Дорогие друзья, мы рады представить вам Литвинову Ольгу Александровну, педагога-психолога ГКОУ «Каргапольская школа-интернат» р.п. Каргаполье Курганской области. Сегодня Ольга Александровна познакомит вас с программой по профилактике суицидального поведения «Жизнь как чудо». Данный материал будет интересен как педагогам, так и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Александровны:
«Программа разработана для работы с подростками по профилактике суицидального поведения, построена по принципу: «Мы не говорим, что такое суицид, мы говорим, что жизнь прекрасна и удивительна и иначе быть не может».
Полезного чтения…
Программа по профилактике суицидального поведения «Жизнь как чудо».
Посмотреть Программу в полной версии
Пояснительная записка
Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу выбора и воли.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Попытку суицида может совершить любой человек независимо от пола, возраста, образования, материального и семейного положения, суицидент подросток может и не иметь отклонений в умственном развитии, но всё же у умственно отсталых школьников риск более велик и на это есть ряд причин:
Во первых, в связи с имеющейся у них интеллектуальной неполноценностью и недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы они чаще, чем нормальные дети, переживают свои затруднения в общении и выполнении как учебных, так и трудовых задач.
Во вторых, им не удается преодолеть возникающие трудности или компенсировать свои неудачи за счет другой деятельности, чем и усугубляют возникший психологический конфликт.
В третьих, у них большая вероятность развития алекситимии — ограниченных способностей к сопереживанию, скудности словарного запаса, невозможности вербализовать содержание психологических конфликтов.
В четвертых, у многих из них — врожденная или приобретенная повышенная ранимость, обостренная чувствительность к обидам и неудачам.
В пятых, у них практически отсутствуют знания о строении, деятельности организма и отклонениях в его функционировании, что при появлении незнакомых ощущений в теле может привести к страху или тревоге.
В шестых, следует отметить возникающие у многих умственно отсталых врожденные нарушения регуляции деятельности внутренних органов, отклонения в их функционировании и даже пороки их развития. Все это, вместе взятое, в значительной степени объясняет большую частоту возникновения у них психосоматических расстройств даже при встрече с относительно незначительными неудачами и разочарованиями.
Исходя из всего вышеизложенного мы считаем, что в нашей школе необходима программанаправленая на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска (анкетирование, диагностика), психологическое консультирование (родители или законные представители, педагоги, дети),развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.
Цели программы
Является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди учащихся и воспитанников, а также формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи программы
- Развить социальную и личную компетентность: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки;
- Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.
- Предупредить возникновение личностных проблем: формировать навыки саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов;
- Развить навыки поведения, ведущие к здоровому образу жизни.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- Обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- Сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Механизм реализации программы
Программа профилактики суицидальных наклонностей детей и подростков реализуется как в рамках занятий специалистов во второй половине дня.
Занятия проводят один-два раза в месяц, применяются следующие виды деятельности:
- диагностика
- тренинговые занятия;
- использование видеоматериалов;
- встречи с волонтёрами г. Москвы
- встречи со специалистами
Работа по программе профилактики суицидальных наклонностей, требует долгосрочных усилий. Одноразовые мероприятия менее эффективны, чем систематические. Отдельный тематический день не несет в себе особого смысла, если он не включен в контекст более продолжительной работы. Поэтому условие данной программы заключается в достаточном по протяженности времени в каждой учебной группе. По мере роста и взросления детей и подростков у них появляется необходимость еще и еще раз обсудить свои знания, свой опыт и ценностные ориентации в группе сверстников. Многие вопросы эмоционально заряжены или касаются личностно значимых ценностей, поэтому на их осознание и переработку необходимо время. Кроме того, подростки находятся на разных стадиях своего личностного развития, и поэтому некоторым из них требуется более продолжительное время для осмысления полученных знаний и изменения своего поведения.
Участники программы:
Программа профилактики направлена на детей, подростков в возрасте от 7 лет и старше. Известно, что в младшем возрасте на первый план выходят проблемы адаптации, обучения и общения. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов.
На старший возрастной период выпадает и изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, а также по мере взросления возникают проблемы общения между полами, конфликты со взрослыми, выбор профессии.
Ожидаемый результат
Данная программа, помогает школьникам в ходе групповой работы осмыслить значение важнейших социальных навыков, содействующих повышению социальной адаптированности подростков, выработке умение находить внешние ресурсы, а следовательно, профилактика девиантного поведения и суицида.
В результате у детей происходит положительный сдвиг в развитии нравственных качеств, психического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира.
Важным является социализация, ориентация на будущее, профессиональную подготовку; способность адаптироваться к сложным социально-экологическим условиям современного общества и найти себя.
Наибольший эффект программа может иметь, при совместной деятельности педагогов, психолога, и других специалистов.
Учащиеся должны знать, уметь:
- ценность человеческого «Я», в том числе сохранять своё здоровье и здоровья окружающих;
- отстаивать свое мнение, принимать ответственные решения;
- анализировать и применять оптимальные решения;
- осознавать и выражать свои чувства;
- делать правильный выбор;
- конструктивно разрешать конфликты;
- адекватно воспринимать других людей и себя;
- эффективно общаться с другими людьми.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 1учебный год и реализуется по звеньям:
младшее звено 1-4 класс, среднее и старшее звено 5-9 класс
Занятия проводятся 1-2 раза в месяц, 1 академический час, в форме практических занятий с элементами тренинга.
Литература
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.
- Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.
- Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.
- Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М.,2008.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.
- Зотов, М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб., 2006.
- Зотов, М.В., Петрукович, В.М. Сысоев, В.Н. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». – СПб.: Иматон, 2003.
- Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь… / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с., ил – (Серия: «Психологи – детям, психологи о детях»).
- Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М.,2009.
- Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Бадьина Н.П., ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2011.
- Практическая психология образования. ( Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 2007.
- Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.
- Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 2003.
- Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.
- Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 2003.