Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Авторская образовательная программа объединения «Пилатес»
18 минут 1910 452

Авторская образовательная программа объединения «Пилатес»

Sachura fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Сачура Вероника Олеговна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦРТДЮ» пгт. Черноморский Краснодарского края. Сегодня Вероника Олеговна предлагает вашему вниманию авторскую образовательную программу объединения «Пилатес». Данный материал будет полезен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Вероники Олеговны:

«Программа «Пилатес» физкультурно – спортивной направленности, адаптированная, составленная на основе базовых упражнений Пилатес, адаптированных к детям различного возраста. Новизна данной программы заключается в том, что она включает новый вид оздоровительного фитнеса, в основе которого лежат двигательные действия, поддерживающие на определённом уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем».

Интересного чтения…


Авторская образовательная программа объединения «Пилатес»

Посмотреть программу в полной внрсии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе ст. 12, п.4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273 – Ф3; письма от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».

Программа «Пилатес» физкультурно – спортивной направленности , адаптированная, составленная на основе базовых упражнений Пилатес, адаптированных к детям различного возраста.

Новизна данной программы заключается в том, что она включает новый вид оздоровительного фитнеса, в основе которого лежат двигательные действия, поддерживающие на определённом уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Актуальность программы.

Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Одним из таких путей являются занятия Пилатес. Ещё не так давно метод, созданный Йозефом Пилатесом, считался элитным видом тренинга. В настоящее время это самая эффективная программа упражнений, доступная для людей различного возраста и комплекции. Пилатес – некая «философия тела», комплекс упражнений, в основе которых лежат всего два: раскачивание мышц и их растяжение. Главное отличие Пилатес от всех других аналогичных программ – сведенная практически к нулю возможность травм и негативных реакций. Все упражнения проводятся в умеренном темпе, поэтому подходят для людей всех возрастов, с любым уровнем физической подготовки, Пилатес как никакая другая программа, соответствует образу жизни и внутреннему состоянию современного успешного человека.

Система построена таким образом, что упражнения развивают в человеке не только физические, но и внутренние духовные качества. Внутренний контроль, без которого невозможно выполнение упражнений Пилатес, естественным образом развивают в человеке способности к управлению внутренней энергией. Развитие физической силы убеждает человека в безграничности его возможностей и жизненной силе, а развивающаяся эластичность мышц дает уникальный инструмент гибкости в общении и умении договариваться.

Педагогическая целесообразность.

Занятия Pilates с детства - идеальное средство для того, чтобы, не допустить развитие сколиоза у детей. Умение выполнятьPilates упражненияи привычка к Pilates занятиям, позволяют детям поддерживать естественное развитие тела.Pilates упражненияучат детей поддерживать правильную осанку в различных ежедневных ситуациях (во время того, как они садятся, ходят, наклоняются, и т.д.), укрепляют и удлиняют мускулы брюшной области и спины, что предохранит их в будущем от травм и поможет поддерживать равновесие. В человеческом организме большое количество мышц, и с детства требуется их гармоничное развитие. Если с раннего возраста тренировать мышцы, например, выполняя регулярноPilates упражнения, у ребенка сформируется прочный и крепкий мышечный каркас, который будет служить защитой позвоночника от возможных деформаций. Сбалансированные Pilates упражнения и контроль над дыханием помогают правильному формированию костей, увеличивают их крепость, предотвращают мускульную слабость. Практика метода Pilates вводит детей в мир здоровья и спорта, побуждая их к занятиям другими спортивными дисциплинами, такими, как танцы, гимнастика, боевые искусства, коллективный спорт. Pilates способствует развитию способностей к занятиям любыми видами физической активности.

Pilates упражнения уменьшают детскую и подростковую нервозность, повышают стрессоустойчивость, способствуют самоуважению, улучшается способность к концентрации, развиваются познавательные навыки, улучшается способность к общению. Pilates показан нервным и гиперактивным детям, так как контроль над дыханием и упражнения на расслабление помогают им достичь гармонии разума и тела.

Цель программы: мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания Пилатес.

Основные задачи:

Обучающие:

- формирование знаний о Пилатес;

- совершенствование навыков базовых элементов Пилатес, их вариативного использования в самостоятельных учебных занятиях;

-формирование навыков и умений в выполнении упражнений Пилатес различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движений;

- формирование музыкально – двигательных навыков и умений;

- привитие некоторого опыта участия в соревнованиях.

Воспитательные:

- воспитание морально – волевых, эстетических качеств;

- воспитание спортивного трудолюбия;

- воспитание лёгкости, изящества и гармоничности движения.

Развивающие:

- развитие умение снимать утомление, вызванное учебной деятельностью;

- развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности;

- развитие позитивного мышления в борьбе со стрессами.

Для реализации поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащихся, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого учащегося соответствующих методов и приемов.

Возраст воспитанников в объединении предлагается от 9 лет до 21 года.

Количество воспитанников в группе не должно превышать 8 человек. В объединение записываются все желающие. На первой встрече происходит собеседование, в ходе которого происходит диагностика осанки, фитнес тестирование для выявления целей учащегося и особенностей его тела.

Выполнение программы рассчитано на 2 года обучения. Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), программа 2 года обучения рассчитана на 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Программа предусматривает 2 этапа обучения: теоретические занятия и практические занятия.

Формы и режим занятий.

Данная программа специально составлена на основе базовых упражнений Пилатес, адаптированных к учащимся различного возраста. В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются определённые формы и методы занятий в объединении. На занятиях используются групповая и индивидуальная работа под руководством педагога. Рекомендуется использовать лекции – демонстрации, когда педагог демонстрирует, а воспитанники все вместе выполняют упражнения.

Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, викторины, круглые столы, которые способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.

Для практической части противопоказаний нет, заниматься рекомендуется всем без ограничений. Возможность получения травмы сводится практически к нулю.

Для детей возраста 9-10 лет занятия  проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, ребята выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость и растяжку.

Занятия для детей 10-14 лет больше похожи на занятия Pilates для взрослых. Для выполнения упражнений активно используются образы, визуализация, что помогает детям правильно справляться с заданием, укрепляя осанку, улучшая координацию движений, мышечную силу, выносливость и гибкость.

Дети 14 лет и старше овладевают техникой Pilates, следуя основным принципам метода, получая максимальную пользу от занятий. Благодаря полноценной методике уменьшается детская и подростковая нервозность, повышается стрессоустойчивость, улучшается способность концентрации внимания. Упражнения выполняются медленно, плавно и требуют полной концентрации внимания и контроля над техникой их выполнения, а в сочетании движения со специальным дыханием, которое управляет кровоснабжением мозга и улучшает общую циркуляцию крови в организме, дает ключ к укреплению мышц и хорошему самочувствию.

Для реализации данной программы используются следующие методы:

Методы воспитания. Эти методы основываются на принципе сознательности. И главный из них – метод убеждения. Важную роль играют такие методы, как требовательность, поощрение, постепенно повышающая нагрузка, повторность воздействий, соревнования.

Методы обучения. Словесный (объяснения, указания, напоминания, разбор и др.), наглядный (киновидеодемонстрация, наблюдения, кинограммы и др.), непосредственная помощь обучающему (в занятии позы, в выполнении отдельных движений и действий и др.), средства обратной связи. Для превращения двигательного представления в действие есть средство – практические попытки его воспроизведения. При этом наибольшую роль играют метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения. Оба метода взаимосвязаны, дополняют друг друга и требуют использования метода повторности.

Методы тренировки. В основе всего многообразия методов тренировки лежит метод повторного выполнения. В зависимости от задач, средств и внешних условий, а также от индивидуальных особенностей обучающихся, разновидности главного метода предусматривают различные его повторности, характер выполнения, количественные и качественные уровни.

Основные методы тренировки: равномерный, интервальный, переменный, темповой, до «отказа», контрольный, соревновательный, поточный, одновременный, игровой, интегральный.

В этой программе рассматриваются такие формы занятий как академическая, учебная, учебно – тренировочная, тренировочная, модельная, соревновательная.

Советы и рекомендации к занятию

Форма одежды должна быть удобной. Занятие проходит без обуви — в носках, а лучше босиком.

Прием пищи за 1-2 часа до начала занятия.

Всем, кто не занимался раньше пилатесом, даже если вы активно занимаетесь другими занятиями, лучше сначала походить на базовый уровень. Сначала необходимо хорошо освоить упражнения начального уровня подготовки в течении4–6 недель минимум, а уже затем переходить на средний и продвинутый уровень.

Пилатес подходит абсолютно для всех, для людей любого возраста и любых физических возможностей. У него нет противопоказаний, ведь эта программа и создавалась как реабилитация человеческого организма, причем, не только на физическом, но и на психологическом уровне. Но все же, если у вас есть серьёзные заболевания, тяжёлые перенесённые травмы или операции, необходимо проконсультироваться с врачом перед началом занятий. И не забудьте предупредить тренера обо всем, что касается вашего здоровья. Возможно, какие-то определенные упражнения вам не рекомендуется делать, а какие-то наоборот, лучше и дома выполнять дополнительно.

При плохом самочувствии не идите на тренировку, лучше отложите занятие до следующего раза.

Меры предосторожности.

Пилатес считается наименее травмоопасным видом тренировки.

И всё же элементарные правила безопасности стоит соблюдать.

Во-первых, занятия не должны ни в коем случае приносить боль или плохое самочувствие.
Если вы чувствуете, что у вас кружится голова, свело ногу или резко где-нибудь заболело, прекратите выполнять упражнение. Если боль не прошла или повторяется снова, когда вы выполняете это упражнение – вычеркните его из своего списка. Бывают упражнения, которые могут не подходить лично вам.

Во-вторых, максимально исключите резкие движения, особенно в опасных упражнениях типа любых стоек на плечах. Система Пилатес подразумевает только медленные и плавные движения.

В-третьих, никогда не занимайтесь на голом полу, без коврика или толстого полотенца. Коврик не должен скользить или сворачиваться.

В-четвертых, не кушайте за час до и после занятия (желательно за два).

В-пятых, во время критических дней девушкам не рекомендуется выполнять перевернутые позы.

В-шестых, никогда не следует перенапрягаться. Слишком большое мышечное напряжение или растяжение может сильно навредить.

Наконец, рекомендуется отложить тренировку, если у вас болит голова, вы чувствуете недомогание или приближающуюся простуду. Особенно если ваш фитнес-центр находится далеко от дома и если на улице холодно. Приступайте к тренировкам только после полного выздоровления.

Структура занятия

Обычно тренировка состоит из нескольких частей.

5. Далее рекомендуется переходить к упражнениям на бедра и ягодицы: мостики на плечах (простые и сложные), вся серия упражнений на боку.

6. В заключение – упражнения для спины и задних поверхностей ног. Bыполняются на животе (вращение головой, удары пятками, плавание) , а также отжиманияи другие упражнения на руках (подъемы ног на боку, русалочка, скручивание корпуса в упоре на руке).
7. Обязательный отдых после всего комплекса. Здесь подойдут любые легкие, спокойные упражнения, растяжка, неспешные йоговские позы.
Важно, чтобы тренировка была общей: 10% на разминку, около 40% на центр силы, 10% на растяжку, еще 20% на комплексные упражнения, 10% на бедра, спину и ягодицы и последние 10% – на расслабление и отдых.

Музыка для Пилатеса
Музыка для Пилатеса считается одним из фундаментальных дополнений для проведения занятий, однако, возможны занятия Пилатесом и без музыки, - это отличает Пилатес от других дисциплин, где музыка является не дополнением, а фундаментальным инструментом для проведения занятий. Музыка для Пилатеса помогает адаптации к окружающей обстановке, дает стимулы, которые обогащают сенсорный, познавательный процессы, а также двигательные процессы, кроме того, такая музыка побуждает к креативности и гармонизации сознания.

Музыкальный стиль, который используется в занятиях Пилатесом – это инструментальная музыка со звуками природы, спокойный медленный ритм которой способствует ощущению гармонии и помогает расслаблению.

Ожидаемые результаты. Потенциальная способность спортсмена показать определенные достижения в фитнесе – продемонстрировать уровень спортивно – технической, физической, интеллектуальной готовности.

Первый год обучения.

Должны знать:

- принципы и ценности культуры здоровья;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- особенности Пилатес и его влияние на здоровье;

- о влиянии питания на здоровье, красоту и долголетие человека;

- технику выполнения упражнений Пилатес;

- особенности дыхания на занятиях Пилатес;

- особенности разминки на занятиях Пилатес;

- требования техники безопасности при занятиях Пилатес.

Должны уметь:

- освоить специальный тип дыхания;

- выполнять упражнения разминки, упражнения для релаксации, упражнения на растяжение;

- использовать простейшие тренажеры (скакалки, массажные коврики, мячи);

- выполнять основные движения танца;

- составлять меню сбалансированного питания и питьевого режима;

- соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений.

Второй год обучения.

Должны знать:

- основные принципы Пилатес;

- виды распространенных нарушений осанки;

- понятие формулы «застегнитесь и подтянитесь»;

- виды танцев;

- значение костюма в создании образа.

Должны уметь:

- выполнять упражнения разминки, упражнения для релаксации, упражнения на растяжение;

- выполнять упражнения для профилактики кифотической осанки, для плоской спины;

- выполнять упражнения на развитие вестибулярного аппарата;

- выполнять основные танцевальные движения;

- проводить спортивные игры с мячом, скакалкой, веревкой, надувными шарами;

- проводить спортивные игры без снарядов;

- определять средства музыкальной выразительности;

- навыки сохранения собственной физической формы.

Способы определения результативности. К педагогическим тестам относятся методы, при помощи которых можно определить уровень развития отдельных физических качеств, а также техническую подготовленность. В качестве показателей общей физической подготовленности необходимо измерить, в частности, параметры силы, координационных способностей, гибкости.

Анализ техники выполнения проводится путем визуального наблюдения, при помощи фотографирования, видеосъемки, которые позволяют фиксировать изображение занимающегося при выполнении того или иного технического элемента, с последующим просмотром и анализом совместно со спортсменом и тренером.

Формы подведения итогов реализации.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются физкультурные праздники, фестивали и соревнования.

Важнейшей формой подведения итогов является диагностика, определяющие эффективность учебно – тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:

- текущей оценки усвоения изучаемого материала;

- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Методическое пособие педагогического колледжа фитнеса «Пилатес. Базовый уровень» г. Санкт-Петербург 2011 г.(e-mail: student@fitnesstrener.ru)
  2. Вейдер С. Пилатес для идеального пресса. Ростов н/Д: Феникс, 2007
  3. http://www.pilateslegko.ru/01.html
  4. http://fitn.ru/info/part_35.html

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2091 607