Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Взаимодействие семьи и ДОУ в развитии личности ребёнка
10 минут 3317 932

Взаимодействие семьи и ДОУ в развитии личности ребёнка

Pachina foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Пачину Анну Викторовну, воспитателя МКОУ «Октябрьская СОШ» (дошкольная группа) с. Октябрьское Воронежской области. Сегодня Анна Викторовна в своей статье расскажет о необходимости взаимодействия семьи и ДОУ в развитии личности ребёнка. Статья будет полезна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Анны Викторовны:

«Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов».

Полезного чтения…


Взаимодействие семьи и ДОУ в развитии личности ребёнка

Дошкольный возраст- период фактического складывания личности и механизмов поведения. Это возраст, когда подготовка к взрослой жизни идёт полным ходом. Когда желание ребёнка обрастают социальным опытом, проще говоря приходит осознание, что «можно» или « нельзя» .Ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви – это семья и детский сад. Семья для ребёнка- это и место его рождения и основная среда обитания. Семья- это особого рода коллектив , играющий в воспитании основную, долговременную роль. Семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребёнка. Ребёнок учится, беря пример с родителей. Воспитания в ДОУ важно для всестороннего развития личности ребёнка. В настоящее время, возрос интерес педагогов в работе с семьёй. Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребёнка, формировании у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни. В семье формируется их характер, расширяется кругозор. Очень многое для ребёнка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях. Одной из основных задач детского сада, является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребёнку. Главное предназначение семьи и ДОУ является становление личности ребёнка. Родители и педагоги – это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить .Чтобы из маленького ребёнка вырастить полноценного человека необходимо, чтобы педагоги и родители делились с детьми своей добротой, опытом знаниями. Сотрудники ДОУ берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом.

Семья и ДОУ должны найти общие точки соприкосновения, должны выработать единые требования воспитания ребёнка. Родители не владея знанием возрастных индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание в слепую интуитивно. Всё это , как правило, не приносит положительных результатов. Дети- наше будущее. Счастливые и умные дети- залог счастливого и мудрого общества нашей страны. Работа с родителями это кропотливый труд. Сначала завоевав их доверие изучить семью, в которой воспитывается ребёнок. Родители должны твёрдо знать, что работники ДОУ положительно настроены к ребёнку. Такое доверие само собой не происходит: воспитатель завоевав его хорошим отношением к ребёнку умением растить в нём хорошее милосердие. Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОУ применяются, как правило три формы сотрудничества: коллективная, индивидуальная и наглядно- информационная. В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьёй.

Семья является для ребёнка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту сообществом, все члены которого связанны кровным родством и передают традиционные ценности от одного поколения к другому . В семье дети приобретают опыт общения, учатся жить среди людей, постигают понятия добра и зла. Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. В настоящее время этот вид народного творчества достаточно широко используется в работе с детьми.

Цель моей работы- помочь дошкольникам освоить нравственные и эстетические ценности традиционной семейной культуры посредством малых форм фольклора. Я учу детей: «Чувствовать-Познавать- Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребёнка. Линия чувств определяет в моей работе направления эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально- комфортное состояние ребёнка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками. Моя работа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания-эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Задачи развития эмоциональной отзывчивости и гуманности, решается через усвоения детьми идеи единства всего живого. Я знакомлю детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от пола и возраста. Постепенно формируется понятия о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать всему живому. Задачи моей работы- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению развитию умственных способностей речи .Я стараюсь пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность . Творчество проявляется в играх, ручном труде, конструирование, музыкальной и изобразительной деятельности. Атмосфера современного детского сада должна быть насыщенна разнообразными ситуациями, пробуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребёнок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрёл опыт успешной творческой деятельности . Самыми распространёнными формами работы с семьёй являются: физкультурные досуги, родительские собрания, беседы. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на них, а если и приходят то чаще выступают в роли зрителей и гораздо реже в качестве участников. В свою очередь я стараюсь привлечь родителей в участии мероприятий детского сада. Прежде чем приступить к проведению совместных занятий, мы подготавливаем родителей, для чего организовываем родительские собрания. Иногда родительские собрания проводятся в форме игровых тренингов и занятий совместно с детьми. Часто устраиваются спортивные праздники в которых участвуют целые семьи. Таким способом мы вовлекаем родителей в различные мероприятия, где дети общаясь со своими родителями получают огромную радость. Когда рядом мама или папа, ребёнок более спокоен, он рад, горд, все задания выполняет с большой заинтересованностью .Ведь отношение между детьми и родителями складываются прежде всего в процессе взаимодействия и общения. Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверенны в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов в воспитании детей. Определённая часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на ДОУ, а дома передоверяют ребёнка телевизору, игрушкам- монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: « Чем бы дитя не тешилось, лишь бы было занято» Родители большую часть времени находятся на работе и когда устраиваются совместные праздники, то не только дети, но и родители получают огромную радость в общении со своим ребёнком. В совместном участии детей и родителей создаются черезвычайно благоприятные условия для проявления и воспитания морально –волевых качеств детей: выдержки, решительности, чувство радости за успехи своих родителей. Воспитывается уважение к родителю, стремление помочь другим

Все мы родом из детства, из семьи, и нет для нас большего счастья, чем тёплый уютный дом, где нам рады всегда, чтобы с нами не случилось. Семья это первичная ячейка общества, влияние которой ребёнок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив . Она была и остаётся самым важным и влиятельным фактором воспитания.

Литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №12 2009год
  2. Е. Шабад « Воспитание в семье»
  3. В. Шебеко « Воспитание личности ребёнка»
  4. Е. Жикова « Практические занятия»
  5. Н.Сухобокова « Формирование педагогических установок родителей.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677