих уроков «сплошной» мой рассказ, но и заражает учащихся общим настроением. Наконец, музыка занимает свое место на уроках изучения биографии писателя. Многих художников слова отличает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное, чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного языка. На уроках изучения жизни и творчества писателя я не пройду мимо музыкальной одаренности М.Ю. Лермонтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркну широкий кругозор Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановлюсь на проникновенно музыкальном творчестве А.С. Грибоедова.

Итак, музыку включаю на уроки изучения обзорных тем, знакомства с жизнью и творчеством писателя. Но все же наиболее широкое использование музыка найдет на моих уроках анализа литературного произведения. Анализ «музыкальных страниц» литературных произведений с возможным попутным прослушиванием созвучных им записей или поэтических произведений, переложенных на музыку, способен не только оживить эмоциональность восприятия учащихся, но и прояснить особенности авторской позиции.  

Музыкальные фрагменты, играя важную роль в сюжете, во многом являются и средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.               

Например, на интегрированном уроке литературы и музыки, при изучении цикла «Времена года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству

П. И. Чайковского: ребята готовят сообщения о жизни и творчестве великого композитора, рассматривают портрет известного музыканта, прослушивают фрагменты из музыкального произведения «Времена года» П. И. Чайковского.  Прослушав фрагменты из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского, ребята составляют самостоятельно план-инструкцию для написания собственной пейзажной зарисовки – сочинения-миниатюры «А за окном зима…».  В своих творческих работах учащиеся пытаются отразить свои представления, которые возникли при прослушивании музыкальных пейзажных зарисовок.

Литература и изобразительное искусство.

Хорошая традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова.

Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова.

1). На уроках литературы я очень часто обращаюсь к портрету, тем самым расширяя представления учащихся о портретном жанре. «Давно ушедших в небытие людей, можно оживить силою мысли, глубиною созерцания, любовным изучением тех произведений искусства, которые являются отражением их души». Эту мысль искусствоведа Голлертаха правомерно перенести и на портреты писателей, интерес к которым у каждого читающего человека так естественен и понятен. Особым жанром портрета является автопортрет. Он получил широкое распространение в изобразительном искусстве. Но, обращаясь к автопортретам, сделанным рукой писателя, мне приходится констатировать их редкость и вместе с тем чрезвычайное значение для постижения духовного мира художника слова. Например, автопортреты Пушкина, являющие собою зримую автобиографию поэта, вызывают сегодня огромный интерес и среди ученых, и среди рядовых почитателей его творчества.

Итак, портреты писателей не только дают учащимся необходимые представления об их внешнем облике, но и раскрывают сложный духовный мир художников слова. Осуществляя межпредметную интеграцию, то есть, используя знания школьников о жанре портрета, я преследую специфические литературные цели. Я исследую портреты писателей на широком историко-литературном фоне, существенно дополняя тем самым познанное школьниками на уроках изобразительного искусства, а порой открывая для них новое.

2). Произведения живописи, отображающие жизнь посредством линии, светотени, цвета, пропорции и перспективы, также находят широкое применение на моих уроках литературы. Картина привлекается мной, прежде всего для того, чтобы решить задачу углубленного постижения идейно-художественных особенностей изучаемого литературного произведения. Этого позволяет добиться глубокая внутренняя связь картин и произведений словесного искусства.  Повествовательность, «литературность» живописи, её способность в одной картине рассказать о многом и служат весомым основанием для привлечения художественных картин на уроках литературы.

В своей работе при изучении произведений о природе (М.М. Пришвин «Времена года») очень часто использую пейзажные зарисовки известных художников. Провожу речевые разминки на материале изобразительного искусства, осуществляя при этом межпредметную связь литературы и изобразительного искусства. Так, например, работая над картиной К.Ф. Юона «Февраль», учащиеся закрепляют и углубляют представление о пейзаже, знакомятся с понятием «пейзажная зарисовка», усваивают особенности описания природы в разных видах искусства, готовятся к самостоятельной работе над сочинением-описанием природы. Это формирует творческие способности учащихся, умение выделять существенные признаки и свойства, формирует у учащихся эстетические взгляды, воспитывает чувство прекрасного, любовь к природе.

Приведу другой пример. Картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» навеяна «Словом о полку Игореве». В её сопоставлении с замечательным памятником древнерусского эпоса я не ограничиваюсь лишь сходством сюжета обоих произведений, я показываю, какие изобразительно-пластические средства полотна рождены поэтической атмосферой «Слова…». Таким образом, привлечение картины В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» в ходе разбора «Слова о полку Игореве» даёт возможность не только установить сюжетную близость полотна литературному источнику, но и показать в сопоставлении обоих произведений высокое художественное мастерство древнерусского автора, которое нашло талантливый изобразительный отклик в творчестве замечательного художника.

3). Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая отражает действительность средствами рисунка. На своих уроках литературы я использую художественную иллюстрацию как изобразительный комментарий к литературному произведению. Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, пояснять его в зрительных образах. Рассматривание иллюстраций на уроках литературы – это прямое осуществление межпредметной интеграции.

Таким образом, изучение литературы в школе, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников, развивает творческие способности. Работая над темой реферата, я тоже стремилась внести свой посильный вклад в решение этой важной задачи школьного образования.

Изучение литературы в школе, предусматривающее широкую межпредметную интеграцию, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников, развивает творческие способности, которые они могут применить в дальнейшей жизни. Учителю потребуется затратить больше времени для подготовки уроков с применением технологии интегрированного обучения, но оно будет потрачено не зря. Практика показала, что использование этой технологии помогает учащимся не только овладевать материалом, но и развивать неординарное творческое мышление

Перед началом внедрения новой технологии была проведена входная диагностика уровня сформированности у учащихся творческого мышления (2014-2015 уч.год). Результаты ее показали, что сформированность у учащихся навыков творческой активности составляет соответственно 40%, что является средним показателем.

После первого года внедрения новой технологии показатели увеличились на 15% – 40% и 55% соответственно. Это говорит о продуктивном влиянии новой технологии на развитие творческих способностей школьников. Увеличилось количество учеников, посещающих библиотеку. В 5-м классе посещало библиотеку 60% учащихся, в 6-м классе – 70% учащихся.

При анкетировании было выявлено, что уроки литературы являются любимыми предметами у 40% учащихся 5-х классов, в 6-х классах – у 60%.

Возросло количество учеников, выполняющих необязательные творческие задания. В 5-м классе – 30%, в 6-м классе – 50%. Ребята с интересом стали представлять свои творческие работы на различные школьные и районные конкурсы.

При оценке результатов деятельности учащихся нельзя не согласиться с мнением психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки. Результат, полученный учеником, сравнивается с его прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его интеллектуального и творческого развития. Психолог нашей школы (Лапсуй У.Л.) провела психологическую диагностику, которая подтвердила результаты мониторинга в том, что применение межпредметных связей на уроках литературы способствует повышению уровня сформированности интеллектуального и творческого мышления учащихся.

Проанализировав результаты мониторинга, дав им качественную и количественную характеристику, можно утвердиться во мнении, что использование межпредметной интеграции на уроках литературы является одним из перспективных средств развития творческих способностей учащихся. Однако следует также отметить тот факт, что данная технология оправдывает себя лишь при длительном и систематическом ее использовании.

Следует также указать, что основной трудностью внедрения данной технологии в образовательный процесс является ее значительная трудоемкость, требующая от него значительных временных и психологических затрат, творческих изобразительных умений, совмещения учебных программ разных дисциплин.

В заключение хотелось бы привести результаты диагностики качества знаний учащихся по литературе на протяжении двух лет, констатирующие тот факт, что внедрение новой технологии в образовательный процесс положительно сказывается на повышении уровня качества знаний учащихся и их обученности по предмету.

Таким образом, итоги использования межпредметной интеграции на уроках литературы таковы:

-повышение эффективности обучения (развитие творческих навыков школьников и навыков самостоятельной работы);

-расширение объёма предъявляемой учебной информации;

-обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

-улучшение организации урока (совмещение материала разных учебных дисциплин);

-повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

-включение учащихся в коллективную творческую деятельность в парах, в группах;

-повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Трудно измерить результаты подобной работы цифрами и таблицами. Не лучшей ли наградой будут восторженные глаза детей, их реплики: «Как здорово! Не хочется, чтобы урок кончался!». Отрывки из сочинений: «Совсем иначе теперь воспринимаю героя и автора, хочется ещё раз перечитать книгу».

Постоянная постановка перед ребёнком межпредметной интеграции приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, происходит формирование творческой личности, всегда готовой и способной к поиску, креативному мышлению.

IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства. С-П., «Университетская книга», 1996.

2. Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского языка и  литературы в школе на текстовом материале. // «Русская словесность», М., «Школа-Пресс», №8 2005.

3. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. 5-8 классы. М., 1998.

4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М, 1995.                 

5. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных условиях  общеобразовательной школы. М.. «Педагогика», 1975.

6. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Урок литературы. М., «Просвещение», 1983.

7. Интернет.

8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.                   

9. Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих учителей. Тбилиси, «Тбилис», 1994.

10. Колокольцев Е. Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., «Просвещение», 1990.                                                                                        

11. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4031 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4190 609