Дорогие друзья, мы рады представить вам Егоренко Марину Георгиевну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 2» г. Байкальск Иркутской области. Сегодня Марина Георгиевна делится с нами полезным материалом создания комфортных условий для развития детей раннего возраста. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марины Георгиевны:
«Повышение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Полезного чтения…
Создание комфортных условий для развития детей раннего возраста
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский.
Ранний возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Именно в первые 3 года закладывается 80% физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии.
Очень важно чтобы в этот период были обеспечены благоприятные условия для развития детей. В соответствии с ФГОС к ним, в том числе, относятся:
- Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию шести принципов по ФГОС.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей.
- Установление взаимодействия с родителями на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Понимая всю важность этих трёх направлений, мною было организовано методическое объединение по раннему возрасту, главной целью которого было - повысить качество реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1. Изучить ФГОС, современные требования в области педагогики и психологии по созданию комфортных условий для развития детей раннего возраста.
2. Внедрение требований ФГОС, новых подходов в области педагогики и психологии в процесс реализации Основной Образовательной Программы в группах раннего возраста.
3. Облегчить процесс привыкания к детскому саду, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группах раннего возраста.
4. Установить партнёрские отношения с родителями воспитанников.
5. Совершенствовать предметно-пространственную среду в группах раннего возраста.
6. Повысить посещаемость, снизить заболеваемость детей.
В соответствии с поставленными задачами, совместно с воспитателями групп раннего возраста, был разработан план методического объединения. (прилагается).
Первое заседание методического объединения было посвящено проблеме обеспечения эмоционального благополучия детей. Особенно актуально это было в период адаптации. На основе изучения психологических особенностей детей раннего возраста, развития психических процессов определились в необходимости: использовать во время приёма малышей и в течении дня яркие, светящие, музыкальные предметы и игрушки(свеча, светодиодная мигающая гирлянда, релаксатор со звуками природы, «шумелки», игрушки-забавы, музыкальные инструменты и т.д.), аудиокассеты с детскими песнями, колыбельными, прибаутками. Так же важен тактильный контакт: обнять, погладить, приласкать. При организации жизнедеятельности в группе учитываем потребности, интересы, возможности, привычки каждого ребенка. Все это помогает ребёнку отвлечься от переживаний, связанных с расставанием, включиться в процесс взаимодействия с воспитателем, детьми, создает социальную ситуацию развития. Первое родительское собрание по адаптации, обеспечению эмоционального благополучия было проведено для родителей двух групп раннего возраста, на котором была раскрыта правильная позиция родителей в период адаптации. Убедительно мама Былкова Владислава рассказала о своем опыте привыкания ребенка к детскому саду. Своим опытом также делились родители Годова С.Б. на заседании областного Родительского Университета.
Воспитатель группы раннего возраста Бокова М.В. разместила в «Байкальской» газете статью «Адаптация детей». Воспитатель группы раннего возраста Егоренко М.Г.и родитель Дружинина О.Н. выступили на районном МО «Малышок» на тему по созданию у детей положительных эмоций.
Разместили статьи в газетах, в которых родители выражают благодарность педагогам за чуткое отношение к детям.
Организуя работу по второму направлению: создание предметно-пространственной среды, воспитатели проанализировали её состояние в 2х группах раннего возраста. Основными критериями оценки были соответствия среды принципам, обозначенным в ФГОС. Затем, при подготовки к конкурсу на лучшую предметно- пространственную среду в группах, в рамках обеспечения принципа насыщенности было изготовлено оборудование для закаливания и двигательной активности, дидактические столы, дидактические игры и пособия для сенсорного развития и развития мелкой моторики, оформлены и оснащены уголки уединения в 2х группах, сшиты куклы в театральный уголок. В целом принцип насыщенности, обеспечивающий реализацию всех образовательных областей стал выдерживаться. Проследили , чтобы соблюдался принцип доступности: все игрушки и материалы находятся на уровне детей, что полностью удовлетворяет детские потребности, желания и свободу выбора. Имеются необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Для обеспечения трансформируемости пространства детским садом приобретены мягкие модули, и игровые пластмассовые модули на колёсах, изготовлены и приобретены ширмы.
Принцип полифункциональности в группах поддерживается разнообразным использованием детской мебели, ширм, матов, предметов-заместителей, в том числе и из природного материала. Следим, чтобы все игрушки были безопасны и надёжны.
Принцип вариативности представлен наличием пространств для уединения, игр, конструирования и т.д., позволяющих детям заняться по интересам. Предусматривается периодичная сменяемость игрового материала.
В апреле согласно плана методического объединения был проведён конкурс на лучшую предметно-пространственную среду в группах раннего возраста. Итоги, которого показали наличие как плюсов, так и минусов. Положительным было пополнение предметно-пространственной среды, и повышение компетентности воспитателей, родителей. Одновременно констатировали тот факт, что пособия, изготовленные своими руками к концу года начинают иметь неприглядный вид, а качество игрушек, оставляет желать лучшего, быстро приходят в негодность. В связи с этим необходимо ежегодно пополнять предметно-пространственную среду игрушками и пособиями, производить своевременный ремонт и контролировать очень бережное отношение со стороны детей.
Обеспечивая третье направление нашей деятельности по построению партнёрских отношений с родителями, в начале года, на заседании МО проанализировав планы по взаимодействию с родителями, внесли тему в Родительский всеобуч по созданию комфортных условий. Для этого предусмотрели использование всех форм взаимодействия: анкетирование, блиц-опрос, повседневное общение и общение через информационные стенды, родительские собрания в форме путешествий, круглых столов с использованием приёмов активизации и обратной связи.
В результате проведённого всеобуча у родителей появился осознанный интерес к вопросам создания благоприятных условий для развития детей. Они стали активнее выполнять роль участника образовательных отношений: помогали изготавливать атрибуты к играм, снежные постройки, облагораживали участки, садили цветы, утепляли групповые помещения, участвовали в осенней ярмарке.
Итогом слаженной работы всех участников образовательных отношений в конце года являлся показ родителями театрализованных представлений в группах раннего возраста по сказкам «Колобок» и «Колобок на новый лад».
Таким образом, целенаправленная работа м о. по обеспечению комфортных условий для детей раннего возраста с целью успешной реализации ООП способствовала в конечном итоге обогащению предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям ФГОС, помогла обеспечить эмоциональное благополучие детей, в том числе и в период адаптации, сплотила всех участников образовательных отношений для достижения единой цели- выполнение задач дошкольного образования, реализации ООП в контексте ФГОС.