Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Паньшевой Ириной Анатольевной, преподавателем МАУДО «Детская художественная школа № 2» г. Набережные Челны РТ. Сегодня Ирина Анатольевна поделится своим профессиональным опытом работы по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках истории искусств в детской художественной школе. Данный материал будет полезен педагогам ДО.
Краткий комментарий к статье от Ирины Анатольевны:
«Смена ориентиров в системе образования с «зуновского» подхода на необходимость формирования УУД у учащихся требует от педагога поиска новых подходов и инновационных решений. Однако, насколько технологии, заявленные как «новые» являются таковыми? Статья ориентирована на педагогов художественных школ и школ искусств. В ней представлен опыт организации и реализации исследовательской деятельности учащихся в ДХШ на уроках истории искусств».
Полезного чтения…
В последние годы ключевым требованием к современной школе становится содействие формированию у учащихся универсальных учебных действий. Этот аспект реализуется через внедрение в образовательный процесс различных инновационных технологий. На самом деле складывается ситуация когда возрождаются и, в лучшем случае, насыщаются новым содержанием или интегрируются давно созданные, и, вероятно, подзабытые технологии и методики. Часто присутствует и такой момент, когда технологии, приемы и методы, к примеру «перевернутое обучение», применяемые, например, в работе со студентами, переносятся в работу с учащимися школ. И речь идет уже о педагогической модели «перевернутый класс». Далее можно упомянуть о проектной и исследовательской деятельности, как основополагающей базе системно-деятельностного подхода, который лег в методологическую основу перехода на ФГОС в общеобразовательной школе и ФГТ в дополнительном образовании. Далее, говоря о «инновациях», следует отметить, что существует практика давно существующим технологиям давать новые названия, часто иностранного происхождения.
Обрисовав, на свой взгляд, ситуацию, складывающуюся в системе образования в ракурсе современных требований, можно сказать, что открыть абсолютно новые и инновационные подходы в системе образования сложно. Да и целесообразно ли заново «изобретать велосипед». Образно говоря, в большей степени мы открываем его заново, осваивая новые способы управления им.
В художественной школе учебный предмет «История искусств» – благодатное поле для поиска, апробации и реализации различных методологических подходов, содействующих реализации поставленных перед образованием целей и задач.
В ходе наблюдений мною отмечено, что учащиеся в целом не понимают, иногда не воспринимают произведения искусства в его связи с объективными критериями ценности художественного произведения, определяемыми его соответствием потребностям общественного и художественного процесса. Их контакты с искусством в основном эпизодические, стихийные, предпочтения далеко не эстетические.
Учитывая, что назначение искусства состоит не только в передаче предметно-смысловой информации, но и в том, чтобы его восприятие сопровождалось эстетическими переживаниями, художественная школа призвана открыть детям прекрасный мир искусства, научить понимать его, сопереживая, делать произведения искусства личностно значимыми. Художественно-эстетическое восприятие, так же как и художественно-эстетические чувства (эмоции, переживания), вкус (взгляды, убеждения), интересы, потребности, идеалы, творческие способности, наиболее полно формируются непосредственно на уроках истории искусств.
Перед предметом истории искусств стоят задачи просветительского и индивидуального творческого развития школьника. Предмет, будучи тесно связанным с художественно-изобразительными дисциплинами (рисунком, живописью, станковой и декоративной композициями, дизайном), основанных на методах, активизирующих познавательную активность учащихся, ставит перед теоретическим курсом «История искусства» необходимость внедрения активных методов и технологий обучения.
Включение учащихся в активную творческую деятельность обуславливает разнообразие теоретических уроков искусства: уроки по отдельным видам искусства, интегрируемые уроки по нескольким видам искусства. Наряду с традиционной урочной формой используются уроки-импровизации, уроки-диалоги, уроки-дискуссии и т.д.
В процессе реализуются и игровые формы обучения, когда для активизации процесса восприятия используется ситуация «мнимого присутствия в картине», «создания живой картины», «живого предмета быта из картины». Здесь полно реализуется принцип «обучения с увлечением», используется воздействие эмоциональных форм, организующей внимание учащихся, их образной речи. Особенно эффективны эти методы на начальном этапе знакомства с предметом.
Наиболее органичным и соответствующим возрастным особенностям познающей личности являются исследовательский и проектные методы обучения, которые в последнее время получили широкое распространение в педагогической практике. Суть этих методов в том, что учащиеся не получают знаний в готовом виде, а «втянуты» в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений, закономерностей. В таком случае они становятся в какой-то мере творцами своих знаний и своего умственного развития. Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы. Исследовательская деятельность понимается не только как работа в конкретных рамках заданной темы и написания учащимся творческой работы, а шире. Задача педагога в том, чтобы создать модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагог задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация к творчеству.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Значение исследовательской и проектной деятельности для личностного развития школьников трудно переоценить. Возникший в США в прошлом столетии, метод проектов, опиравшийся на идеи Дж. Дьюи, активно развивался и у нас в стране группой ученых С.Т. Шацкого. Они выделили все значимые признаки проекта, такие как:
- личный интерес обучающегося в данной деятельности является необходимым условием успешной работы;
- проблема должна быть из реальной жизни и являться знакомой и значимой для ребенка;
- для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести;
- педагог выступает в роли консультанта и руководителя проекта, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации.
Активная позиция исследователя и экспериментатора переводит учащегося на качественно иной уровень, повышает его познавательную активность, сознательность, способствует формированию компетенций;
Учащиеся овладевают основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение новых проблем, выдвижение и объяснение гипотез, построение цепочек логических доказательств), повышают свою компьютерную грамотность (введение и редактирование текстовой и графической информации, овладение техникой презентации), получают коммуникативные навыки (умение выступать перед аудиторией, вовлекать ее в процесс общения, отвечать на вопросы и задавать их). И самое ценное – делают это самостоятельно, без напряжения, с интересом.
По классификации М.Б. Романовской выделяют следующие типы (методы) проектов:
1. Исследовательский - когда проект имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, что предполагает наличие аргументации об актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования; обязательно выдвигается гипотеза, обозначаются методы исследования и проводится эксперимент, результаты которого оформляются, обобщаются и формулируются выводы с обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
2. Творческий – когда проект не имеет столь строго проработанной структуры, однако строится в логике дизайн-петли, т.е. предполагает определение потребности путем исследования (дизайн-анализа существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработку первоначальных идей, их анализ и выбор одной, затем следует стадия планирования, изготовления, оценки (саморефлексии). Форма представления результатов может быть различной (само изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, экскурсия, репортаж и др.)
3. Информационный – когда проект учит добывать и анализировать информацию. Он может быть самостоятельным или включаться в более крупный исследовательский проект. Учащиеся знакомятся с различными методами поиска информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, социологические методы – анкетирование, интервьюирование и др.) и учатся использовать их для достижения поставленных целей. Отрабатываются также навыки обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации итогов поиска в виде доклада, публикации, размещения в Интернете или локальных сетях, телеконференция и др.
4. Практико-ориентированный – когда проект четко ориентирован на результат. Таким результатом может стать изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, определенный социальный результат, затрагивающий интересы участников проекта или общественную проблему. Это, прежде всего, технологические проекты: «Оформление кабинета истории искусств», «Разработка дизайна школьного сайта» и др.
В рамках учебной дисциплины «История искусств», в последние годы в школе ведется активное содействие реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Мы используем в практике в основном два вида проектов – исследовательский и информационный. Информационный используется в рамках предмета «История искусств» по отдельным разделам программы, например «Зарубежное искусство XX-ХХI веков». Учащиеся готовят проекты по отдельным проблемным вопросам современного искусства и со своими проектами выступают на конференции «Современное искусство: поиски и проблемы». Исследовательские проекты – это в основном индивидуальная работа с наиболее способными учащимися. Это сложная и кропотливая работа педагога и ученика, т.к учащиеся, к сожалению, очень плохо умеют анализировать, сопоставлять, конкретизировать факты и явления, предпочитая найти готовый результат в Интернете. Поэтому работа строится в несколько этапов:
1. Проблематизация (Анализ ситуации, формулировка проблемы).
2. Целеполагание (проблема преобразуется в личностно значимую цель).
3. Планирование (задачи, способы решения, график работы).
4. Реализация (завершается презентацией и самопрезентацией)
5. Самооценка и рефлексия.
Какова роль учащегося и педагога-руководителя в подготовке проекта или исследовательской работы? Задачи педагога: помочь сориентировать учащегося, определиться с темой исследования или проекта, скорректировать этапы выполнения, подсказать источники. Ученику предстоит сложная и кропотливая работа по изучению источников, анализу, обобщению и т.д. Однако, опыт работы свидетельствует о том, что учащиеся не сразу понимают важность и ответственность этой работы и вовсе не торопятся ее выполнять, часто откладывая до последнего. Поэтому здесь многое зависит от последовательности работы педагога, его умения мотивировать учащегося. Проект или исследовательская работа должны стать для ребенка открытием своих собственных возможностей, а не нудной работой под грузом слова «Надо!» Поэтому необходимо в начале учебного года составить план работы над исследованиями или проектами, выработать алгоритм выполнения с конкретными сроками, т.к. всякая неопределенность или непоследовательность быстро отвратит учащихся от работы. Не менее важно поддерживать интерес учащихся и их мотивацию к достижению цели.
Успех исследований зависит от актуальности выбранной темы, чтобы она была созвучна интересам учащегося. Отсюда, тем большее удовлетворение принесет она автору. Для этого необходимо грамотное методическое сопровождение учащегося в работе над темой. Что оно включает?
- Выбор темы – самый сложный вопрос руководства проектами и исследованиями. Лучше брать темы, отличающиеся сложной проблематикой или несущие какую-то загадку, тайну. Или темы, которые могут дать педагогу практический материал в виде пособий, презентаций для уроков. Для выбора тем можно использовать метод «мозгового штурма», соревновательный момент «Кто лучше придумает интересную идею» и т.д.
- Найти проблему, которую можно исследовать и разрешить.
- Определение цели и задач.
- Выдвинуть гипотезу (предположение об идеальном результате исследований).
- Практическая работа.
- Итог (в форме публичной защиты проекта, презентация, разработка наглядного материала в виде таблиц, пособий и т.д.) К сожалению, за последнее время навыки публичного выступления, красивая грамотная речь учащихся оставляет желать лучшего. Над этим тоже надо кропотливо работать.
За последние два года хорошие результаты получены учащимися в следующих исследованиях по темам, «Китч: мода или реальность?», «Архитектурно-художественный образ г. Набережные Челны», «Сюрреализм как модернистское направление в искусстве ХХ века», «Реклама: искусство или коммерция?», «Русские меценаты: кто они?»
В помощь учащимся разработана методичка «Общие требования к оформлению исследовательских и проектных работ учащихся», а также критерии оценки публичного выступления и презентаций учащихся.
Результат – участие и победа ученических проектов в ежегодных конкурсах республиканского, всероссийского уровня, например, «Педагогический Олимп», конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», «Я – исследователь».
Литература:
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?: учебно-методическое пособие.-М.: Первое сентября, 2010.
- Орлова О.Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства // Изобразительное искусство в школе.
- Ноздрякова Е.А. Как работать над проектом с удовольствием // учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство».- М.: Первое сентября №11, 2011.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.