Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Технология модульного обучения на уроках физики
14 минут 3434 948

Технология модульного обучения на уроках физики

Kolyuzhnaya fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Калюжной Натальей Алексеевной, учителем МБОУ СОШ № 14 с. Степное Ростовской области. Сегодня Наталья Алексеевна познакомит вас с технологией модульного обучения на уроках физики. Данный материал будет полезен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Натальи Алексеевны:

«Данная статья описывает модульную организацию индивидуально – личностного развития каждого учащегося на уроках физики. В качестве примера рассмотрены модули по конкретной теме «Изменения агрегатных состояний вещества» (физика 8 класс, учебник А.В. Перышкин)».

Познавательного чтения…


Технология модульного обучения на уроках физики.

Посмотреть статью в полной версии

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целепологания и самоцелепологания с иерархией ближних (знаний, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развития способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля.

М.Н.Скаткин отличает, что отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления уч-ся, на развитие интереса к учению у них вызывает "перегрузка излишними малозначительными подробностями". "Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес".

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла (этапа) деятельности обязанность мотивационного этапа, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает. Взаимосвязанные мотивационные этапы обеспечивают от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность  уч-ся в ходе самостоятельной работы переводит умения в навыке. На всех этапах учитель выступает как организатор,  руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешения которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

Модульный блок – цикл. Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часам.

Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы, то есть представляют собой цикл.

Модульная технология настолько гибка, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообразования).

Инструкция модуля может предполагать:

  • Индивидуальную самостоятельную работу ученика;
  • Партнерскую работу в парах;
  • Работу в группе.

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии характерна индивидуализация программы.

Задачи ученика при работе с модулем:

  • Цели усвоения модуля (урока) у каждого УЭ
  • Задания для выполнения разного уровня сложности.
  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения)
  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить конспект, решить задачу и т.д.)
  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль и т.д.)

В чем состоит преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями :

  1. Возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
  2. Возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
  3. Возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
  4. Комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);
  5. Развитие личностных качеств школьников (самостоятельности, учений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
  6. Консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Задачи учителя:

  1. Разработка инструкций модулей
  2. Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
  3. Уточнение модулей при практической работе с ними
  4. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков

Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

Реально внедряется дифференцированный подход к обучению каждого ученика в зависимости от уровня его умственных способностей, индивидуальных особенностей. Впоследствии формируются три категории заданий для трех групп учеников: низкого, среднего и высокого уровня обученности. Большинство учебных элементов низкого уровня обученности направлено на усвоение базовых знаний и носит репродуктивный характер. Ученикам, выполняющим задания среднего уровня, предоставляется ряд заданий, направленных на трансформацию полученных знаний. Задания высшего уровня направлены на развитие творческих способностей, мотивируют ученика излагать собственную позицию в том или ином событии или явлении.

Работа в подобном режиме требует постоянного контроля. Как правило в начале следующего урока, перед тем как изучить новый материал, ученики выполняют 10 тестовых заданий за 10 минут. На каждого ученика заведена матрица, где фиксируются выполнение всех тестов репродуктивного, развивающего и творческого характера. Это позволяет проследить траекторию успешности каждого ученика. Матрица выглядит достаточно просто – по горизонтали – дата выполнения задания, по вертикали – номер задания.

Самостоятельное изучение нового материала в режиме модельного обучения не исключает урок- лекцию, краткий вводный рассказ учителя. К примеру, при изучении сложных тем, прежде чем раздать модули, учитель предоставляет развернутый план изучения нового материала. Затем предлагается ученикам своеобразная небольшая пресс-конференция. Ученики должны сформулировать и задать учителю вопросы по новому материалу. Учитель кратко на них отвечает, подводит итоги и затем призывает приступить к работе над модулями.

Ученик может начинать освоение с любого из модулей (уроков), например с третьего, затем осваивать шестой, пятый и так весь цикл. Если при этом организовать работу в малых группах (3-6 человек), то значительно сокращается работа учителя по подготовке и распечатке модулей. Кроме того, при нехватке средств обучения, учитель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые на одиночных средствах обучения, предназначались для одного «пакета» - модуля.

Применение технологии модульного обучения к проведению уроков по изучению физики.

(Физика 8 класс, тема «Изменение агрегатных состояний вещества»)

  • Перед началом изучения раздела наглядно представляем и обсуждаем с учащимися перспективный план прохождения материала: последовательность тем, количество уроков по каждой теме, формы уроков. Если кабинет оснащен компьютерами и локальной сетью с выходом в интернет, то ученикам сообщается портал, (http://school-collection.edu.ru –сайт единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) на котором можно изучать данный материал, ссылки указаны в модулях. Данный вид изучения материала с использованием информационных форм обучения очень эффективен, так как виртуально проводятся интерактивные опыты, которые наглядно демонстрируют ту или иную физическую зависимость.

Каждый ученик получает модульное пособие для индивидуальной работы или комплект дидактических материалов, входящих в модуль.

Это модульное пособие находится у ученика в постоянном пользовании в классе и дома, и он сам планирует работу с ним: над какими-то заданиями поработает дополнительно дома, какие-то попытается выполнить с опережением и т.д. Специального обязательного домашнего задания по этой технологии не предусматривается. Благодаря модулю ученик определяет его себе сам.

Напоминаю учащимся или уточняем методику работы с модулем: как будет проходить индивидуальная, коллективная, фронтальная работа в классе в соответствии с планом, представленным в "Программе" модуля, как будет использоваться "Проверочная работа" и осуществляться текущий и итоговый контроль.

  • Начинаем изучение содержания блока с лекционного изложения материала в целом с использованием опорного конспекта. Вначале, обычно, создается проблемная ситуация, мотивирующая потребность в изучении данного раздела физики. Затем излагаю и разъясняю лишь общую структуру содержания, основные понятия, логические связи, трудные для восприятия моменты, обобщенные способы, особенно методы выведения некоторых формул. Ученики в это время следят за изложением по своему опорному конспекту.
  • Более детальное изучение материала ученики обычно осуществляют самостоятельно по учебнику в соответствии с планом, записанным в программе модуля. В случае затруднений ученики могут совещаться или обращаться за помощью к учителю. При типичных затруднениях обсуждаем изучаемое у доски.
  • Закрепление материала провожу по заданиям карточек и "Проверочной работы". Чтобы эта работа проходила живо, заинтересованно использую методику работы в парах сменного состава, групповые виды работ, парную работу соседей по парте. Простое упражнение обогащается при этом взаимообучением и оперативным взаимоконтролем. Оценивание при этом производится только содержательное (учитываются правильно или неправильно выполненные задания).
  • Отметки выставляю только итоговые - по результатам изучения всего модуля и его смысловых частей (микромодулей). Отметку за микромодуль ставлю по результатам текущих зачетов по заданиям "Проверочной работы", которые ученик может сдавать по частям по мере готовности. Уровень заданий ученик выбирает сам, сообразуясь со своим желанием и заранее известными ему критериями: если он выполняет только обязательные задания , то может рассчитывать лишь на 3 балла, если в дополнение к ним справляется с заданиями более сложными , но основанными на знании способа, получает 4 балла и если, наконец, он выполняет задания, требующие самостоятельности мышления , получает 5 баллов. Методику приема зачетов использую как традиционную (устные ответы, решение задач у доски, письменные тесты), так и нетрадиционную: ученики, раньше других отлично отчитавшихся по микромодулю, получают право принять зачет у одноклассников.
  • Перед итоговой контрольной работой провожу обобщающее занятие. Оно может проходить в самых разнообразных формах. Я апробировала такие:

Класс разбивается на группы (по два рядом стоящих стола), и каждая группа получает задание систематизировать знания по одному из разделов блока, изобразить их в виде опорной схемы и представителю группы выступить с обобщающим сообщением. Иногда вместо выступления опорная схема изображается на доске или фломастерами на листе бумаги и прикрепляется к доске. Затем выступления или опорные схемы обсуждаются и делается итоговый вывод (вначале одним из учеников, и окончательно - учителем).
Занятие проходит в виде конференции, на которой учащиеся выступают с докладами, рефератами по темам, углубляющими и расширяющими знания по изучаемому разделу. Обычно это темы по истории физических открытий и из жизни известных физиков, по проблемным ситуациям, связанным с поиском решения нестандартных задач, по прикладным проблемам физики.
Занятие проходит в виде конкурса занимательных, нестандартных, исторических задач, которые дети разыскивают в дополнительной литературе или сочиняют сами. Задачи оформляются на альбомных листах. Автор задачи предлагает ее для решения классу.

  • Итоговую отметку за весь модуль выставляем по результатам итоговой контрольной работы по тем же критериям, что и для зачетов. Тот, кто не удовлетворен своей отметкой, получает шанс (только один !) ее улучшить, пересдав в увеличенном объеме ту ее часть, которая снизила результат.

Заключение

В структуре модульного пособия отражены требования и правила конструирования модуля:
- комплексная цель, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;
- конкретизация цели в предметных "учебных элементах, заданных стандартом образования; - программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;
- конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;
- эталоны решений для организации

Результат – повышение качества обученности учащихся.

Однако несмотря на мобильность, гибкость и простоту применения, модульная технология имеет свои проблемы и недостатки. К ним относятся: необходимость перестройки учебного процесса, необходимость разработки модульных программ по всем курсам школьной физики; несоответствие современных учебников организации модульного обучения; проблема разработки новых учебных и методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций; не всегда достоверные результаты самоконтроля и взаимоконтроля.

Опыт применения этой технологии убедил меня в ее эффективности, не только в плане повышения успеваемости, но, что еще важнее, в плане личностных изменений учащихся: им стало интересно учиться, учение приобрело для них личностный смысл. Дети стали более организованными, спокойными, ответственными, активными, особенно в творческих видах деятельности (решение нестандартных задач повышенной сложности, сочинение собственных задач, решение практических задач и т.д.)

Литература:

  1. Гнитецкая Г.Н. Модульный подход к проектированию преподавания. //Физика в школе – 2005-№4
  2. Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии //География в школе -200-№5
  3. Гульчевская В.Г. и др. Технология модульного обучения в личностно –ориентированном естественнонаучном и математическом образовании //Советы учителю -1999- №6
  4. С.М.Крыпина. Развивающее обучение и физика. //Практические советы учителю – 200 №7

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5360 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5664 610