Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Организация взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптация ребенка к детскому саду
15 минут 3474 665

Организация взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптация ребенка к детскому саду

Kutisheva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кутищевой Ольгой Алексеевной, педагогом-психологом МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Алексеевна делится своим профессиональным опытом по организации взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптация ребенка к детскому саду. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Алексеевны:

«При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче¬ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития».

Интересного чтения…


Организация взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптация ребенка к детскому саду.

Посмотреть статью с приложением

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче­ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио­нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио­логических систем детского организма и иногда создает для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к

  1. невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды)
  2. частым болезням
  3. психическим регрессиям и т. д.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече­ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се­мьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак­тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако­мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст­ников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восста­навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре­бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо­леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре­акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про­тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя­ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря­женность).

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

Между тем период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации в ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, активно сотрудничать с родителями по этому вопросу. В связи с этим МБДОУ "Детский сад № 125»организовал свою работу по трем направлениям:

  1. с родителями
  2. педагогами
  3. воспитанниками.

Для этого были разработаны соответствующие материалы для родителей:

  1. папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад» , «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» ( с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
  2. информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
  3. альбом с фотографиями из жизни детского сада «Мы ждем тебя» . (В начале альбома родителей и детей встречает сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью?
  4. анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
  5. план работы по адаптации детей в ДОУ

Работа с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:

первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;

второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);

третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Построенная таким образом работа позволяет:

  1. сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
  2. показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

  1. информационные стенды, на которых расположены документы для родителей.
  2. родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой:
  3. выяснение индивидуально-личностных привычек, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?».

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие   консультации и разъяснения   по приходу в детский коллектив.

Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами.

Например, пока педагог-психолог беседует с мамой, воспитатель играет с ребенком яркими, красочными игрушками. Если малыш пожелает, его можно отвести в сенсорную комнату. Кроме того, педагог-психолог наблюдает, как ребенок вступает в контакт, а также проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития.

Как показывает опыт, подобное изучение ребенка до его поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.

Советуем совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что «его забыли и бросили», когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.

Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформление. В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся:

  1. «полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
  2. веселые, детские панно;
  3. мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
  4. подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и позволят ребенку чувствовать   себя более комфортно и спокойно.

В групповом помещении также переоборудуются все зоны.

Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.

Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.      Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду -

  1. позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
  2. помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
  3. помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  4. развивает искусство общения;
  5. помогает управлять своими чувствами;
  6. дает возможность пережить массу эмоций.
  7. Предлагаем специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: хороший эффект дают
  8. разнообразные игры с песком и водой
  9. сухой бассейн;

 

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.

 

Подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо. Также используются наиболее популярные и эффективные игры. Например, игра «Мой любимый садик» позволяет показать все лучшее, что есть в детском саду.

 

Часто проводится игра «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители.

 

Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что­-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!»

 

Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца.

 

Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.

 

Игры в период адаптации должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, игры не должны быть слишком длительными (лучше играть   с детьми по нескольку раз в день, но понемногу). В работе с детьми должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители, причем всем детям предлагаются одинаковые предметы, всегда инициатором игры выступает взрослый.

 

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум расширенного состава – заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, врач, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

 

Анализ результатов показывает, что в течение последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом ДОУ.

 

 

Литература

 

 

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

 

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 - 180с.

 

3. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 - 189 с.

 

4. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 - 189 с.

 

5. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.

 

6. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.

 

7. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 - 315 с.

 

8. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 - 189 с.

 

9. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с.

 

10. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 - кн. 1, 205 с.

 

11. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 - кн. 1, 214 с.

 

12. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 - 65).

 

13. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 - 215 с.

 

14. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 - 178 с.

 

15. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 - 253 с.

 

16. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 - 301 с.

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5457 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5803 610